Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста.
Занятия с детьми
Автор: Щеглова Татьяна Анатольевна   
21.01.2025 11:07

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста.Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Они любят играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать. Многим интересуются, успевают осваивать мобильный телефон и компьютер.

Золтан Дьенеш — венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть заключается в том, что знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках, не в постоянных каких-то повторяющихся упражнениях, заданиях, а в игре. Именно в игре дети смогут освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы.

Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки.

Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Эта технология способствует развитию интеллекта, мыслительных операций, ведь подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, который дает

педагог, родитель, но и умение логически мыслить, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям.

 

Использование данной технологии позволяет решить следующие задачи:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины.
  • Формировать представления о математических понятиях (кодирование и декодирование информации).
  • Способствовать развитию у детей логического мышления, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности:

  • на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности;
  • в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости;
  • в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях.

В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Логические блоки можно использовать при организации сюжетно-ролевых игр.

Например, в игре «Магазин» деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками; в игре «Почта» адрес на письме обозначается блоками, адрес на домике кодовыми карточками; в играх «Путешествие», «Цирк», «Театр» билеты обозначаются блоками, места кодовыми карточками. Таким образом, анализируя результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций.

Опытпедагоговмногихстранмирапоказалэффективностьиспользования логических блоков как игрового материала в работе с детьмидошкольного возраста.

Как пишут Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, «логические блоки Дьенеша...

широко применяются в детских садах идругих странах. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но впрактической работе с детьми используются еще недостаточно. Причина этого— в недооценке развивающих возможностей этого дидактического материала, атакже в отсутствии соответствующей методической литературы».

В самом начале работы я познакомилась с литературой, посвященнойданной теме. Много интересного и полезного материала и знаний яполучила, просмотревВебинарыпо использованиюблоковдошкольниками. Для апробации пособия приобрела один комплект блоков. Всвоей работе использовала индивидуальные и групповые формы работы. Яувидела, что детей заинтересовали игры с блоками. Для дальнейшей работы вэтом направлении приобрели еще несколько комплектов логических блоков (по количеству детей в группе), альбомы, разработанные для работы с детьми, книги — «Играем с логическими блокамиДьенеша: Учебный курс для детей 4—5 лет» (5-6 лет, 6-7 лет). В книге изложенсистематизированный курс (от простого к сложному), направленный наразвитие логико-математического мышления детей.

Работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Они любят играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать. Многим интересуются, успевают осваивать мобильный телефон и компьютер.

Золтан Дьенеш — венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть заключается в том, что знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках, не в постоянных каких-то повторяющихся упражнениях, заданиях, а в игре. Именно в игре дети смогут

освоить сложнейшие логические и математические концепции и системы.

Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки.

Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Эта технология способствует развитию интеллекта, мыслительных операций, ведь подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, который дает

педагог, родитель, но и умение логически мыслить, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям.

Использование данной технологии позволяет решить следующие задачи:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины.
  • Формировать представления о математических понятиях (кодирование и декодирование информации).
  • Способствовать развитию у детей логического мышления, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности:

  • на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности;
  • в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости;
  • в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях.

В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Логические блоки можно использовать при организации сюжетно-ролевых игр.

Например, в игре «Магазин» деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками; в игре «Почта» адрес на письме обозначается блоками, адрес на домике кодовыми карточками; в играх «Путешествие», «Цирк», «Театр» билеты обозначаются блоками, места кодовыми карточками. Таким образом, анализируя результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций.

Опытпедагоговмногихстранмирапоказалэффективностьиспользования логических блоков как игрового материала в работе с детьмидошкольного возраста.

Как пишут Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, «логические блоки Дьенеша...

широко применяются в детских садах идругих странах. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но впрактической работе с детьми используются еще недостаточно. Причина этого— в недооценке развивающих возможностей этого дидактического материала, атакже в отсутствии соответствующей методической литературы».

В самом начале работы я познакомилась с литературой, посвященнойданной теме. Много интересного и полезного материала и знаний яполучила, просмотревВебинарыпо использованиюблоковдошкольниками. Для апробации пособия приобрела один комплект блоков. Всвоей работе использовала индивидуальные и групповые формы работы. Яувидела, что детей заинтересовали игры с блоками. Для дальнейшей работы вэтом направлении приобрели еще несколько комплектов логических блоков (по количеству детей в группе), альбомы, разработанные для работы с детьми, книги — «Играем с логическими блокамиДьенеша: Учебный курс для детей 4—5 лет» (5-6 лет, 6-7 лет). В книге изложенсистематизированный курс (от простого к сложному), направленный наразвитие логико-математического мышления детей.

Работа с блоками и логическими фигурами поможет не только хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо подготовить детей к изучению математики, геометрии и информатики в школе, преемственность детского сада и школы будет на достаточно хорошем уровне.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год