Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Кольца Луллия» и использование на практике игры «Кто, что ест?» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Магомедова Зулейха Джаруллаевна | |||
07.02.2025 15:01 | |||
Сегодня я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия». Основоположником этого метода является Раймонд Луллий. Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. Лелюх С.В., Сидорчук Т. А. и Хоменко Н. Н на основе метода луллизма разработали методику для детского сада- «Кольца Луллия». Центральное место в ней занимает многофункциональное пособие — круги Луллия. На сегодняшний день круги Луллия являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так же они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.
Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС ДО. С детьми раннего возраста используют конструкцию, состоящую из двух кругов. Постепенно задания усложняются, и увеличивается количество кругов. У детей старшего дошкольного возраста данная конструкция состоит уже из трех или четырех кругов. Круги делятся на сектора. Основная цель в работе с детьми раннего возраста: развитие логического мышления, внимания, навыков устной речи, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы. Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям. Пособие позволяет решать задачи: развивать познавательную активность; мелкую моторику и координацию движений рук.
Пособие можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям, в индивидуальной и подгрупповой деятельности детей. Ожидаемый результат: Круги Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов Данное пособие можно изготовить самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию. Для изготовления дидактического пособия «Круги Луллия» понадобятся следующие материалы: 2 круга из плотного картона или другого материала разных по диаметру, стрелка, болтик, гайка для закрепления кругов и стрелки. Данное пособие представлено в виде двух вращающихся на оси колец разного диаметра. Подставка вырезана лобзиком из фанеры к которой в дальнейшем закреплен металлический штырь. На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов. Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. Дидактическая играс «Кругами Луллия» Кто, что ест?» для развития детей раннеговозраста Раймонд Луллия в 13 веке изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания. "Круги Луллия" — это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. "Круги Луллия" — одно из средств развития интеллектуально творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ. Это пособие универсальное, формирует мыслительные процессы у детей. Данное пособие можно изготовить самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию. Круги сделали из фанеры, диаметр кругов может варьироваться. Также из фанеры выпилите стрелку с отверстием. Затем начинаем сборку. Круги обклеили плотным фетром, с помощью шпильки и гаек скрепили между собой два круга, подставку и стрелку. С помощью липучки сделали разметку на сектора. Я разделила на 10 секторов. На каждом секторе прикрепили липучки, для крепления картинок. На задней поверхности картинки так же липучки, это сделано для того, что бы круги были многофункциональным. Из фетра вырежьте готовых картинок животных и чем они питаются, по краям обклейте липучкой. Наклейте липучки на сектора кругов. Дидактическая игра «Кто что ест?» Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук. Участвуют: 2-4 человека Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга. -Раскрути круги, посмотри, что оказалось под стрелкой на верхнем круге, (воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено) Подобери картинку с животным, которое ест эту еду. -У каждого животного ребята есть свое любимое лакомство. Кто-то любит сыр, а кто-то морковку. Сможете ли вы угадать, что любят кушать разные животные. Укажи стрелкой мордочку животного к изображению еды, которую оно ест. Накорми всех животных вкусным обедом. -с помощью стрелки (указать стрелкой) подбири животному угощение, например, «Ребята, медведь хочет есть, давайте найдём для него угощение. Что любит есть медведь?» - укажи стрелкой кто из животных любит выбранное угощение, например: «Это у нас морковка. Кто любит кушать морковку? Кого накормим морковкой?» -На верхнем круге нарисован орех, давайте на нижнем круге найдем животного, который любит кушать орехи. Вывод: Круги Луллия — одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе.
|