Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЗНАКОМСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ А. П. ЧЕХОВА.
Занятия с детьми
Автор: Но Ирина Анатольевна   
10.03.2025 15:45

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЗНАКОМСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ А. П. ЧЕХОВА.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЗНАКОМСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ А. П. ЧЕХОВА.

Но Ирина Анатольевна, воспитатель МАДОУ №1 «Загадка» г. Южно-Сахалинска

В статье рассматриваются возможности применения искусственного интеллекта к изучению произведений А. П. Чехова с дошкольниками. Также влияние цифровых технологий на процесс восприятия художественных произведений. Статья представляет собой практическое руководство для педагогов и родителей, заинтересованных в использовании современных технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: искусственный интеллект, дошкольники, произведения Чехова, художественная литература.

 

Скачать конспект

Традиционные методы приобщения к чтению детей не всегда эффективны в наш век цифровых технологий. Современные дети, окруженные гаджетами и мультимедиа с пеленок, зачастую с трудом воспринимают печатный текст. Их мышление требует динамики, интерактива, визуализации. И вот здесь на помощь может прийти искусственный интеллект (ИИ). Потенциал применения данной технологии в дошкольном образовании огромен и еще только начинает раскрываться. Умные алгоритмы способны адаптировать контент под индивидуальные особенности ребенка, его возраст, интересы, темп восприятия. Интеллектуальные системы могут не просто озвучивать текст, но и создавать увлекательную анимацию, игровые элементы, диалоговое взаимодействие.

Представьте, как оживают герои чеховских рассказов, как ребенок может поговорить с Каштанкой или утешить Ваньку, помочь разгадать загадку и даже придумать свое продолжение истории. Такое погружение в художественный мир книги усиливает эмоциональную вовлеченность, развивает эмпатию и воображение. При этом искусственный интеллект не подменяет собой традиционное чтение, а служит увлекательным дополнением, своего рода "воротами" в литературу. Интерактивное знакомство с сюжетом и персонажами мотивирует малыша взять в руки книгу, чтобы узнать оригинальную историю и увидеть авторские иллюстрации.

В наше время искусственный интеллект открывает новые возможности для интерактивного знакомства детей с творчеством Чехова. Одним из самых простых и эффективных инструментов здесь могут стать нейросетевые генераторы изображений. С их помощью воспитатели и родители могут создавать оригинальные иллюстрации к рассказам, причем делать это быстро, без специальных художественных навыков. Достаточно лишь ввести в программу текстовое описание желаемой картинки, и искусственный интеллект сгенерирует ее в считанные секунды. Причем можно экспериментировать со стилем и деталями, добиваясь максимально подходящего к настроению рассказа изображения.

Такие иллюстрации становятся прекрасным дополнением при чтении вслух или самостоятельном знакомстве ребенка с книгой. Конечно, они не заменят классические "бумажные" рисунки художников, но внесут разнообразие, позволят взглянуть на знакомых героев под новым углом. К тому же, детям будет интересен сам процесс создания картинок нейросетью. Педагог может вовлечь их в формирование текстовых запросов, обсуждение и выбор лучших вариантов — так развивается фантазия, образное мышление, художественный вкус. (Рис. 1)

(Рис. 1)

Еще один доступный вариант использования ИИ — это преобразование печатного текста в речь. Многие современные сервисы предлагают очень качественную озвучку, иногда почти неотличимую от записи профессионального чтеца. С их помощью можно получить аудиоверсию любого рассказа Чехова, причем с хорошей интонацией, паузами, ударениями. Это упростит работу воспитателя и поможет разнообразить формат занятий. Дети смогут слушать любимые истории даже без взрослых, а при желании — следить по тексту в книге, тренируя навык чтения.

Давайте рассмотрим несколько конкретных сценариев проведения занятий по рассказам Чехова с использованием возможностей искусственного интеллекта.

Один из вариантов — это интерактивное дополнение сюжета книги. Воспитатель начинает рассказывать историю, например, "Каштанку", но в ключевых моментах повествование прерывается, и детям предлагается самим выбрать дальнейшее развитие событий из нескольких вариантов. Скажем, когда Каштанка потерялась, им нужно решить — будет ли она искать дорогу домой, или отправится изучать новые места. В зависимости от выбора, сюжет разветвляется, и история продолжается уже с учетом решений маленьких слушателей.

Или пофантазировать с детьми как Каштанка представляет себя выступающую в цирке и участвующую в построении пирамиды. (Рис. 2)Так они становятся не просто пассивной аудиторией, а активными участниками, почти соавторами рассказа.

(Рис. 2)

Другая идея — виртуальные инсценировки диалогов. С помощью технологий распознавания и синтеза речи можно создать своеобразный "разговорный тренажер", где ребенок беседует с персонажами рассказов Чехова. Например, в "Ваньке" он может побеседовать с главным героем, расспросить его о жизни, подбодрить добрым словом. Или поговорить с клоуном из "Каштанки", узнать о цирковых трюках и закулисье. Конечно, возможности такого диалога не безграничны, но даже относительно простая языковая модель позволит детям глубже погрузиться в мир произведения, лучше понять чувства и мотивацию героев.

Увлекательным форматом может стать и совместное "расследование" сюжетных поворотов. Воспитатель или ИИ-система ставит перед детьми проблемную ситуацию из рассказа, и они должны распутать этот своеобразный детектив. К примеру, в "Белолобом" можно задаться вопросом: почему щенок ушел из дома? Дети выдвигают версии, приводят аргументы "за" и "против", ищут подсказки в тексте. Искусственный интеллект направляет и модерирует дискуссию, задает наводящие вопросы, помогает не упустить важные детали. В итоге ребята не только глубже понимают смысл произведения, но и учатся анализировать, рассуждать, доказывать свою точку зрения.

Наконец, искусственный интеллект поможет разработать интересные интерактивные задания по мотивам рассказов Чехова. Например, в формате теста: ребенку предлагается отрывок из текста с пропущенными словами и несколько вариантов для заполнения. Чтобы выбрать правильный, нужно вспомнить сюжет, представить ситуацию. Или задание на сопоставление героев и их действий, портретов, реплик, предметов. Подобные упражнения в игровой форме развивают память, внимательность, учат анализировать прочитанное.

Огромный простор для фантазии открывают творческие задания на основе рассказов Чехова. Искусственный интеллект может предложить детям сочинить продолжение истории, придумать альтернативную концовку или представить события от лица другого персонажа. Например, в "Ваньке" — написать ответное письмо от деда Константина. Генеративные языковые модели могут даже продемонстрировать пример такого сочинения, создать своеобразный "литературный образец" для вдохновения юных авторов. А нейросетевые иллюстраторы помогут визуализировать самые яркие моменты или персонажей придуманной истории.

Конечно, все эти рассмотренные инструменты не заменят традиционные методики, но во многом дополнят их, сделают процесс чтения более увлекательным и творческим.

Важно также рассмотреть роль воспитателя в приобщении детей к литературе через современные интеллектуальные технологии, которую невозможно переоценить. Да, эти инновационные инструменты открывают массу новых возможностей: от интерактивного создания дополнений сюжетов до виртуальных литературных игр. Но они остаются лишь полезными помощниками в руках педагога.

Искусственный интеллект может взять на себя часть технических задач: визуализацию обстановки и героев, генерацию интерактивных заданий, даже ролевое озвучивание персонажей. Но душу в литературное занятие вдыхает именно педагог. Его эмоциональная подача, искренний интерес к мнению и фантазиям детей, готовность обсуждать и сопереживать — вот что превращает рассказ в событие, оставляющее след в детском сердце. Никакая, даже самая продвинутая технология не заменит этого человеческого фактора. Здесь вспоминаются слова самого Антона Павловича Чехова: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Вот и в литературном образовании ребенка должно быть все гармонично: и увлекательная форма, и глубокое содержание, и живое человеческое участие.

То же касается и домашнего чтения. Родители, безусловно, могут использовать обучающие литературные приложения и онлайн-викторины, чтобы разнообразить досуг ребенка и в игровой форме закрепить его знания по прочитанным книгам. Но цифровые сервисы не должны полностью вытеснить традицию семейного чтения. Этот ритуал не только укрепляет эмоциональную связь, но и приучает ребенка воспринимать книгу как источник совместных переживаний и размышлений, а не просто как набор интерактивных функций.

Очень важно помнить, что чрезмерное увлечение "гаджетизацией" литературы таит в себе риск того, что дети будут воспринимать чтение исключительно как развлечение, игру, где можно "нажимать кнопки" и получать быстрые наглядные эффекты. В погоне за внешней эффектностью может потеряться главное — желание и умение вдумчиво читать, воссоздавать в воображении художественные образы, сопереживать героям и осмыслять авторские идеи. Ведь суть литературы — в диалоге читателя с писателем через текст, а не в ярких мультимедийных "бонусах".

Поэтому и родителям, и педагогам важно находить баланс между новыми технологиями и традиционной книгой — как в плане формата занятий, так и в сознании самого ребенка. С раннего возраста важно воспитывать любовь именно к литературному слову, а не только к сопутствующим интерактивным элементам. Показывать, что в самом тексте, в тщательно подобранных писателем выразительных средствах кроется главное чудо и главный смысл. А иллюстрации, анимации, игровые элементы — это именно дополнение, визуальная поддержка, а не суть чтения. Если это удастся донести до детей, то технологии искусственного интеллекта действительно могут стать важным и очень ценным помощником в их литературном развитии.

Заключение.

Интеграция искусственного интеллекта в образовательные программы для дошкольников открывает новые горизонты для знакомства детей с произведениями Чехова, обеспечивая более глубокое понимание и восприятие литературного материала. Использование ИИ не только повышает эффективность обучения, но и способствует развитию у детей навыков, необходимых в современном мире, таких как критическое мышление, творческие способности и эмоциональный интеллект.

Для дальнейшего развития данного направления необходимо сосредоточиться на разработке специализированных образовательных программ и приложений, которые будут учитывать возрастные особенности дошкольников и специфику восприятия литературных текстов. Также важно продолжать исследования в области оценки эффективности применения ИИ в обучении, чтобы адаптировать технологии к образовательным потребностям детей и совершенствовать методы их интеграции в учебный процесс.

С искусственным интеллектом мир Чехова становится ещё более захватывающим. Мы можем читать, учиться, творить, играть и каждый день открывать для себя что-то новое. Но главное помнить, что технологии должны дополнять, а не заменять живое общение и эмоциональное восприятие.

Список литературы:

  1. Баранова Е. М. Значение творчества А. П. Чехова для формирования моральных ценностей у детей / Е. М. Баранова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 128 с.
  2. Гурьев Д. В., Иванова Н. А. Современные образовательные технологии: использование искусственного интеллекта в обучении / Д. В. Гурьев, Н. А. Иванова. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 256 с.
  3. Кондратьев Г. Г. Психолого-педагогические основы развития личности ребенка-дошкольника / Г. Г. Кондратьев. — Москва: Владос, 2015. — 240 с.
  4. Петровская Л. И. Методика преподавания литературы в начальной школе / Л. И. Петровская. — Москва: Просвещение, 2008. — 320 с.
  5. Смирнов А. В. Технологии искусственного интеллекта в образовании / А. В. Смирнов. — Москва: Академия, 2019. — 352 с.
  6. Шабалина О. С. Использование информационных технологий в работе с дошкольниками / О. С. Шабалина. — Москва: Педагогический университет, 2017. — 176 с.
  7. Чехов А. П. Собрание сочинений / А. П. Чехов. — Москва: Художественная литература, 1986. — 500 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год