Игротека для дошкольников или как предотвратить дисграфию. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Матюнина Светлана Анатольевна | |||
04.06.2025 17:01 | |||
По наблюдениям специалистов, количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих дисграфией, постоянно растет. А проблемы с чтением и письмом создают значительные трудности при дальнейшем обучении в школе. Что же такое дисграфия? Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме. Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, невролога, ребенка и его родителей. Наиболее часто встречаются следующие виды дисграфии: оптическая, акустическая и регуляторная. Оптическая дисграфия – это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов. На письме встречаются такие ошибки как: искажения, обмен графически подобных букв; зеркальное написание букв; пропуски составляющих букв и их неверное месторасположение. У детей, страдающих этим видом дисграфии, отмечаются следующие проблемы:
Акустическая дисграфия – это нарушения письма, связанное с недостаточным развитием фонематического слуха. При этом расстройстве ребёнок «пишет так, как слышит», допуская ошибки в различении и написании близких по звучанию букв. Проблемы, встречающиеся у детей с этим видом дисграфии:
Регуляторная дисграфия – обусловлена недоразвитостью основных высших психических функций, таких как память и произвольное внимание. На письме у таких детей отмечаются следующие ошибки: устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с; пропуски и замены гласных; нарушение порядка букв в слове; слитное написание слов. Основные проблемы, с которыми сталкиваются дети с регуляторной дисграфией:
Диагноз «Дисграфия» раньше 8–9 лет не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Тем не менее, предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте, поэтому своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем. Предлагаемые нами игры и упражнения просты в применении, их могут использовать как педагоги, так и родители. Для удобства восприятия, мы разбили все игры и упражнения на три уровня: двигательный, познавательный и письменный. Игры и упражнения двигательного уровня. Игра «Пространство моего тела»: взрослый предлагает детям прикоснуться левой рукой к своему правому колену, затем правой рукой до своего левого уха, потом правой рукой до своей правой пяточки и т.д. Игра «Моя рука, твоя рука»: дети разбиваются на пары, сидя или стоя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, правое плечо, правое колено и т.д. Игра «Холодно-горячо»: взрослый прячет в комнате предмет, а затем при помощи речевых инструкций ведет игрока к цели. Инструкции могут быть: «шаг направо, два шага налево и т.д». Если ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве, то можно использовать план-схему. Игра «Обезьянки»: необходимо повторить любые движения за педагогом или ведущим (ребенком) стоя лицом к лицу. Игра «Запретное движение»: повтор любых движений за педагогом, кроме одного «запретного», о котором договариваются заранее. Игра «Серии движений: педагог показывает несколько движений подряд (не более трех), дети должны повторить. Игра «Слушай и выполняй»: Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например: повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову; повернуться налево, присесть, встать, опустить голову. Игры и упражнения познавательного уровня Игра «Запомни, назови»:
Игра «Что изменилось?»:
Игра «Чудесный мешочек»: В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет. Игра «Определи на ощупь»: в мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный – короткий, толстый – тонкий, большой – маленький, узкий – широкий и т. д. Игра «Узнай фигуру»: на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же. Игра «Шумящие коробочки»: Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер- сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Вариант 2: ребенок находит одинаковые коробочки. Игра «Определи, что слышится»: из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой – тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Шумы могут быть записаны на телефон и отражать шумы окружающего мира (мурлыкание кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь и т.д.) – ребенку необходимо определить, что за шум. Игра «Разведчик»: педагог говорит ребенку: «Сейчас я узнаю, умеешь ли ты хранить секрет, как настоящий разведчик. Я буду называть тебе слова, ты должен их повторять, но в секрете нужно сохранить и ни в коем случае не называть … школьные принадлежности: Лейка телефон, учебник, роза, чайник, машина, тюльпан, мяч, зеркало, стройка, страус, ластик, карандаш, туфли, автобус, ведро, тетрадь, окно, дорога, пенал, и т.д.» Можно «хранить в секрете» слова на определенный звук, названия чисел, слова из одного слога, имена, имена существительные и т.д. Игра «Летела корова»: играть можно от трех человек. Дети становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово говорит следующий игрок): - Летела корова - Сказала слово - Какое слово - Сказала корова? Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово — например, «танк». Дальше игроки снова хлопают по ладоням друг друга, но при этом загаданное слово называют по одному звуку: Т-А-Н-К. Игрок, называющий последний звук, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа — отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится звук. Игры и упражнения письменного уровня Упражнение «Скопируй по точкам» Упражнение «Зеркальные рисунки» Упражнение «Продолжи рисунок» Кроссворды Графические диктанты Шифровка Упражнение «Узнай и назови букву» Упражнение «Соотнеси букву с каким-либо схожим по форме предметом» Упражнение «Вырежи букву, выложи из мозаики, из палочек, из проволоки, ниток и т.д.» Упражнение «Найди букву в печатном тексте» Упражнение «Определи буквы, находящиеся в неправильном положении» Упражнение «Назови или запиши буквы, перечёркнутые дополнительными линиями» Упражнение «Собери букву из элементов» Упражнение «Сравнение сходных букв, отличающихся одним элементом, букв состоящих из и одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве». Игра «Отгадай букву»: на ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут букву, которую он определяет с закрытыми глазами. Игра «Прочитай»: играющие становятся друг за другом. Стоящий позади, пальцем (обратной стороной карандаша) пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди, отгадывает и зарисовывает (пишет) их. Потом дети меняются местами.
|