Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игры для девочек
Занятия с детьми
Автор: Ольга Валериевна Коннова   
14.09.2014 21:16

Игры для девочекИгры для девочек.
С давних времен девочки всего мира, играя, между делом осваивали роли будущих любящих матерей и хороших хозяек. И сегодня игры для девочек помогают развить такие важные социальные качества, как заботливость и внимание к ближнему, терпение и усидчивость, способность к эффективному взаимодействию с другими людьми.
Этому способствует и специфическая тематика, и стремление к скрупулезности движений, и относительно мягкие условия даже подвижных игр, в которых никогда не встретишь той жесткости, что характерна для мальчишеских забав.
Научите девочку игре в «Дочки-Матери», «Классики» или «Рези-ночки», и тогда ей будет легче освоить женскую модель поведения, что так важно для благополучия семейной жизни.
Здесь рассматриваются наиболее популярные игры для девочек - хотя это разделение выглядит достаточно условно, т. к. играть в некоторые из этих игр могут не только девочки, но и мальчики.

Скачать конспект

Игра «Дочки-матери»
Дочки-матери – старейшая детская сюжетно-ролевая игра, служа-щая имитацией взрослой семейной жизни. Инициаторами и участника-ми игры выступают обычно девочки, которые выполняют, в том числе, и мужские роли, однако порой в игру принимают и мальчиков. Четких правил игры не существует, все держится на самой идее и распределении ролей, по ходу игры способных легко меняться. Как правило, для игры в «Дочки-матери» требуются куклы и разнообразный игровой «инвентарь» вроде игрушечной посуды, мебели, предметов быта и т.д. Перед началом игры участники распределяют между собой роли различных членов семьи, решая, кто из них будет матерью, кто отцом и т.д. В ходе игры дети воплощают реальные жизненные ситуации, воссоздают систему отношений в семье, отыгрывают конфликты с теми или иными родственниками. При этом в игре возможна на только имитация реально увиденного, но и воплощение своих мечтаний о жизни. Взрослые могут использовать игру в «Дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Например, если девочка застенчива, предложите ей поиграть в эту игру, причем сами вызовитесь исполнять роль дочки. Ни в коем случае не руководите игрой, стараясь полностью подчиниться воле ребенка, и тем самым вы поможете ему обрести уверенность в себе.
Игра «Я знаю пять имен…»
Для этой популярной среди девочек подвижной игры потребуется мяч и небольшая компания сверстников. Правила игры просты. Сначала по считалке определяется очередь играющих. Все игроки становятся в круг. Затем первый играющий берет в руки мяч, произносит фразу «Я знаю одно имя девочки…», после чего ударяет мячом о землю, называет первое пришедшее в голову имя и ударом перебрасывает мяч следующему игроку, который должен повторить остальные действия первого игрока и пустить мяч дальше по кругу. Если в ходе отбивания мяча какой-нибудь игрок не попал по мячу или не успел проговорить очередное имя, он выбывает из игры. Когда все имена девочек перебраны, первый играющий меняет формулу:
- Я знаю одно имя мальчика;
- Я знаю одно название города;
- Я знаю одну страну;
- Я знаю одно животное;
- Я знаю одну птицу;
- Я знаю один цвет.
Игру можно усложнить, используя формулу: «Я знаю два имени девочки», при которой соответственно мяч чеканится о землю дважды и на каждый удар называется по одному имени или названию. В игру можно играть до десяти: «Я знаю десять названий городов». Победите-лем в игре становится тот, кто сумел продержаться дольше остальных.
Игра «Резиночки»

Еще не так давно огромной популярностью у девчонок пользова-лась такая игра, как «резиночка». И сегодня нередко можно увидеть, как во дворах стайки девочек развлекаются все той же замысловатой забавой.
В игре участвует от 2 до 4 человек. Можно играть и большей компани-ей, но тогда кому-то придется ждать. Двое игроков становятся «в резиночку». Один игрок выполняет различные движения с прыжками на разных уровнях сложности.
Игра в резиночку может проходить на следующих уровнях:
1) резинка расположена на уровне щиколоток;
2) резинка на уровне колен;
3) резинка на уровне бедер и т.д.
Приведем некоторые движения, которые предписывается выпол-нять игрокам в резиночку:
- ноги с двух сторон от одной резинки, прыжок, ноги с двух сторон от другой резинки, и все сначала;
- «Бегунчики»: подпрыгнув, встать каждой ногой на одну резинку, после нового прыжка поменять ноги местами и так четыре раза;
- «Ступеньки»: прыгать сразу обеими ногами, во время прыжка зацепляя одну резинку и наступая на другую, затем одним прыжком освободиться от резинки и выпрыгнуть с другой стороны.
Как только прыгающий собьется, зацепится за резинку или совер-шит какую-либо иную ошибку, он встает «в резинку» и прыгать начинает следующий игрок. При этом новый игрок всегда должен прыгать с того же места, на каком сбился предыдущий.
Игра «в часики»

Для игры понадобится две скакалки и компания хотя бы из трех человек. Скакалки нужно связать между собой, но так, чтобы узел получился без ручек от скакалок. Две участницы становятся на расстоянии двух-трех метров друг от друга и крутят получившуюся длинную скакалку, а третья прыгает. Прыжки выполняются по порядку и со все возрастающей степенью сложности. Всего правилами игры предписывается выполнить шесть упражнений:
- один прыжок: впрыгнуть, один раз перепрыгнуть через скакалку и выпрыгнуть;
- два прыжка: впрыгнуть, одной рукой уперевшись в бок, дважды перепрыгнуть и выпрыгнуть;
- три прыжка: впрыгнуть, трижды перепрыгнуть на правой ноге и вы-прыгнуть;
- четыре прыжка: впрыгнуть, четырежды перепрыгнуть на левой ноге и выпрыгнуть;
- пять прыжков: впрыгнуть по центру скакалки, перепрыгнуть пять раз и выпрыгнуть так же по центру скакалки;
- шесть прыжков: впрыгнуть, шесть раз перепрыгнуть из положения на корточках и выпрыгнуть.
Скакалку необходимо раскручивать постоянно и равномерно. Если прыгающая участница игры ошибается, сбивается или запутывает скакалку, право прыгать переходит к следующей девочке.
Игра «в колечко»
Для игры понадобится и колечко или другой маленький предмет. Играть могут одновременно 5-7 детей дошкольного/младшего школьного возраста. Игра хорошо развивает внимание и быстроту реакции.
Сначала по считалке выбирается водящий. Он должен незаметно от других играющих положить колечко в руки одного игрока. Участники игры садятся рядом в один ряд (например, на скамейке во дворе). Каждый играющий складывает ладони лодочкой, плотно прижимая их друг к другу, но так, чтобы между ними образовалась небольшая полость. Сверху нужно оставить свободное пространство, прикрывая его большими пальцами от взглядов других игроков. Водящий, зажав колечко в ладонях, проводит ими по сомкнутым лодочкам остальных игроков, переходя по очереди от одного к другому, и незаметно выпускает колечко в ладони выбранного игрока. Этот игрок, в свою очередь, должен стараться оставаться незамеченным вплоть до тех пор, пока водящий не произнесет: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».  При этих словах игроку с колечком предписывается выскочить из ряда других участников игры, которые будут стараться схватить его и помешать ему выскочить. Если игроку с колечком удалось выскочить из ряда, то он начинает водить, а если нет, то игру продолжает вести прежний водящий.
Игра «Светофор»
В эту подвижную игру могут играть дети от 4-х лет. Игра полезна для развития внимательности и реакции. Перед началом игры на площадке необходимо отчертить две линии, расположенные на расстоянии нескольких метров друг от друга. Между этими линиями будет проходить так называемая «дорога». По считалке выбирают игрока, который станет водящим, играя роль «светофора». Все остальные участники игры, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий, «светофор», повернувшись спиной к игрокам, караулит на «дороге». Не оборачиваясь, «светофор» называет какой-либо цвет. Если игрок может отыскать на себе какой-нибудь предмет названного цвета (одежда, заколка и тому подобные вещи, вплоть до пятнышка от сока), то он может взяться за этот предмет рукой и спокойно перейти через «дорогу». Если же ничего подходящего найти не получается, то игрокам не остается ничего другого, кроме как попытаться бегом попасть на другую сторону «дороги», не выбегая за ее пределы. «Светофор» должен ловить нарушителей, стараясь их осалить. Нарушитель, которого коснулся «светофор», сам становится «светофором».

Игра «в десятки»

Для этой игры понадобится мяч, стена и небольшая площадка. Играть могут от двоих человек и больше. Каждому участнику игры предписывается выполнить десять упражнений:
- игрок десять раз подряд ударяет мячом об стену, отбивая его, как в волейболе;
- девять раз ударяет мячом об стену, отбивая его ладонями снизу;
- восемь раз бросает мяч из-под правой ноги, ударяя им об стену, а отлетающий от стены мяч ловит руками;
- семь раз бросает мяч из-под левой ноги, ударяя им об стену, а отлетающий от стены мяч ловит руками;
- повернувшись лицом к стене, шесть раз бросает мяч сзади между ногами, ударяя им об землю так, чтобы он отлетел к стене и ударился об нее. Отскочивший от стены мяч нужно поймать руками;
- повернувшись спиной к стене, пять раз бросает мяч между ног, быстро поворачивается и ловит руками отскочивший от стены мяч;
- четыре раза ударяет мячом об стену так, чтобы тот отскочил от нее на землю. После отскока от земли снова ударяет мячом о стену и затем ловит;
- трижды ударяет мячом об стену, сложив ладони лодочкой;
- дважды ударяет мячом об стену сведенными вместе кулаками;
- один раз подбрасывает мяч и ударяет им об стену при помощи одного пальца.
После выполнения всех упражнений игрок сдает «экзамен», проделывая каждое из них по одному разу. Если при выполнении какого-либо задания игрок ошибся, его место у стены занимает следующий по очереди участник игры.
Игра «Вы поедете на бал?»
Эта интеллектуально-словесная игра особенно популярна у дево-чек младшего школьного возраста и может послужить прекрасным развлечением для двоих-троих игроков. Суть ее правил заключается уже в самом присловье, которое произносит ведущий:
Да и нет не говорите,
Черное-белое не называйте.
Вы поедете на бал?
Дальше игрок вступает в диалог с ведущим, отвечая на вопросы: с кем поедет, в чем поедет, какого цвета будет смокинг и т.п. При этом ведущий будет стремиться «подловить» игрока, задав ему такой хитрый вопрос, чтобы тот нечаянно ответил «черный» или «белый», «да» или «нет». Если каверза удалась, игрок проигрывает. Игра становится особенно интересной, если ведущий использует различные уловки: например, один за другим задает вопросы, на которые так и хочется ответить «Нет!», или после череды простых вопросов неожиданно переходит на провокационные. В качестве примера приведем возможный диалог ведущего и игрока во время такой игры:
Ведущий: Да и нет не говорите,
Черное и белое не называйте.
Вы поедете на бал?
Игрок: Возможно.
Ведущий: Вы поедете в карете?
Игрок: Вероятно, в карете.
Ведущий: Что вы наденете на бал? Белое платье?
Игрок: Красное.
Ведущий: Вы возьмете с собой кавалера?
Игрок: Конечно, возьму.
Ведущий: А он вас любит?
Игрок: Да… Ой!
Игра «Я садовником родился»
Участники игры рассаживаются на скамейке. Заранее выбранный водящий («садовник») подходит к каждому и на ухо шепотом называет названия цветов или иных растений. Затем говорит присловье:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели, кроме…
И произносит название растения, ранее определенное любому из игро-ков, который должен немедленно отозваться. Между водящим и названным игроком завязывается следующий диалог:
Игрок: Ой!
Водящий: Что с тобой?
Игрок: Влюблена.
Водящий: В кого?
Игрок: В ромашку.
Игрок может назвать любое растение, какое первым вспомнил. Он мо-жет назвать и имя садовника, который должен тут же откликнуться. Обмен репликами длится до бесконечности. Тот, кто совершил ошибку (не откликнулся на название «своего» растения, отозвался на чужое название, перепутал цветы), отдает фант, в роли которого выступает любая небольшая личная вещица. В конце игры происходит розыгрыш фантов. Водящий поворачивается спиной к игрокам, один из игроков показывает ему фант и спрашивает, что делать владельцу этого фанта. Водящий назначает задание (попрыгать на одной ноге, прокукарекать, рассказать анекдот), игрок выполняет это задание и забирает свою вещь.
Игра «в краски»
Играют компанией не меньше 6-ти человек. Из участников игры выбирается хозяин и двое покупателей, остальные игроки становятся «красками». Каждая «краска» загадывает определенный цвет и шепотом называет его хозяину. Когда все игроки-«краски» определились со своими цветами и назвали их хозяину, тот приглашает одного покупателя. Между покупателем и хозяином происходит следующий диалог:
Покупатель (стучит): Тук-тук!
Хозяин: Кто там?
Покупатель: Покупатель.
Хозяин: Зачем пришел?
Покупатель: За краской.
Хозяин: За какой?
Покупатель: За красной.

Если среди остальных игроков никто не загадал красной краски, хозяин говорит присловье: «Иди по красной дорожке, найди красные сапожки, поноси да назад приноси!». Если же покупателю удалось угадать цвет, то соответствующего игрока-«краску» он забирает себе. Вслед за первым покупателем приходит второй, и диалог с хозяином повторяется. Так покупатели подходят к хозяину по очереди и разбирают все «краски». Победителем становится покупатель, набравший больше «красок». Именно он становится хозяином, если игру решат повторить.

Игра «Классики»

Для игры понадобится начерченная мелом на асфальте фигура с пронумерованными квадратами и бита (небольшой камушек, баночка из-под конфет и т.п.). Играть можно компанией из нескольких человек, прыгая по очереди.
Игра начинается с того, что игрок бросает биту квадрат № 1 и сам на одной ноге прыгает туда. Затем выполняется следующая последовательность движений: прыжок на одной ноге на квадрат № 2, потом обеими ногами на квадраты № 3-4, одной на №5, двумя на № 6-7, одной на № 8, двумя на № 9-10. После этого игрок полностью разворачивается, вновь вставая обеими ногами на квадраты № 9-10, и прыгает обратно тем же ходом. Вернувшись на первоначальное место, игрок кидает биту уже на квадрат № 2 и прыгает сначала, таким образом, проходя игру уже во втором классе. И так далее, с каждым классом игрок кидает биту все дальше, но всегда начинает прыгать с квадрата № 1. Возвращаясь в начальную позицию, игрок должен нагнуться и поднять свою биту, удержав равновесие, если в это время он стоит на одной ноге. Если игрок не попал битой в нужный квадрат, право совершать прыжки переходит к следующему игроку. Если бита случайно попадает в котел – полукруг, вычерченный сразу после квадратов № 9-10, то один класс сгорает и игрок должен будет кидать биту на один квадрат меньше, чем до этого успел набрать.
Победителем становится тот, кто первым сумел попасть битой в квадрат № 10 и без заминок пройти соответствующий класс.
Игра «Волшебница»
Для игры понадобится стул (большой камень, пенек, скамейка) компания из нескольких человек. Могут играть дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В начале игры по считалке выбирается ведущий и игрок, который будет «злой волшебницей». «Волшебница» с завязанными глазами садится на стул, а остальные участники игры выстраиваются в шеренгу друг за другом. Перед ними стоит задача по команде ведущего, соблюдая очередность, обойти стул, на котором сидит «злая волшебница». Важно при этом двигаться очень тихо, чтобы та не услышала ни малейшего шороха. «Волшебница», в свою очередь, изо всех сил прислушивается к тому, что происходит вокруг. Услышав чьи-то шаги, она должна правильно назвать имя того, кто проходит мимо нее. Если это ей удалось, то бывшая «волшебница» присоединяется к остальным участникам игры, а угаданный игрок становится новой «волшебницей».
Игра «Ягоды»
Для игры понадобится компания из нескольких человек. Игра ве-дется на время, поэтому, если дети еще малы, нелишним окажется уча-стие взрослого. Перед игрой выбирается ведущий, а остальные участники разбиваются на две команды – одна под названием «Зеленая ягода», а другая – «Красная ягода». На игровой площадке необходимо начертить две линии на расстоянии примерно семи метров одна от другой. Участники каждой команды встают в шеренгу за линией, взяв друг друга за руки и повернувшись лицом к команде противника. Игроки хором обращаются к ведущему с вопросом: «Какую ягодку берете? С какого куста сорвете?». Ведущий отвечает: «С зеленого куста» или «С красного куста». Если был назван зеленый цвет, то один из игроков команды «Зеленая ягода» разбегается и старается прорвать цепь противника. В случае удачи он забирает к себе в команду одного из участников команды-соперницы. Если же попытка окончилась провалом, то это участник игры остается в противоположной команде. Победу одерживает та команда, в которой спустя установленный с начала игры промежуток времени окажется больше игроков. Впрочем, победа может стать очевидной и гораздо раньше, если в той или иной команде останется не более двух игроков.
Игра «Зеркальное отображение»
Для игры понадобится компания из нескольких человек. Игра хо-рошо развивает память, внимательность, артистизм, пластику и координацию движений. Перед началом игры по считалке выбирается ведущий. Он поворачивается лицом к игрокам и начинает делать разные движения – приседает, танцует, корчит рожицы, скачет на одной ноге и т.д. Остальные игроки должны стремиться с зеркальной точностью повторить все его движения. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Победителем становится тот, кто не сделал ни одной ошибки.
Игра «Дефиле»
Эта игра особенно понравится маленьким девочкам. Отлично развивает последовательность действий, навыки самообслуживания, уверенность в себе. Играют ребенок и взрослый. Перед началом игры соберите в коробку старую недорогую одежду, которую можно было бы легко надеть. Коробку с одеждой поставьте в центре комнаты. Позвав ребенка, предложите ему примерить какую-либо вещь и посмотреться в ней в зеркало или пройтись по комнате. Как только ребенок поймет, как это интересно – примерять разные вещи, он сам выберет, что надеть дальше и продолжит играть дальше самостоятельно. Во время игры следите, чтобы малыш не запутался в одежде. Попробуйте провести различные эксперименты с надеванием одежды в неправильном порядке: шорты поверх штанов, майку на свитер и т.д. Если старое платье годится только на тряпки, то его можно немного «улучшить» в компании с ребенком – все дети обожают отрезать рукава, проделывать дырочки или укорачивать подолы.
Игра «Что игрушка расскажет о себе»
Эта игра предназначена для детей дошкольного возраста и проходит с участием взрослого. Играть можно как с одним ребенком, так и с небольшой группой детей. Игра прекрасно развивает речь, воображение, внимательность и память. Для игры необходимо подготовить пару одинаковых комплектов игрушек – один будет сложен в коробку, а игрушки из второго следует расставить по комнате так, чтобы они оставались не слишком заметными. Из детей по считалке выбирается рассказчик. Он должен заглянуть в коробку и, выбрав ту или иную игрушку, рассказать от ее лица о том, как ее зовут, какого она цвета, что умеет делать, какой у нее характер и т.д. Игрушка, от имени которой ведется рассказ, при этом продолжает оставаться в коробке, чтобы ее не могли увидеть слушатели. Впрочем, слушателям позволяется задавать наводящие вопросы. По окончании рассказа остальные участники игры отправляются искать в комнате такую же игрушку. Игрок, которому удастся найти нужную игрушку, приносит ее рассказчику. Тот вынимает из коробки «свою» игрушку и проверяет, та ли игрушка была принесена. Если игрушка была угадана правильно, победитель становится следующим рассказчиком, рассказывая уже о другой игрушке.
В игру можно играть много раз, постепенно усложняя форму рассказа. Например, повествование может быть ограничено жанровыми рамками грустной или веселой истории, переживания, сказки или характерного поступка. В коробку допускается добавлять новые игрушки.

Игра «Сантики-фантики-лим-по-по».
Для игры понадобится компания из нескольких человек. Перед игрой ее участники становятся в круг. Заранее выбранный по считалке водящий ненадолго отходит от круга на несколько шагов. За это время игроки должны выбрать, кто станет показывающим. Выбранному игроку предстоит показывать различные движения (притопывание ногой, поглаживание по голове, хлопки в ладоши и т.д.). Все остальные участники игры должны немедленно повторять показанные им движения. После того, как игроки определились с показывающим, они приглашают водящего в центр круга, предлагая ему определить, кто же показывает движения остальным игрокам. Игра начинается с обыкновенных хлопков в ладоши, под приговаривание хором присловья: «Сантики-фантики-лим-по-по».
Как только водящий отвлечется на что-нибудь, показывающий должен тут же продемонстрировать новое движение, а все остальные участники игры должны тут же это движение перенять, чтобы водящий не догадался, кто ими руководит. Обычно водящему дается несколько попыток для угадывания. Если какая-либо из этих попыток завершилась успехом, то водящий встает в круг к остальным игрокам, а бывший показывающий становится водящим.
Игра «Что мы делали сегодня?»
Эта подвижная, веселая и озорная игра прекрасно развивает актерские способности детей, фантазию и раскрепощенность, помогает овладеть навыками общения, способствует развитию мышления. Для игры понадобится компания из нескольких человек. Перед игрой по считалке выбирается водящий. Он на некоторое время отходит поодаль от остальных участников игры. Прочие игроки в это время договариваются о том, какие именно действия они будут изображать. Водящий возвращается и задает всем вопрос:
- Что вы делали сегодня:
Остальные участники игры хором говорят:
- Что мы делали - не скажем, но сейчас тебе покажем!
После этих слов игроки начинают изображать те или иные дейст-вия (копают, подметают, плавают, играют на пианино и т.д.). По этим движениям водящий должен угадать, чем они занимались. Если это ему удается, то по считалке выбирают другого водящего. Если же попытка отгадывания провалилась, водящий снова на некоторое время отходит от остальной компании, а игроки договариваются о другом действии.
Игра «Смешинки»
Эта озорная игра идеально подходит для больших детских компаний. Чем больше детей играют в «Смешинки», тем веселее становится игра, перед участниками которой ставится единственная задача – не засмеяться. В начале игры дети садятся в круг и один из игроков громко произносит: «Ха!». Следующий по кругу участник игры говорит: «Ха-ха!». Затем третий по счету игрок произносит: «Ха-ха-ха!». Если кто-нибудь из игроков засмеется или произнесет неправильное количество звукосочетания «Ха», то он выбывает из игры, которая продолжается своим чередом. Выбывшие из круга участники игры должны любыми способами пытаться рассмешить оставшихся игроков, причем им запрещается прикасаться к тем руками. Победителем становится тот, кто засмеется последним. Этого самого стойкого игрока торжественно объявляют «Царевной Несмеяной», однако чаще всего игра заканчивается общим смехом гораздо раньше, чем можно будет определить победителя.
Игра «Хитрые руки»
В эту веселую и интересную игру можно играть как на улице, так и дома. Главное – найти компанию побольше. Игра прекрасно развивает мышление и внимательность. В начале игры по считалке выбираются двое детей - водящий и наблюдатель. Остальные участники игры садятся в ряд на скамейку и складывают руки на коленях, сжимая ладони «лодочкой». Водящий прячет между ладоней камешек и по очереди обходит всех игроков, делая вид, что оставляет у кого-нибудь из них этот камешек. При этом водящий действительно может оставить камень у того или иного игрока, однако может и не оставить. Завершив обход, водящий спрашивает у наблюдателя: «У кого остался камешек?». Если наблюдатель угадает верно, то он становится водящим, а тот, у кого был найден камешек, принимает на себя роль наблюдателя. Если же водящий на самом деле никому не отдал камешек и попался на этом, то он становится наблюдателем, а его место водящего занимает бывший наблюдатель.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год