| ![Мультимедийное игровое занятие по теме : «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л]-[р]»](/images/stories/art/kultura-rechi.jpg) Цель: Упражнять детей в различении звуков [л]-[р] в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Ход занятия
 Воспитатель читает рассказ Е.И. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».
 Примечание: Слово «букву» заменить на слово «звук».
 Воспитатель: Из всех звуков звук [р] – самый трудный коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить» этот звук. Какой звук вместо звука р выговаривает Женя. Кто услышал? (ответы детей). Кто догадался, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (ответы детей).
 Воспитатель уточняет:  Сегодня мы будем учиться различать звуки [л]-[р] и правильно выговаривать их.
 Слайд 2. Артикуляционная гимнастика: заборчик, лошадка, вкусное варенье, конфета, почистим зубки.
 Слайд 3. Воспитатель: Внимание! Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук р, пустите рыбку поплавать (дети выполняют движение кистью, а воспитатель показывает рыбку на слайде 3), если услышите звук л, попробуйте «позвонить в колокольчик» (дети звонят в воображаемый колокольчик, а воспитатель показывает колокольчик на слайде 3).
 ЛАПА, РЫБА, ЛЕЙКА, РАК, УЛЫБКА, ТОРТ, РОЗА, ВОЛК
 Слайд 4. Воспитатель: Отгадайте загадку (воспитатель открывает слайд 4 и щелчком открывает картинки)
 Не царь, а в короне,
 Не всадник, а со шпорами,
 Не сторож, а всех будет.
 (Петух)
   Слайд 5. Дети отгадывают загадку, и воспитатель открывает слайд 5. Правильно! Это петух!
 Слайд 6. Воспитатель: Внимание! Сейчас вы будете называть те слова со звуком [р], которые встретились в загадке, а я буду убирать пирамидку за каждое правильно названное слово (ответы детей)
 Слайд 7. Физминутка. Воспитатель показывает упражнения, сопровождая словами:
 Все движения разминки повторяем без запинки!
 Эй! Попрыгали на месте.
 Эх! Руками машем вместе.
 Эхе - хе! Прогнули спинки,
 Посмотрели на ботинки.
 Эге – ге! Нагнулись ниже
 Наклонились к полу ближе.
 Повертись на месте ловко.
 В этом нам нужна сноровка.
 Что, понравилось, дружок?
 Завтра будет вновь урок!
 Слайд 8. Воспитатель: Внимание следующая игра! Поселите в домик картинку в названии которой есть звук [р] (ответы детей).
 Слайд 9. Воспитатель: Внимание следующая игра! Определите позицию звука в слове РАК (ответы детей).
 Слайд 10. Определите позицию звука в слове ЧЕРЕПАХА (ответы детей).
 Слайд 11. А теперь нарисуйте у себя на листах бумаги решетку и определите самостоятельно позицию звука [р] в слове КОВЕР и с помощь фломастера красного цвета нарисуйте кружок в той клеточке где по вашему мнению слышится звук [р] (дети самостоятельно на листках бумаги чертят решетку, определяют позицию звука [р] и фломастером красного цвета рисуют кружок в той клеточке где по их мнению находится звук, а затем вместе с воспитателем проверяют выполненное задание на слайде 10).
 Для закрепления звука [р] можно использовать скороговорку:
 Тигры время коротали,
 Вместе с громом рокотали.
 Скачать презентацию по этой теме |