Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе-кондитерская»
Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе-кондитерская».
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и изготавливать атрибуты
- формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников
- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов
Воспитательные:
- закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий
Ресурсное обеспечение:
- вывеска для кафе- кондитерской
- муляжи продуктов питания, посуда, скатерть, плита, микроволновая печь, духовка, меню
- костюмы кулинара, официанта, бармена, шофёра, диск-жокея
- техническое обеспечение: проигрыватель, микрофон
Актуальность проекта
Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Научно-методическое обеспечение
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.
Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».
Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: «игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.»
В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вкруг себя.
Ожидаемый результат:
- Совершенствование и расширение игровых умений детей
- Обогащение и расширение словарного запаса
- Развитие коммуникативных навыков в ролевом общении.
- Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
- Комментирование игровых действий и действий партнеров.
- Получение знаний о специалистах, работающих в сфере обслуживания.
Этапы игровой деятельности
(старшая группа)
Процесс
|
Совместная деятельность
педагога и детей
|
Деятельность
педагога
|
Подготовительный
|
Выявление проблемы
|
Диагностика игровых и речевых навыков, игровой среды.
|
Методика Д.Б. Эльконина.
|
Обрисовка сюжетной канвы
|
В группе намечается праздник. На этом празднике планируется чаепитие и угощение. Поэтому планируется поход в кафе-кондитерскую.
|
Изучение литературы:
- Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» -М., 2008г
- . Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» -М., 2003г.
- Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» -М., 1999 г.
- Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, 1999г.
|
Организационная
работа
|
Чтение художественной литературы:
К.И.Чуковский : «Муха Цокотуха», «Федорино горе», Г.Цыферов «Очень-очень вкусный пирог»
Продуктивные виды деятельности:
Лепка из солёного теста:
тортов, пирожного, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д.
Рисование:
Вывеска для кафе-кулинарии, деньги.
Выставка рисунков и поделок «Самый красивый торт»
Беседы с детьми:
«Правила поведения в кафе-кондитерской»
«Кто работает в кафе-кондитерской? »
« Что такое меню?»
Познавательная встреча и мастер-класс с кондитером.
Дидактические игры:
«Вежливые слова»,«Кто больше назовет действий», «Накрой на стол», «Съедобное- несъедобное», «Горячее-холодное».
|
Придумывание воспитателем материала для игры:
Для кондитера, официанта, бармена, кассира, шофёра и диск-жокея.
Планирование календарных планов.
Подбор стихов, загадок, поговорок по теме.
Разработка конспекта игры «Кафе-кондитерская»
|
Работа
с родителями
|
Посещение родителями с детьми кафе, помощь при изготовлении атрибутов игры.
|
Консультации
«Во что играют дети?».
«Правила поведения в общественных местах»
|
Основной
|
Систематизация
информации
|
Организация игрового пространства кафе-кондитерской. Расставить атрибуты – муляжи продуктов, чайную посуду, салфетки, фартуки, повесить вывеску. Принятие на себя роли заведующей кафе-кондитерской. Обсуждение содержания игры.
|
Обеспечение руководства. Распределение ролей.
Взятие на себя второстепенной роли.
Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства.
|
Игровая
деятельность
|
Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. Изменение ролевого действия в ходе игры.Поиск решения с помощью педагога.
Ход игры:
В группе намечается праздник. Какой же праздник без сладкого торта. Дети отправляются отмечать праздник в кафе-кондитерскую на машине. Там их встречает официант и предлагает выбрать в меню пирожные и другие сладости. Заказ отправляют на кухню кондитеру. Шофёр привозит кондитеру шоколад для пирожных. Кондитер готовит угощение. Официант приносит заказ.
В кафе приходит заведующая. Узнаёт, что у детей праздник и предлагает пригласить диск-жокея. Приходит диск-жокей, проводит с детьми музыкальные подвижные игры. За прилавком бармен предлагает посетителям попить вкусный коктейль или поесть мороженое. Посетители весело проводят время.Праздник подошел к концу. Посетители расплачиваются с кассиром и уезжают на машине домой.
|
Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.
Примерные вопросы:
Где можно провести праздник?
Кто такой кондитер?
Кто ещё работает в кафе? и т.д.
|
Заключительный
|
Итог
|
Участие детей в обсуждении проведенной игры.
Оценка умения играть вместе
|
Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.
Диагностика игровых умений
|
План – схема сюжетно- ролевой игры
Цель: Формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе-кондитерская».
Задачи:
-учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли в ходе игры
- формировать доброжелательные отношения
- побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни
- развивать диалогическую и связную речь, обогащать словарь детей
- учить пользоваться предметами – заместителями (атрибутами)
- закрепить знания детей о функционировании кафе и кондитерской
- продолжать развивать творческое воображение
-формировать навыки культурного поведения в общественных местах.
Структура игры
|
Общие методические приемы
|
Методические приемы, используемые в игре
|
Задачи
|
Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Реализовывать специфические ролевые действия. Формировать умение комбинировать события в общем сюжете.
|
Формировать умение обозначать свои роли:
кондитер, продавец, кассир, официант, шофёр, диск-жокей.
Учить выполнять роли.
Развивать умение у детей играть с партнерами (кондитер – продавец, официант – клиент, шофёр – кондитер и т.д.).
Формировать умение выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания).
Формировать умение воссоздавать события рабочей атмосферы кафе-кондитерской.
|
Общая стратегия
игровых
взаимодействий
|
Создать условия для возникновения игры. Включать детей в ролевое взаимодействие.
Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая новые игровые события.
|
Вступительная беседа о работе кафе-кондитерской.
Распределить роли.
Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о работе кафе-кондитерской .
В конце игры предложить обсудить действия специалистов.
|
Способы
руководства игрой
|
Принять на себя роль заведующей (с разрешения детей). Помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям
|
Задавать вопросы о том, как работает кафе-кондитерская. Рассказать о том, что в кафе-кондитерской можно провести совместный праздник. Подвести детей к решению пойти отметить праздник в кафе-кондитерскую.
Составить план игры.
В процессе игры направлять развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.
|
Словарный минимум
Часть словаря
|
Старшая группа
|
Профессии
|
Клиенты, бармен, кондитер, официантка, посетители
|
Орудия труда
|
Кофейная посуда, миксер, кофеварка, креманки. Чайная посуда, салфетки, фартуки, продукты, меню в картинках
|
Трудовые действия
|
Выдает, открывает, впускает; накрывает, усаживает, знакомит (с меню), принимает, подает, рассчитывается.
|
Качества
труда
|
Высококачественно, организованно, добросовестно, четко, правдиво, энергично,вежливо, внимательно, своевременно, красиво, ответственно, быстро.
|
Общественная значимость
|
Хорошо, быстро и качественно обслуживать; спокойно вести себя за столом; красиво и правильно говорить; громко и четко делать заказы
|
Учреждения
|
Кафе; кондитерская, база.
|
Построение ролевого диалога
Роли
|
Ролевые действия
|
Примерный диалог
|
Заведующая кафе-кондитерской
|
Организует работу сотрудников кафе-кондитерской, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы сотрудников кафе, беседует с посетителями.
Дает советы.
|
- У нас сегодня заказ на 50 пирожных и 2 торта.
- Кондитеры выпекайте бисквиты, а помощники взбивайте крем.
- Шофер, отправляйся в магазин, нам нужны сливки и сахар.
- Официанты протрите столы, у нас новые посетители.
-Вы у нас первый раз? Вам понравились пирожные?
|
Официант
|
Получает заказ клиента. Накрывает на стол. Приносит заказ.
|
- У нас новые пирожные со взбитыми сливками, попробуйте.
- Попробуйте новый напиток «Гоголь-моголь», очень вкусный.
- Пожалуйста, ваш заказ.
- Кушайте, на здоровье .
|
Кассир
|
Принимает плату за услугу. Сдает сдачу .
|
- Ваш счет (50 рублей)
- Ваш заказ на 5 пирожных и какао.
-Получите сдачу.
|
Посетитель
|
Делает заказ, кушает, танцует. Благодарит за работу.
|
- нам , пожалуйста, 3 пирожных , два чая и одно какао.
- какие пирожные посоветуете?
- нам у вас , очень понравилось, мы придем к вам еще раз.
|
Бармен
|
Предлагает напитки и мороженое.
|
- у нас сегодня скидки на все шоколадные напитки.
- мороженое сегодня малиновое и клубничное, вам какое?
|
Шофёр
|
Привозит и отвозит посетителей кафе, привозит в кондитерскую сладости.
|
- Вас подвести до дома? Где вы живете?
- Я привез заказ из магазина : сахар и сливки.
|
Диск-жокей
|
Включает музыку, проводит подвижные и музыкальные игры
|
- У нашей посетительницы сегодня день рождения, предлагаю спеть каравай!
- что- то все загрустили, давайте станцуем танец «Маленьких утят».
|
Построение ролевого взаимодействия
|
Заведующая салона
|
Клиент
|
Кассир
|
Организует работу. Контролирует. Общается. Проверяет отчетность.
|
Рассчитывается за услугу, получает сдачу.
|
Кондитер
|
Организует и контролирует работу. Общаются. Передает пожелания клиентов.
|
Делает заказ. Благодарит за работу. Общаются. Дает советы в процессе работы.
|
Бармен
|
Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров
|
Делает заказ. Общаются. Дает советы в процессе работы.
|
Диск- жокей
|
Организует работу. Контролирует. Общаются.
|
Общаются. Благодарит за работу. Дает советы в процессе работы.
|
Клиент
|
Беседует с клиентом.
|
Соблюдают правила поведения в общественных местах.
|
Шофер
|
Дает указание о доставке. Выдает деньги на приобретение товара. Подписывает путевой лист. Контролирует.
|
Привозит и отвозит. Общаются.
|
Литература:
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
- Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.
- Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.
- Михайленко Н.Я., КоротковаН.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.
- Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.
- Петровский В.А, Кларина Л.М, Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. М., 1993.
- Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.
- Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр, Владос. 1999.
|