Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Занятия с детьми
Автор: Петрова Л. М. Бодрова Л. М. Захарова И. Э.   
02.01.2025 11:54

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ранний возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Развитие речи в раннем возрасте является актуальной, так как речь является ведущим процессом психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер — весь психический склад личности выявляются в речи. Овладение родным языком — одно из важных приобретений ребенка раннего возраста. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Дети большую часть времени проводят в игре, через которую знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые навыки и умения. Одной из перспективных игровых технологий, способствующих речевому развитию детей, является лэпбук. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становиться активным в выборе содержания своего образования.

В настоящее время значительно уменьшилось количество научной и методической литературы, раскрывающей специфику организации педагогического процесса с детьми раннего возраста. Материальная база дошкольных организаций не в достаточной мере оснащена игровыми инновационными технологиями для детей от 1 года до 3 лет. Многие образовательные программы рассчитаны на детей с 3 лет. Вместе с тем, проблема развития речи становится особенно значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей детей.

В дошкольной педагогике игры с давних пор считались основным средством речевого развития. На них почти полностью возлагались речевые задачи формирование словаря, формирование звуковой культуры речи и грамматического строя, развитие связной речи.

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра является составной частью педагогических технологий.

Педагогическая технология, в дошкольном образовании, представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Татьяна Пироженко, автор адаптированной технологии лепбук в нашей стране, дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это отличный способ в игровой форме закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги».

Лэпбук предназначен для индивидуальных занятий с детьми и занятий группами, может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, а также использоваться при реализации образовательных областей, предусмотренных основной образовательной программой дошкольной образовательной организации, обеспечивая их интеграцию. Лэпбук может решить задачи по развитию речи. Первой из которой, является развитие активной, коммуникативной речи. Работая с лэпбуком, не только, постоянно разговариваешь с ребенком, но и включаешь его в диалог, создавая у него потребность в собственных высказываниях. Чтобы ребенок заговорил, он должен иметь потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу произнести нужное слово) ставит перед ребенком взрослый, используя лэпбук.

Согласно ФГОС дошкольного образования, в раннем возрасте (1-3 года) образовательная программа реализуется в предметной деятельности и игре; экспериментировании с материалами, общении с взрослым и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживании и действии сбытовыми предметами – орудиями, восприятии смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании картинок, двигательной активности.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно. Как же сделать так, чтобы изученный материал остался в памяти ребенка, чтобы он самостоятельно смог применять полученные знания? Дети очень любят секреты и сюрпризы. Вот именно на такой любви к секретам, к сюрпризам построена технология создания лэпбуков. Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Для ребенка раннего возраста лэпбук – это игрушка. В которой собрано много интересных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндера – сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.

Информация в лэпбуке представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных подвижных деталей, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Материал лэпбуков подбирается так, чтобы дети могли бы его обследовать и активно с ним действовать. Содержащиеся в лэпбуке игры детям становятся более интересными, если в их содержание вносится что – то новое и более яркое.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения)
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства)
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Главная задача — научить детей работать с лэпбуком самостоятельно, без помощи педагога. Обучающий этап проходил в течение двух недель как в первой половине дня до завтрака, так и во второй половине дня. В первую неделю обучение проходило со всеми детьми группы (фронтально), а на второй неделе группами и индивидуально. Детям постепенно объяснялись все задания, правила к дидактическим играм, включённые в лэпбук. Некоторые из заданий, такие как «Что на картинке», «Кто как кричит?», «Чей детеныш?», «Собери картинку» дети догадывались, как выполнять самостоятельно, так как названия говорят сами за себя.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год