Методическая разработка дидактической игры по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста (игровая технология) «Семейный бюджет. Доходы и расходы» |
Занятия с детьми | |
Автор: Чистякова Ксения Сергеевна | |
18.08.2025 14:38 | |
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ МЭРИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 24» Разработала: Чистякова Ксения Сергеевна, воспитатель. 2025 год. Паспорт методической разработки Название: дидактическая игра по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы» Авторы: Чистякова Ксения Сергеевна Возраст детей: старший дошкольный возраст Используемая технология: игровая Применение игровой технологии включает достаточно обширную группу приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Игровая форма создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.
Цель: расширение представлений у детей о расходах, доходах семьи их потребностях и возможностях. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Новизна: Дидактическая игра включает в себя реализацию игровой деятельности, даёт возможность расширять представление у детей о планировании семейного бюджета через практическое рассмотрение запланированных и незапланированных расходов и доходов семьи, их потребностях и возможностях. Использование дидактической игры по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволит: обогатить словарь воспитанников, закрепить (усовершенствовать) понимание финансовых терминов доход и расход семьи, запланированные и незапланированные потребности, формировать представление детей о семейном бюджете, потребностях и возможностях семьи. Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – социально-коммуникативное развитие Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная Варианты использования:
Предварительная работа:
Оборудование: игровое поле «Банк», фишки из расчёта по 4 штуки на игрока, три вида карточек «Задание» (Приложение 1), «Задание — поощрение» (Приложение 2), «Задание-проигрыш» (Приложение 3) по 12 штук. Итого 36 карточек. Принцип построения методической разработки: принцип доступности, наглядности, результативности с учётом возрастных особенностей детей. Предполагаемый результат
Дидактическая игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста: «Семейный бюджет. Доходы и расходы.» Игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. В легкой, игровой форме дети получают расширение представлений о видах доходов и расходов в семье. Цель игры: расширение представлений у детей о расходах, доходах семьи их потребностях и возможностях. Задачи игры:
расширять представление детей о расходах семьи: запланированных и незапланированных
В игру входит: игровое поле «Банк», фишки из расчёта по 4 штуки на игрока, три вида карточек «Задание» (Приложение 1), «Задание — поощрение» (Приложение 2), «Задание-проигрыш» (Приложение 3) по 12 штук. Итого 36 карточек. Каждая группа карточек имеет на оборотной стороне свой фоновый рисунок и буквенное обозначение групп карт. Количество игроков от 2-х человек. В роли ведущего выступает воспитатель или ребёнок, который будет читать задания и следить за ходом игры. Начало игры: Перед началом игры участникам выдаются по 2 фишки, игру можно разнообразить фишками разного формата по желанию детей. В центр игрового поля кладётся рисунок с надписью «Банк», где лежат фишки. Они будут выдаваться за каждое правильно выполнение задание по одной, либо возвращаться в банк, если задание не выполнено. Отдельно лежать три вида карт «Задание», «Задание-поощрение», «Задание-проигрыш». Задача игроков приумножить свой доход. Ход игры: Участники из «Банка» берут себе каждый по две фишки – это их начальный доход. Первый игрок из групп карт «Задание» берёт себе любую карту и выполняет задание. В случае, когда участник с заданием не справился, он может сразу вернуть одну фишку в банк или ещё раз попробовать выполнить задание, достав карту из другой группы «Задание-проигрыш». Если участник справился с «заданием-проигрышем», то он сохраняет свою фишку, если нет, то возвращает 1 фишку в банк. В случае, когда участник с заданием из групп карт «задание» справился, то он берёт из банка себе одну фишку. В случае, если игрокхочет приумножить свой доход, то он может взять дополнительную карту из группы карт «задание-поощрение» и выполнить ещё однозадание. Если участник справляется с «заданием — поощрением», то из банка забирает одну фишку, если же нет, то его фишка в банк не возвращается. После того, как игрок сделал справился со всеми заданиями, ход переходит к игроку слева. Игра продолжается до тех пор, пока в банке не останется фишек или же в игре останется один человек. «Финиш». Если в банке не осталось фишек, то игроки посчитывают количество своих фишек. Побеждает тот игрок, у кого наибольшее количество фишек. Если игрок в игре остался один, то он становится победителем без подсчёта фишек.
|