Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Значение сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста»
Занятия с детьми
Автор: Данилова Лидия Николаевна   
29.04.2015 10:34

«Значение сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста»«Значение сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста»

Воспитатель высшей квалификационной категории Данилова Л.Н., Орловская область г. Мценск МБ ДОУ детский сад комбинированного вида № 9

Дошкольный возраст. Сюжетно-ролевая игра.

К трём годам ребёнок уже достаточно хорошо говорит, ходит и бегает. Это даёт ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи. Чувствуя себя таким же «большим» существом, как и окружающие его люди, он примеряет самые разнообразные «взрослые» роли: начинает сравнивать себя с ними, проявляет неограниченную любознательность. Так, идентифицируя себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и литературными персонажами, с животными, ребёнок учится развивать ролевую игру. Своеобразный «девиз» этого возрастного периода: «Я могу быть таким же, как кто угодно другой», «Я могу быть тем, кем я могу себя вообразить».

В более старшем дошкольном возрасте игра «оставляет в наследство» способность проявить инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Вот почему для развития так важна именно самостоятельная, спонтанная игра. Участие взрослого уместно только в роли подсказчика. Он может предложить разыграть тот или иной сюжет, ту или иную игровую ситуацию. Никаких наставлений, ведь тем самым ребёнок «проигрывает» в личностном развитии, теряет способность действовать самостоятельно.

 

Интересно, что совершенно свободная и ничем не ограниченная ролевая игра к концу дошкольного возраста постепенно всё больше и больше регламентируется: дети теперь уделяют внимание тому, насколько правильно их партнёр разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Внимание к «правильности исполнения» — зародыш будущего стремления в любой деятельности добиваться совершенства (что особенно значимо в младшем школьном возрасте). Вот почему психологи характеризуют игру прежде всего как «школу произвольности». Стремясь правильно исполнить роль, ребёнок учится подчинять своё поведение образцу. Это умение особенно пригодится в школе.

Однако «перестройка» психологического развития на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста глубже, чем приобретение умения действовать по образцу. Ведь перестраивается мотивационная сфера ребёнка — теперь его привлекает возможность делать что-то действительно хорошо. Это обеспечивает и переход к школьному обучению, где стремление достигать совершенства частично реализуется и приводит к тому, что доминирующими становятся игры с правилами.

Игру традиционно связывают с детством и описывают её как деятельность в условной воображаемой ситуации. Игру можно рассматривать в самом широком контексте — от игр животных через игры детей к играм взрослых. Её можно определять и как исследовательскую деятельность, которая, однако, не направлена на достижение целесообразного результата; как активность, в которой нет никакой функциональной необходимости. В этой связи невольно возникает вопрос: для чего же играют люди — дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Игра, как отмечает Й.Хейзинга, не диктуется физической необходимостью: она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей.

Однако нецелесообразность игры вовсе не исключает её полезного результата, как и то, что она перестаёт быть игрой, если приносит некий полезный результат. С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества (силу, ум, координацию движений, внимание и т.п.), получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.

Первая функция игры — развивающая — описана наиболее полно, особенно в контексте её значимости для становления личности ребёнка.

Одни игры развивают силу, выносливость; другие — ум; третьи — ряд взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других — главным условием успеха.

Вторая функция — компенсаторная — основана на том, что игра предстаёт как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни. Ребёнка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Игра — это действия в альтернативной реальности. Или действия, направленные на создание альтернативной реальности, в той или иной мере похожей на мир, который мы привыкли видеть вокруг себя, но в значительной степени от него отличающейся.

Благодаря своей альтернативной реальности игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок «отыгрывает» страхи, переживает запретные для реального взаимодействия эмоции, порой ведёт себя агрессивно, хотя в иной обстановке не осмелится на такое поведение. В игре опасные или слишком трудоёмкие действия обычно замещаются действиями по правилам, что делает их безопаснее. Поэтому у играющего есть возможность развивать в себе определённые качества, моделируя опасные действия в относительно безопасной форме. Как и многие другие модели, игра обеспечивает более экономное воспроизведение тех или иных процессов реальной жизни с точки зрения средств, времени и риска.

В понимании Зигмунда Фрейда значительная часть игры — это проекция: игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение; играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы — злые волшебники, ведьмы — ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребёнок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями. Например, погружая куклу в воду или бросая её об стену, выражает чувство ревности к новорождённому брату; «угощая» кукол горьким лекарством, сопереживает игровым персонажам.

Ранний возраст. Начало игры.

Игра как деятельность в условной ситуации возникает тогда, когда ребёнок начинает пользоваться предметами-заместителями, т.е. в полтора- два года. До этого времени его действия носят скорее ориентировочный характер, чем игровой, и направлены на исследование физических свойств предмета. К пониманию функций предмета ребёнок приходит в возрасте одного года — полутора лет. Теперь он использует игрушку уже не как носителя определённых физических свойств, а как средство для достижения определенного результата. Понимание функций предмета даёт ему возможность использовать его так, как используют взрослые. Это понимание на третьем году жизни переходит в страстное стремление действовать предметами самостоятельно — как мама или папа. Ведь родители — это первые люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя.

Особенность раннего возраста — сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать так, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.

Нормальное поведение для этого возрастного периода — амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (поскольку мама часто не даёт возможности делать то, что хочется) с привязанностью. Агрессия — показатель того, что ребёнок пытается отстоять «самость». Долгосрочные последствия этого периода в жизни ребёнка — способность самостоятельно не только ставить цель, но и достигать результата. Поэтому абсолютный родительский запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием — неспособность ребёнка проявлять инициативу.

Взрослым ребёнок начинает чувствовать себя уже в два-три года. По вполне понятным причинам он не может реализовать свою социальную потребность. Однако его умение действовать с предметом-заместителем, «открытие» символической способности слова дают возможность реализовать своё желание в игре как взрослому, но в условной ситуации. Иными словами, культура «вытесняет» активность в русло игры. Первая ролевая игра — это копирование действий мамы или папы, игра, в ходе которой ребёнок выступает по отношению к игрушкам как умелый и опытный взрослый: как мама или пап, кормит своих кукол, варит им кашу или суп, укладывает спать, учит умываться, застилать постель. Итог: «Я такой же, как мама (или папа), но самостоятелен». Эта первая идентификация открывает путь к самым различным идентификациям в более старшем возрасте, к разнообразным сюжетно-ролевым играм.

Как преодолеть неуживчивость ребёнка, его отстранённость, неприспособленность к миру людей? По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с малышами тёплые, душевные отношения, проявить неподдельный интерес к его проблемам.

Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному росту и развитию ребёнка, но лишь при условии участия в ней взрослых.

Воспитателям следует не только уделять особое внимание организации и проведению игр в детском саду, но и проводить разъяснительную работу среди родителей о необходимости их участия в детских играх.

Наблюдая за поведением ребёнка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребёнка на выражение своих чувств и эмоций.

Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях; демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.

Общие задачи развития ребёнка в сюжетной игре.

В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить её к себе.

Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определённую степень условности.

Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно выделить задачи социального и нравственного развития ребёнка, а также развития его творчества и воображения.

Решение этих задач предполагает тесное взаимодействие детского сада и семьи с учётом психологических особенностей каждого возрастного периода дошкольников.

Задачи социального и нравственного развития

детей в игре.

Пятый год жизни

1. Знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, поступками людей.

В семье

  • Рассказывать ребёнку:

о семейных обязанностях и гуманных отношениях между членами семьи; о своём детстве (игра, друзья, интересные события); о своей профессии и работе родственников.

  • Беседовать о деятельности людей, работающих в хорошо знакомых детям организациях (магазин, больница, общественный транспорт). Раскрывать круг их профессиональных обязанностей, особенности отношений между людьми на производстве.
  • Наблюдать за общением людей при посещении магазинов, театров, поликлиник и других общественных мест.

В детском саду

  • Знакомить детей с трудовой, культурной, бытовой жизнью людей.
  • На экскурсиях, в ходе бесед, чтения художественной литературы, рассматривания произведений изобразительного искусства поддерживать интерес к деятельности и взаимоотношениям людей.
  • Поощрять рассказы детей о профессии, отдыхе, увлечениях своих родственников, о случаях их жизни. Рассматривать семейные альбомы, слайды, видеофильмы из домашней видеотеки.
  • Знакомить с поведением людей в различных жизненных ситуациях.

2. Организовать совместную игру с детьми.

В семье

  • Принимать участие в игре по желанию ребёнка и с его согласия.

Предварительно в общих чертах обговорить сюжеты игры; назвать свою

роль, согласовать совместные действия, установить ролевые отношения

  • Позволяя ребёнку занимать в игре «главные» роли, преодолевать устоявшийся стереотип общения «взрослый-ребёнок».
  • Избегать авторитарной позиции, подавляющей инициативу ребёнка ( «ребёнок — равный партнёр»).
  • Поддерживать стремление ребёнка действовать сообща.
  • Отказаться от критики в адрес ребёнка, позволяя ему свободно погрузиться в мир своих переживаний, реализовать собственные замыслы.

В детском саду

  • Организуя групповые игры (по 3-4 человека), учитывать индивидуальные особенности детей и их игровой опыт. (Особого внимания требуют дети неуверенные, зависимые, робкие, а также несдержанные, стремящиеся навязать свою волю другим.)
  • Способствовать тому, чтобы дети согласовывали свои желания, действия с партнёрами, понимали смысл их действий и поступков. Поощрять дружеские отношения и стремление к взаимопомощи.
  • Ввести в практику наблюдение за действиями и ролевым поведением партнёров, с этой целью после игры (в процессе специально организованной беседы) восстанавливать её ход, вспоминать поведение и высказывания участников.
  • В ходе игры поддерживать с детьми доверительные отношения, отказаться от оценочных суждений.

3. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности.

В семье

  • Знать любимые игры своих детей, поощрять их, создавать для них необходимые условия: выделить место для игры, приобрести игрушки по теме (например, «Семья», «Магазин», «Больница», «Транспорт» и т.д.)
  • Поощрять стремление ребёнка-использовать в игре предметы- заместители: колёсики, бруски, кубики, палочки, куски материи, платки и т.д.
  • Предоставить ребёнку возможность наряжаться в соответствии с придуманной им ролью.
  • Организовать хранение игрушек в легкодоступных для ребёнка местах. По возможности следует избегать беспорядочного хранения игрушек в больших коробках.
  • С уважением относиться к детской игре, поддерживать инициативу, проявлять искренний интерес к игре.
  • Понимать и признавать желания, эмоции в самостоятельных играх детей, быть терпеливыми и избегать оценок чувств, проявляемых дошкольниками.
  • Позволять ребёнку выбирать игрушки, роли, сюжет, не вмешиваясь в игру, но поддерживая её извне.
  • Создавать у ребёнка уверенность в том, что никто не прервёт игру и не вмешается в неё без его ведома.

В детском саду

  • Предоставить:

пространство для игры (игровые комнаты, уголки в группе, в беседке, на

участке детского сада);

наборы игрушек и различный материал, который можно использовать в

качестве заместителей.

  • Разрешать детям приносить из дома любимые игрушки.
  • Создавать переносные игровые комнаты.
  • Стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, проявлять внимание к их чувствам и эмоциям в процессе игры.
  • Использовать игру как средство диагностики эмоционального благополучия ребёнка.
  • Внимательно относиться к детским потребностям и интересам, так как их игнорирование приводит к тому, что дети престают выражать их.
  • Поощрять самостоятельность и инициативу, дружеские контакты.
  • Уделять пристальное внимание конфликтам в игре. Ориентировать детей на самостоятельное решение возникших в игре проблем, вмешиваясь только в крайних случаях. Некоторые конфликты обсуждать с детьми после игры.
  • Позволять детям самим выбирать себе товарищей по игре.

В семье

  • Вместе с детьми придумывать и разыгрывать истории, когда вымышленные герои действуют в реальных ситуациях (например, зайчонок пришёл с мамой в парикмахерскую).
  • Широко применять приём замещения (например, заменять градусник палочкой, а затем словом и соответствующим действием без предмета).
  • Поощрять игровые действия с воображаемыми предметами (например, изображать катание коляски, купание малыша).
  • Поддерживать стремление ребёнка к перевоплощению, подражанию звукам, имитации движений.
  • Вместе с ребёнком в пределах одного сюжета придумывать несколько взаимосвязанных ролей и событий (например, мама варит дочке кашу, уговаривает дочку есть, гуляет с ней, встречает с работы папу, общается с ним, рассказывает, как прошёл день, как вела себя дочка).
  • Вместе с ребёнком вводить в игру воображаемых персонажей (например, в семье ребёнка поселился гномик), устанавливать с ними ролевые отношения, обращаться к ним с речью, совершать игровые действия.

Сочинять смешные истории, «небывальщину».

  • Поощрять стремление детей действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми героями (например, представить жизнь человечков- сосулек в холодильнике).
  • Желательно применять в игре разнообразные приёмы для развития творчества:

оживление неживого и овеществление живого (например, подушка заговорила, а черепаха превратилась в камень);

наделение вещей и животных человеческими качествами и поступками (например, упрямый башмачок).

В детском саду

  • При организации предметной среды желательно отдавать предпочтение динамичным конструкциям, легко собирающимся, многоцелевым (коробки, раздвижные ширмы, модули, палатки, шалаши), а также материалу, который может быть использован для строительства жилищ и для обозначения территории игры (куски картона, поролона, целлофана).

Иметь игрушки по темам «Семья», «Детский сад», «Больница»,

«Магазин» и т.д., а также предметы-заместители (бруски, камешки, тряпочки, палочки, пластиковые бутылочки).

  • Обратить особое внимание на создание игровой среды, способствующей творческому самовыражению: вода, песок, кубики, шарики.
  • Развивать способность свободно импровизировать на выбранную детьми тему.
  • Вместе с детьми придумывать:

истории, где они выступают в качестве реальных действующих лиц,

называют себя своими настоящими именами, ^

истории, реально произошедшие с ребёнком, но в которых он действует

от имени вымышленного лиц 1.

  • Организовывать игры с участием трёх-четырёх детей, придумывая вместе с ними разнообразные сюжеты, включающие три-четыре эпизода. Вводить новых персонажей в привычные сюжеты, придумывать необычные действия, события.
  • Способствовать формированию у детей гибкого ролевого поведения, т.е. воспитатель, участвуя в игре, выполняет несколько ролей последовательно, в то время как роль ребёнка остаётся неизменной (например, ребёнок исполняет роль мамы, а воспитатель становится то дочкой, то папой, то бабушкой). Затем, наоборот, роль воспитателя становится неизменной, а ребёнок меняет роли.
  • Стимулировать речевые обращения к партнёру, уточняющие его действия и намерения. Обозначать свою роль и роль партнёра. Понимать воображаемые действия партнёра, с его согласия продолжать

их.

Шестой год жизни

1. Знакомить детей с некоторыми областями социальной жизни, общественными событиями и поступками людей.

В семье

  • Продолжать рассказывать и читать детям о быте и труде взрослых.

При посещении общественных учреждений (театр, цирк, магазин и т.д.) обращать внимание на работу людей и их взаимоотношения.

Беседовать о конструкторах, архитекторах, скульпторах, модельерах, т.е. о людях, профессиональная деятельность которых ребёнку недостаточно известна.

  • Рассказывать о своём детстве, а также детстве бабушек, дедушек и других родственников.
  • Знакомить ребёнка со своими взрослыми друзьями и способствовать их общению.
  • Учитывая возрастающий интерес детей к сверстникам, беседовать с ребёнком о его товарищах.

В детском саду

  • Знакомить детей с наиболее значимыми событиями общественной

жизни (полёты в космос и т.п.).

  • На экскурсиях, при чтении художественной литературы, рассматривании произведений изобразительного искусства продолжать знакомить с трудовой деятельностью людей. Особое внимание обратить на её социальную направленность и коллективный характер.
  • Раскрывать взаимосвязь между:

разными видами общественных учреждений (больница — аптека,

ресторан -магазин);

различными профессиями (продавец и шофёр, доктор и аптекарь и т.п.).

  • Обращать внимание детей на то, что один и тот же человек в разных социальных условиях имеет различные обязанности (дома — мама, жена, дочь, на работе — врач).
  • Устраивать встречи с родителями и другими родственниками детей.
  • Организовывать встречи с интересными людьми.

2. Организовывать совместную игру с детьми.

В семье

  • Вступать в совместную игру только по желанию ребёнка. В игре не критиковать и не давать оценку поведения детей.
  • Взяв на себя роль, показывать образцы делового (покупатель — продавец) и личностного (мама — сын) общения.
  • Правдиво и эмоционально исполнять свою роль, избегая пассивности и равнодушия, побуждать ребёнка действовать также.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей (например, робким предоставлять возможность исполнять главные роли; ребёнка, сосредоточенного на своих желаниях, ориентировать на проблемы других людей и т.п.).
  • Играя с ребёнком, устанавливать близкие, доверительные отношения, уважать его мир, детские ценности.
  • Подбирать игры, в которых дети больше узнают о своих родственниках (например, выбирать в «магазине» подарки для своих близких, учитывая их возраст, вкусы и интересы).

В детском саду

  • Способствовать возникновению у ребёнка позитивного отношения к самому себе, развитию высокой самооценки.
  • Участвовать в игре в качестве равного партнёра.
  • Организуя игру, способствовать повышению культуры поведения её участников. Придумывать в ходе игры ситуации, требующие от детей внимания к партнёрам.
  • Ввести в практику самостоятельное распределение ролей, совместный подбор игрушек и оформление игрового пространства.
  • Использовать игру для улучшения реальных отношений между детьми; при обсуждении положительно оценивать примеры сотрудничества, взаимопомощи. Поощрять словесную и действенную поддержку партнёров, попытки самостоятельно и справедливо разрешать споры и конфликты, возникшие в игре.
  • Наделять исполняемые роли, помимо деловых функций, индивидуальными и личностными чертами (например, продавец, который любит сладкое).
  • Обогащать практику общения:

включать в одну группу детей с разным игровым опытом и личностными качествами (для этого время от времени разлучать «закадычных друзей», замкнутых и неуверенных в себе соединять с открытыми и сердечными);

регулярно проводить игры, объединяющие детей разных возрастов; организовать межгрупповые и совместные с родителями игры (например, в первобытных людей, в театр, Олимпиаду, зоопарк).

3. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей.

В семье

  • Предоставлять детям возможность самим создавать игрушки, атрибуты, используя строительно-конструктивные и технические умения.
  • Для обозначения пространства использовать коврики, дорожки, верёвки, куски ткани.
  • Из разнообразных вещей, отобранных ребёнком и сложенных в специальный ящик, создать «бабушкин сундук», «шкатулку с драгоценностями».
  • Способствовать речевому общению детей с куклами и другими игрушками, а также воображаемыми персонажами.
  • Признавать любые чувства, которые испытывает и выражает ребёнок в игре.
  • Одобрять организацию разнообразных по тематике игр.
  • Терпимо относиться к играм с повторяющейся тематикой.
  • Особое внимание и эмоциональную поддержку оказывать детям, которые мало играют и в играх выражают тревогу, печаль, агрессию.

В детском саду

  • Помогать детям изготавливать игрушки-самоделки.
  • Поощрять умение детей играть целыми группами, советуясь и помогая друг другу, обговаривая общую тему и более конкретную ситуацию.
  • Ребёнку, не включенному в игру, посоветовать самому найти способ участвовать в ней. (При отказе совместно с ним найти способ установления контактов с детьми.)
  • Обратить особое внимание на детей, склонных выражать стойкие негативные эмоции.
  • Позволять проявлять в самостоятельных играх организаторские способности, учить понимать замыслы партнёра, его интересы.
  • Оказывать косвенное влияние на игру, по желанию детей консультировать их, отвечать на вопросы.
  • По желанию детей проводить длительные игры, прекращая игру, как только интерес к ней иссякнет.

В семье

  • Предлагать для игры необычный материал: гофрированный картон, куски сетки, обоев, линолеума и т.п.
  • Поощрять инициативу ребёнка, не осуждать за беспорядок во время игры.

Для развития творчества использовать следующие приёмы:

  • «изменять» свойства привычных вещей и смысл ситуаций (например, в игре «дочки-матери» её участники живут среди вещей, сделанных из шоколада);
  • придумывать персонажей с шутливыми именами, совершающих необычные действия (например, у нас в семье появился Мальчик-с- пальчик, он питается воздухом, любит купаться и шалит);
  • играть в «превращения» (например, диван превратился в зелёную лужайку с цветами, а девочка — в бабочку; далее придумываются её приключения, вводятся новые участники игры);
  • используя сюжет любимой игры или сказки, придумывать новые действия, героев (например, в игре «Магазин» участвуют Незнайка и доктор Айболит).

В детском саду

  • Предоставлять детям возможность и время для разворачивания игрового действия, способствовать тому, чтобы в игре они чувствовали себя свободно и непринуждённо.
  • Подавать примеры творческого подхода в игре (например, придумывать новые способы использования знакомых предметов).
  • Предлагать объединить разные роли в один сюжет (например, маму с детьми лётчики перевозят на вертолёте на необитаемый остров).
  • Создавать условия, при которых ребёнок в одной игре последовательно исполняет две-три роли.
  • Способствовать придумыванию новых игровых сюжетов: «перевирание» привычных ситуаций, действий, поступков; опираясь на заранее приготовленные атрибуты (например, бинокль,

шляпа с полями, веер) или заданные слова (например, «вертолёт», «футбол», «слоны»);

объединять персонажей из разных сказок в один сюжет ( «салат из сказок»);

на основе сюжетов любимых сказок.

Седьмой год жизни.

1. Знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей.

В семье

  • Рассказывать о профессиональном мастерстве родственников, о случаях взаимопомощи, взаимовыручки на производстве.
  • Знакомить детей со случаями из своей жизни и трудовой деятельности. Обращать особое внимание на то, что труд родителей необходим другим людям.
  • По возможности расширять сферу реального общения ребёнка с разными людьми в различных ситуациях: в гостях, на отдыхе, в театре, на занятиях, в клубах и т.п.
  • Рассказывать, читать о культуре общения, правилах поведения.

В детском саду

  • Систематически знакомить ребёнка с наиболее значимыми событиями общественной жизни России и других стран.
  • При ознакомлении с окружающей действительностью обращать внимание на организацию профессиональной и общественной жизни людей (например, работа основных служб аэропорта, вокзала, больницы, детского сада, школы).
  • Устраивать встречи, беседы с сотрудниками детского сада, с родственниками детей, работниками разных сфер.

2. Организовывать совместную игру с детьми.

В семье

  • Обыгрывая знакомые ребёнку ситуации, создавать новые игровые сюжеты и принимать в них участие (например, игра в волшебного доктора).
  • Совместно сочинять словесные игры, придумывать истории со знакомыми и незнакомыми героями.
  • Участвуя в игре, уточнять намерения и смысл отдельных поступков ребёнка и сообщать о своих.
  • Способствовать тому, чтобы ребёнок поддерживал и развивал игровую идею других детей и сам предлагал сюжет.
  • Использовать праздники, дни рождения детей для проведения игр.
  • Систематически участвовать в играх, организуемых в детском саду.

В детском саду

  • Помогать развивать, детализировать, наполнять конкретным содержанием заданные темы игры (например, жизнь в джунглях, спасение дельфина и т.д.).
  • Учить детей придумывать новые сюжеты, уметь продолжить и развить замысел партнёра, использовать известные сказки в качестве материала для совместного придумывания необычных сюжетов.
  • Обращать внимание на то, как дети учитывают интересы друг друга, умеют договариваться об изменении сюжета по ходу игры. Учить в случае споров прибегать к жеребьёвке, считалкам, очерёдности.
  • При распределении ролей учитывать индивидуальные особенности детей и их реальную позицию в коллективе.
  • Вместе с детьми сформулировать правила гуманного отношения к партнёрам по игре и следить за их выполнением. Проводить игры, направленные на сплочение детей.
  • Практиковать словесные игры, речевое фантазирование.
  • Учитывая кругозор детей, обогащать тематику игр (например, выход человека в космос, жизнь на подводной лодке).
  • Практиковать совместные игры детей, педагогов и родителей.

3. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей. В семье

  • Бережно относиться к игровым замыслам детей, созданным в процессе игры постройкам и т.д.
  • Поощрять стремление находить и привлекать партнёров для игр.
  • Не критикуя, понимать и принимать игровое поведение ребёнка.

В детском саду

  • Поощрять стремление развернуть самостоятельную игру, подобрать партнёров, материал для игры.
  • Оказывать косвенное влияние на взаимоотношения детей в игре, предоставляя им самим решать возникшие проблемы.
  • После игры обсуждать справедливость принятых решений и споров.
  • Способствовать созданию и сохранению устойчивых игровых коллективов.

Задачи развития у детей творчества и воображения.

В семье

Поощрять стремление детей:

изображать животных;

вводить новые роли в старые сюжеты (например, Карлсон участвует в игре «дочки-матери»);

сочинять волшебные истории про самих себя;

придумывать приключения героев сказки в современных условиях (например, Колобок в семье, в детском саду);

наделять известных персонажей противоположными качествами (например, злая Золушка собирает своих добрых сестёр на бал).

  • Создавать новые правила игры (например, дети воспитывают родителей, водят их в «родительский» сад, покупают им сладости и игрушки и т.д.).
  • Придумывать продолжение известной сказки, изменяя поступки персонажа, наделяя его другим характером.
  • Сочинять словесные игры, поощрять игры в «небывальщину», учить подмечать «комическое» в действиях, поступках людей, персонажей

сказок.

  • Сочинять сказки.

В детском саду

  • Поощрять игры-имитации, звукоподражание, умение воспроизводить характерные движения, эмоциональные состояния.

Обогащать знакомые сюжеты за счёт:

введения новых необычных героев;

изменения начала или конца;

сочетания реалистичных ситуаций с фантастическими.

  • Придумывать игры с новыми сюжетами (например, детский сад — космодром, сюжет игры — подготовка к полёту и взлёт).
  • Для осознания детьми условности игры практиковать «действия наоборот» (например, вещи в доме оживают и начинают жить как люди, а люди превращаются в вещи).
  • Создавать игры по изменённым правилам (например, все большие предметы называть маленг кими, а все маленькие предметы — большими, мягкое называть твёрдым, чёрное — белым, Красной Шапочке присвоить поведение волка, а волку — поведение Красной Шапочки и т.д.).
  • Практиковать словесные игры, речевое фантазирование.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год