«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПОСОБИЯ «СБОРНЫЕ КАРТИНКИ» В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Кияшко Любовь Васильевна | |||
16.01.2025 19:51 | |||
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКОГО ПОСОБИЯ «СБОРНЫЕ КАРТИНКИ» В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Игра занимает в жизни дошкольника одно из ведущих мест и оказывает огромное влияние на его интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие. В игре формируются и развиваются коммуникативные навыки, приобретается социальный опыт, совершенствуются мыслительные операции. Игра позволяет решать самые сложные воспитательные задачи, стимулирует развитие психических функций. В игре успешнее происходит усвоение новых знаний. Дидактические игры из серии «Сборные картинки» положительно влияют на все компоненты речевой системы дошкольника, способствуют развитию интеллектуального мышления, тонкой моторики, умения сосредотачиваться на решении определенной задачи. Игры настоящего пособия предполагают составление целого изображения из частей по образцу, что способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ и синтез. «Сборные картинки» могут использоваться как на логопедических занятиях, так и на комплексных занятиях в средней или старшей группах детского сада, могут служить материалом для индивидуальных занятий и использоваться в свободной самостоятельной деятельности детей.
Работая на логопедических группах, я на собственном опыте убедились, насколько детям с нарушениями речи, в отличие от детей с речевой нормой, необходимо задействовать все анализаторы для успешного усвоения программы. Дидактические игры из серии «Сборные картинки» — один из эффективных методов работы. В речевых группах работа обычно строится по лексическим темам, только речевой материал с каждой возрастной группой усложняется. Мною разработаны и изготовлены «Сборные картинки» по каждой лексической теме на подгруппу детей. На одну тему может быть несколько вариантов картинок по степени сложности. Большинство дидактических игр из этой серии состоят из плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера. Педагог может решать с помощью данного пособия следующие задачи:
С одним комплектом картинок можно поиграть на нескольких занятиях, меняя коррекционные задачи. К играм подбирается соответствующий речевой материал: стихи, потешки, чистоговорки, песенки… Дети с удовольствием играют со знакомыми картинками снова. ПРИМЕРЫ ИГР Игра «Мое тело» ( «Сборные картинки» «Человек. Части тела») Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей тела человека; согласование существительных с числительными один, два; развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ, синтез); закрепление навыков ориентировки на плоскости. Ход работы. Педагог демонстрирует картинку с изображением мальчика. Дети получают задание самостоятельно собиратьтакого же мальчика из предложенных частей тела. Дети комментируют свои действия и актуализируют в речи слова — названия частей тела человека. Затем педагог предлагает детям сказать, сколько у человека голов? ног? И т. д. Составляется рассказ о том, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. Игра «Собери медведя» ( «Сборные картинки» «Дикие животные. Медведь») Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей тела животного (туловище, голова, лапы (передние и задние), уши, глаза, нос); согласование существительных с прилагательными, обозначающими цвет; мышления (анализ и синтез); развитие тонкой моторики; совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Игра «Чего не стало?» ( «Сборные картинки» «Дикие животные. Медведь») Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий частей тела животного; совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже; развитие тонкой моторики; совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Игра «Ботинки» Цели: обогащение словаря, активизация в речи слов — названий деталей обуви (задник, язычок, каблук, шнурок); развитие связной речи (составление описательного рассказа), мышления (анализ, синтез), тонкой моторики; закрепление навыков ориентировки на плоскости. ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ «СБОРНЫХ КАРТИНОК» ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ «Посуда. Чайники» (7 комплектов: синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый, сиреневый, серебристый) «Домашние животные. Кошка» (7 комплектов, 2 варианта выкладывания) «Человек. Части лица» (7 комплектов) «Дикие птицы. Птичка» (7 комплектов, 2 варианта выкладывания) «Домашние птицы. Цыпленок» (10 комплектов)
|