Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Детско-родительский проект «В снежной стране родственных слов»
Занятия с детьми
Автор: Шестакова Оксана Ивановна   
31.12.2011 08:38

Детско-родительский проект «В снежной стране родственных слов»К сожалению, в последние годы возросло число дошкольников с общим недоразвитием речи, характеризующимся нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
При изучении темы «Зима» у детей возникли трудности в подборе родственных слов к слову СНЕГ, и  назрела необходимость  в новых формах и методах работы в этом направлении. В связи с этим родилась идея обучающего, краткосрочного  детско-родительского проекта «В снежной стране родственных слов».
Цель проекта: обучение детей образованию родственных слов.
Задачи:
•    учить образовывать родственные слова по вопросам педагога, по опорным схемам;
•    упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственных слов
•    формировать умение выделять родственные слова из текста
•    закреплять умение составлять предложения с заданными словами
•    развивать память, внимание, мышление;
•    развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений    , воображение
•    привлечь родителей к сотрудничеству с логопедом
•    активизировать творческий потенциал родителей


Детско-родительский проект «В снежной стране родственных слов»Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Распределение обязанностей:
•    Родители – закрепляют с детьми полученные на занятиях знания в играх; совместно с ребенком составляют  рассказ по опорным словам; принимают  участие в создании книги «Снежные истории»
•    Дети – усваивают полученные знания
•    Учитель-логопед – привлекает  родителей к проектно-творческой деятельности, созданию книги и макета
Предполагаемый результат проекта:
Внутренний продукт:
Дети подбирают и образовывают родственные слова.
Родители расширяют  возможности сотрудничества со своими детьми. вовлекаются в воспитательно-образовательный  процесс
Внешние продукты:
Создание панно и макета «Снежная картина»,
Издание книги «Снежные истории»
На подготовительном этапе была определена цель проекта и поставлены задачи. Логопедом был подобран речевой и наглядный материал, изготовлены опорные схемы,  создана  презентация Power Point  «Узнай по описанию» «Найди лишнюю картинку», для родителей подобрана игротека по данной теме.
На основном этапе с детьми во время занятий и в совместной деятельности проводились речевые игры и игровые упражнения «Вспомни и повтори», «Чего не стало?» «Найди лишнюю картинку», « Назови лишнее слово»,«Ответь на вопрос»,
«Родственники»
Дети  закрепляли полученные знания в пальчиковых играх «Снежок», «Снеговик», в подвижных играх «Снегири»  «Снегопад». Развивающая среда группы была пополнена книгами (произведениями художественной литературы, методическими пособиями), репродукциями картин известных художников, фотоработами «Снежная зима». В пополнении развивающей среды принимали активное участие родители воспитанников.
Большой интерес у детей вызвало изготовление панно «Снежная картина» и атрибутов к макету. (фото 1)
Заключительный этап включал в себя итоговое игровое занятие с изготовлением совместно с родителями макета «Снежная картина». (фото 2,3,4) На презентации книги «Снежные истории» дети рассказывали свои рассказы, составленные с родителями дома. Книга была иллюстрирована рисунками детей.
Участие в проекте педагогов, родителей и дошкольников позволило:
- организовать деятельность детей в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями; не только средствами совместного творческого взаимодействия формировать у детей представления о родственных словах, но и, используя различные виды деятельности способствовать их всестороннему развитию, повышению самооценки;
- родителям принять активное участие в значимом для них процессе развития ребенка;
- педагогам совершенствовать профессиональное мастерство.
Данный проект может быть реализован как учителем-логопедом, так и воспитателем.
Итоговое игровое занятие «В стране снежных слов»
Задачи:
- закреплять умения образовывать родственные слова;
- упражнять в выделении главного и «лишнего» слов в группе родственников;
- упражнять в согласовании количественных числительных с существительными.
- закреплять умения составлять предложения с заданными словами;
- развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание.
Оборудование: костюм Снегурочки, аудиоаппаратура, запись тихой музыки, презентация Power Point «Узнай по описанию», «Назови лишнюю картинку», куб «Сосчитай-ка», атрибуты к макету «Снежная картина», клей, кисточки, скотч, книга «Снежные истории», снежинки.
Ход занятия:
Детско-родительский проект «В снежной стране родственных слов»Звучит аудиозапись тихой музыки. Дети входят в зал, здороваются.
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну. К путешествию надо подготовиться. Для этого мы сделаем с вами массаж лица.
Ручки растираем        (потирают ладони)
И разогреваем            (хлопки)
И лицо теплом своим нежно умываем    (разогретыми руками проводят по лицу)
Грабельки сгребают все плохие мысли    (двигают пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро     (растирают ушные раковины по краю снизу вверх и сверху вниз)
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки    (загибают ушные раковины вперед и потягивают вниз за мочки)
А потом уходим пальцами на щечки    (перебегают пальцами на щеки)
Щечки разминаем, чтобы надувались    (указательным, средним и безымянным пальцами разминают щеки круговыми движениями)
Губки разминаем, чтобы улыбались    (большим и указательным пальцами разминают сначала нижнюю, а затем верхнюю губу)
Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Мы с вами отправимся в волшебную страну с волшебным героем, а кто это, вы узнаете, отгадав загадку
Логопед: Снегурочка – мой самый любимый герой, и я хочу в нее сейчас превратиться. Вы не возражаете?
Логопед надевает костюм снегурочки, кружиться на месте и произносит слова: «Раз, два, три – покружусь и в снегурку превращусь». «Превращается» с Снегурочку.
Снегурочка: Здравствуйте, ребята! Я Снегурочка, в гости к вам пришла, сказку принесла.
Давным-давно люди потеряли слово СНЕГ, потеряли его, забыли о нем. А слово попало в землю, и появились слова-ростки: Снегурочка, снежок, снежинки, снеговик. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.
Давайте и мы с вами назовем родственные слова к слову СНЕГ. Я буду описывать предмет, а вы должны узнать о чем я говорю. Если ответ будет правильным, то на экране появиться картинка.
Проводится игровое упражнение «Узнай по описанию» (слайд №1)
Снегурочка: От какого слова родились слова снежинка, снеговик, снегопад…
Дети: Эти слова родились от слова СНЕГ.
Снегурочка: Слово СНЕГ – главное слово. Ребята, теперь вы поняли, что такое родственные слова?
Дети: Да, поняли.
Упражнение «Снежки»
Снегурочка: А теперь давайте поиграем в снежки.
Раз, два, три, четыре,            дети загибают пальцы
Мы с тобой снежок слепили.        меняют положение ладоней – лепят
Круглый, крепкий,            соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук
Очень гладкий,                гладят ладонью одной руки кисть другой
Но совсем-совсем не сладкий    грозят пальчиком
Раз – подбросим,            подбрасывают воображаемый снежок
Два – поймаем                ловят воображаемый снежок
И вперед его кидаем            бросают воображаемый снежок.
Игровое упражнение «Назови лишнюю картинку»  (слайд №2)
Снегурочка: Сейчас на экране появятся картинки, посмотрите на них внимательно и скажите, какая из них лишняя. Объясните, почему вы так считаете
Дети поочередно называют все картинки, выделяют лишнюю и объясняют свой выбор.
Игровое упражнение «Сосчитай-ка»
Снегурочка: Ребята я вам принесла волшебный кубик, на гранях которого нарисовано разное количество предметов. Вы не желаете с ним поиграть?
Дети: Желаем.
Дети передают куб по кругу со словами: «Кручу, верчу, сказать хочу».  Ребенок, на котором закончились слова, называет количество изображенных предметов и придумывает с ними  предложение.
Работа над макетом.
Снегурочка: Я знаю, что вы на занятиях готовили атрибуты для снежного макета. И сейчас мы с вами его соберем. Я предлагаю Юле и Диме слепить снеговика, Олегу и  Гюзель запорошить снегом землю и  дерево, на которое Оксана и Ксюша посадят снегирей, а Лилиана и Айдар развесят снежинки.
Дети звеньями создают единый макет.
Снегурочка: Молодцы, ребята. Отличная снежная картина у нас с вами получилась. Вы хорошо поработали. Но я знаю, что вы и дома вместе с родителями потрудились, рисовали и сочиняли рассказ. И из ваших рассказов и картин я сделала книгу. И предлагаю авторов показать и рассказать свою снежную историю.
Презентация книги «Снежные истории». Дети рассказывают рассказ, составленный дома вместе с родителями.
Снегурочка: Пусть наша книга еще тонкая, но я надеюсь, что вы и дальше будете ее наполнять. Вот и подошло к концу наше волшебное путешествие. Пора возвращаться в детский сад.
Взрослый кружиться, говоря:  «Раз, два, три, четыре, пять – в детском садике опять» и снимает костюм Снегурочки.
Логопед: Ребята, какие слова мы сегодня подбирали?
Дети: Родственные .
Логопед: А какие это слова?
Дети: Родственными называют слова, похожие по звучанию и значению.
Логопед Правильно!
Слова, как родные,
Похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать
И вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
Вы сегодня активно работали,  и я дарю вам снежинки со стихами, которые вы выучите дома и расскажете другим ребятам.
Звучит тихая музыка, дети уходят.


Домашняя игротека «Родственники слова СНЕГ»

«Вспомни слова»
Цель: учить вспоминать группы родственных слов. развивать внимание, память, мышление.
1 вариант. Взрослый называет слово «СНЕГ» и кидает ребенку мяч. Он возвращает мяч обратно, называя родственное слово.
После окончания игры ребенок составляет предложение с названными словами.
2 вариант. Взрослый называет слово СНЕГ. Ребенок вспоминает родственное слово. За каждое названное слово ребенок получает фишку или поощрительный приз.

Назови лишнее слово»
Цель: учить находить «лишнее слово – не подходящее по значению ко всем остальным словам.
Взрослый называет родственные слова. Ребенок внимательно слушает, отыскивает и называет слово, не подходящее по смыслу ко всем остальным словам.
Снегурочка, снежинка, морозище, снеговик.
Морозная, снежная, белоснежная, снегопад.
Снежки, снегопад, мороз, снежок
После окончания игры ребенок составляет предложение с названными словами.

«Вспомни-повтори»
Цель: учить выделять родственные слова из прослушанного текста.

Невесомые снежинки            А в кормушке снегири       
Превратились в снегопад.            Зерна с крошками нашли.
На дорожки, на скамейки            Белоснежные сугробы
Мухи белые летят.                Все дорожки замели.
Дети лепят снежный ком,            Прячутся подснежники
Станет ком снеговиком.            Под сугробы снежные
Малыши в снежки играют,            А Снегурочка с мешком
Кто-то строит снежный дом.        Посыпает всех снежком.

Узнай слово по описанию»
Эту игру лучше проводить с использованием картинок.
Взрослый описывает предмет, а ребенок должен догадаться о каком предмете идет речь и показать и назвать картинку.
- Это птица, она прилетает зимой, она черная, а грудка красная, любит есть семена, ягоды рябины.
- Девочка в красивой шубке и шапочке, любит веселить ребят и приходит к ним зимой с Дедом морозом.
- Дети лепят его из снега, он круглый, крепки, холодный, им можно кидаться, строить из них крепости.
- Падает с неба, белая, искристая, лучистая.
- Тело его состоит из трех комков: большого, поменьше и маленького, вместо носа морковка, на голове ведро.


«Объясни слово»
Цель: учить детей понимать и объяснять сложные слова.
Взрослый называет слова и объясняет ребенку из каких слов оно образовано. Затем предлагает ребенку сложить из двух слов одно и объяснить значение этого слова.

Снегопад (снег и падать) - снег падает с высоты.
Снегоочиститель (снег и чистить) - снег очищает с чего-либо.
Снегокат (снег и катить) - по снегу катит.
Белоснежный (белый и снег)

Шестакова Оксана Ивановна,
Учитель – логопед, 1 квалификационная категория
МДОУ «Ергачинский детский сад»
Пермский край, Кунгурский район,
п. Ергач

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год