ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Мельничук Марина Александровна Гурина Дарья Андреевна Русина Марина Владимировна | |||
22.08.2025 14:14 | |||
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дидактическая игра, как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические, автодидактические, игры. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры – занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов. Дидактическая игра используется при обучению детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра, как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание ему хорошо известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Наоборот» и другие. В каждой такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре «Краски» нужно выбрать какой либо цвет. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой, серебряный. Водящий подходит к продавцу называя красочку. В этой игре много интересных игровых действий. Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы у них в запасе всегда были такие игры, чтобы они сами могли организовывать их, быть участниками, болельщиками и справедливыми судьями. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят пропадает интерес к игре (чаще происходит к настольно – печатным играм), необходимо совместно с ребятами придумать более сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. В играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимание к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры. Это и оставляет сотрудничества. Самостоятельно играть дети могут в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, создании новых игровых вариантов, в выборе водящего. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр как у младших, так и у более старших детей. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств. Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности. Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещенные в удобные коробки и папки. Весь дидактический материал хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования. Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка. Рекомендуемые игры для детей 3 – 4 лет.
Рекомендуемые игры для детей 4 – 5 лет.
Рекомендуемые игры для детей 5 – 6 лет.
Рекомендуемые игры для детей 6 – 7 лет.
|