Развитие мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи с помощью экспериментальной деятельности. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Сорокина Елена Олеговна | |||
26.08.2025 15:24 | |||
Педагог-психолог Сорокина Елена Олеговна МБДОУ Новоспасский детский сад №8 «Южный остров» В современном обществе, где коммуникация играет ключевую роль в социальной адаптации и личностном развитии, важно уделять особое внимание детям, испытывающим трудности в овладении речевыми навыками. Дошкольный возраст является важным периодом для формирования основ мышления и речи, именно в этот период формируйся необходимые инструменты для дальнейшего обучения и социализации. Дети с ТНР часто сталкиваются с проблемами в понимании и использовании языка, что в свою очередь сказывается на их мыслительных процессах. В связи с этим, необходимы разнообразные эффективные методы и подходы, способствующие развитию мыслительных процессов у данной категории детей. Одним из таких методов является экспериментальная деятельность, которая позволяет детям не только активно вовлекаться в процесс обучения, но и развивать критическое мышление, наблюдательность и креативность. Экспериментальная деятельность предоставляет детям возможность самостоятельно исследовать окружающий мир, формируя при этом речевые навыки через практическое взаимодействие с предметами и явлениями. Через детское экспериментирование включаются такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, классификации и обобщение. Исходя из этого, можно предположить, что экспериментальная деятельность детей в саду может повлиять на развитие мыслительных процессов. Проблеме развития мышления у детей дошкольного возраста и роли экспериментальной деятельности в процессе обучения уделили своё внимание многие отечественные психологи и педагоги. Среди них можно отметить таких, как С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. В. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и другие.
Организация эксперимента требует определенного уровня подготовки детей педагогами. Такая деятельность должна включать в себя опыты и эксперименты с разнообразными материалами, различные методы детского исследования, многочисленные игровые элементы. Что бы дети смогли решить периблему, поставленную педагогом, наметить способ или метод её решения, у ребёнка уже должно быть представление о конкретном явлении или свойстве. Перед проведением эксперимента педагоги считали с детьми познавательную литературу, просматривали видеофильмы, беседовали, наблюдали за природными изменениями и явлениями, объектами неживой природы, ходили на экскурсии, рассматривали коллекции по определённой теме. Немало важно педагогу заранее приготовить всё необходимое оборудование для проведение безопасного эксперимента с детьми. В своей работе активно применяют детское экспериментирование. Использование детского экспериментирования в работе педагога-психолога – это мощный инструмент для комплексного развития ребенка. Он способствует развитию познавательных процессов, эмоциональной сферы, социальных навыков и помогает детям лучше понимать мир вокруг себя. Важно, чтобы эксперименты были тщательно спланированы, безопасны и соответствовали возрасту и интересам детей.
|