Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка дидактической игры по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста (игровая технология) «Семейный бюджет. Доходы и расходы»
Занятия с детьми
Автор: Чистякова Ксения Сергеевна   
18.08.2025 14:38

Методическая разработка дидактической игры по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста (игровая технология) «Семейный бюджет. Доходы и расходы»Методическая разработка дидактической игры по формированию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста (игровая технология) «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ МЭРИЯ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДЕТСКИЙ САД № 24»

Разработала: Чистякова Ксения Сергеевна, воспитатель. 2025 год.

Паспорт методической разработки

Название: дидактическая игра по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет. Доходы и расходы»

Авторы: Чистякова Ксения Сергеевна

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Используемая технология: игровая

Применение игровой технологии включает достаточно обширную группу приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Игровая форма создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности.

 

Цель: расширение представлений у детей о расходах, доходах семьи их потребностях и возможностях.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать расширять представления детей о первичных экономических понятиях: деньги, цена (стоимость), экономия, доход, расход, покупка, товар

Скачать матераилы к занятию

Развивающие:

  • активизировать словарный запас
  • развивать познавательные процессы: внимание, логическое и экономическое мышление, память, воображение, речь
  • способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • продолжать воспитывать правильное отношение к деньгам, к разумному их использованию, любознательность, нравственные качества.
  • продолжать воспитывать интерес и эмоционально положительное отношение к деятельности экономического характера.

Новизна:

Дидактическая игра включает в себя реализацию игровой деятельности, даёт возможность расширять представление у детей о планировании семейного бюджета через практическое рассмотрение запланированных и незапланированных расходов и доходов семьи, их потребностях и возможностях.

Использование дидактической игры по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста позволит: обогатить словарь воспитанников, закрепить (усовершенствовать) понимание финансовых терминов доход и расход семьи, запланированные и незапланированные потребности, формировать представление детей о семейном бюджете, потребностях и возможностях семьи.

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – социально-коммуникативное развитие

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная

Варианты использования:

  1. Групповое помещение
  2. Участок группы на территории группы.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми по темам: «Семейный бюджет и расходы семьи», «Открываем супермаркет»
  • Решение проблемных ситуаций «Подарки друзьям», «Заработанные деньги»
  • Дидактические игры по формированию финансовой грамотности: «Груша –яблоко», «Размен», «Кто как работает?»
  • Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок
  • Просмотр мультфильмов: «Уроки тётушки Совы», «Кот Бориска и финансовая грамотность», «Как появились деньги»
  • Выставка рисунков по произведениям детской художественной литературы по формированию финансовой грамотности: С. Михалков «Три поросенка», К. Чуковский «Муха-цокотуха», А. Толстой «Приключения Буратино»
  • Подвижная игра «Мы монетки»

Оборудование: игровое поле «Банк», фишки из расчёта по 4 штуки на игрока, три вида карточек «Задание» (Приложение 1), «Задание — поощрение» (Приложение 2), «Задание-проигрыш» (Приложение 3) по 12 штук. Итого 36 карточек.

Принцип построения методической разработки: принцип доступности, наглядности, результативности с учётом возрастных особенностей детей.

Предполагаемый результат

  • расширение финансово-экономические представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • активизация речевой и продуктивной деятельности, поисковой активности
  • развитие интереса детей в сфере финансов.

Дидактическая игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста: «Семейный бюджет. Доходы и расходы.»

Игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. В легкой, игровой форме дети получают расширение представлений о видах доходов и расходов в семье.

Цель игры: расширение представлений у детей о расходах, доходах семьи их потребностях и возможностях.

Задачи игры:

  • расширять представление детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия;

расширять представление детей о расходах семьи: запланированных и незапланированных

  • формировать основы экономической культуры дошкольников;
  • воспитывать бережное отношение к деньгам.

В игру входит: игровое поле «Банк», фишки из расчёта по 4 штуки на игрока, три вида карточек «Задание» (Приложение 1), «Задание — поощрение» (Приложение 2), «Задание-проигрыш» (Приложение 3) по 12 штук. Итого 36 карточек.

Каждая группа карточек имеет на оборотной стороне свой фоновый рисунок и буквенное обозначение групп карт.

Количество игроков от 2-х человек. В роли ведущего выступает воспитатель или ребёнок, который будет читать задания и следить за ходом игры.

Начало игры:

Перед началом игры участникам выдаются по 2 фишки, игру можно разнообразить фишками разного формата по желанию детей. В центр игрового поля кладётся рисунок с надписью «Банк», где лежат фишки. Они будут выдаваться за каждое правильно выполнение задание по одной, либо возвращаться в банк, если задание не выполнено. Отдельно лежать три вида карт «Задание», «Задание-поощрение», «Задание-проигрыш».

Задача игроков приумножить свой доход.

Ход игры:

Участники из «Банка» берут себе каждый по две фишки – это их начальный доход. Первый игрок из групп карт «Задание» берёт себе любую карту и выполняет задание.

В случае, когда участник с заданием не справился, он может сразу вернуть одну фишку в банк или ещё раз попробовать выполнить задание, достав карту из другой группы «Задание-проигрыш».

Если участник справился с «заданием-проигрышем», то он сохраняет свою фишку, если нет, то возвращает 1 фишку в банк.

В случае, когда участник с заданием из групп карт «задание» справился, то он берёт из банка себе одну фишку. В случае, если игрокхочет приумножить свой доход, то он может взять дополнительную карту из группы карт «задание-поощрение» и выполнить ещё однозадание.

Если участник справляется с «заданием — поощрением», то из банка забирает одну фишку, если же нет, то его фишка в банк не возвращается.

После того, как игрок сделал справился со всеми заданиями, ход переходит к игроку слева.

Игра продолжается до тех пор, пока в банке не останется фишек или же в игре останется один человек.

«Финиш».

Если в банке не осталось фишек, то игроки посчитывают количество своих фишек. Побеждает тот игрок, у кого наибольшее количество фишек.

Если игрок в игре остался один, то он становится победителем без подсчёта фишек.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 30 (392) выйдет
17 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год