Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе-кондитерская»
Занятия с детьми
Автор: Шарафиева Елена Евгеньевна   
27.12.2024 10:29

Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе-кондитерская»Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе-кондитерская»

Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе-кондитерская».

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и изготавливать атрибуты
  • формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
  • формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников
  • развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов

Воспитательные:

  • закреплять знания детей о правилах поведения за столом и в общественных местах
  • воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий

Ресурсное обеспечение:

  • вывеска для кафе- кондитерской
  • муляжи продуктов питания, посуда, скатерть, плита, микроволновая печь, духовка, меню
  • костюмы кулинара, официанта, бармена, шофёра, диск-жокея
  • техническое обеспечение: проигрыватель, микрофон

Актуальность проекта

Игра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Научно-методическое обеспечение

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания.

Выдающийся педагог Н.К. Крупская отмечала: «Игра есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства».

Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: «игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.»

В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вкруг себя.

Ожидаемый результат:

  • Совершенствование и расширение игровых умений детей
  • Обогащение и расширение словарного запаса
  • Развитие коммуникативных навыков в ролевом общении.
  • Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
  • Комментирование игровых действий и действий партнеров.
  • Получение знаний о специалистах, работающих в сфере обслуживания.

Этапы игровой деятельности

(старшая группа)

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых и речевых навыков, игровой среды.

Методика Д.Б. Эльконина.

Обрисовка сюжетной канвы

В группе намечается праздник. На этом празднике планируется чаепитие и угощение. Поэтому планируется поход в кафе-кондитерскую.

Изучение литературы:

  • Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» -М., 2008г
  • . Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» -М., 2003г.
  • Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей» -М., 1999 г.
  • Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, 1999г.

Организационная

работа

Чтение художественной литературы:

К.И.Чуковский : «Муха Цокотуха», «Федорино горе», Г.Цыферов «Очень-очень вкусный пирог»

Продуктивные виды деятельности:

Лепка из солёного теста:

тортов, пирожного, мороженого, конфет, разных фруктов и т.д.

Рисование:

Вывеска для кафе-кулинарии, деньги.

Выставка рисунков и поделок «Самый красивый торт»

Беседы с детьми:

«Правила поведения в кафе-кондитерской»

«Кто работает в кафе-кондитерской? »

« Что такое меню?»

Познавательная встреча и мастер-класс с кондитером.

Дидактические игры:

«Вежливые слова»,«Кто больше назовет действий», «Накрой на стол», «Съедобное- несъедобное», «Горячее-холодное».

Придумывание воспитателем материала для игры:

Для кондитера, официанта, бармена, кассира, шофёра и диск-жокея.

Планирование календарных планов.

Подбор стихов, загадок, поговорок по теме.

Разработка конспекта игры «Кафе-кондитерская»

Работа

с родителями

Посещение родителями с детьми кафе, помощь при изготовлении атрибутов игры.

Консультации

«Во что играют дети?».

«Правила поведения в общественных местах»

Основной

Систематизация

информации

Организация игрового пространства кафе-кондитерской. Расставить атрибуты – муляжи продуктов, чайную посуду, салфетки, фартуки, повесить вывеску. Принятие на себя роли заведующей кафе-кондитерской. Обсуждение содержания игры.

Обеспечение руководства. Распределение ролей.

Взятие на себя второстепенной роли.

Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая

деятельность

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. Изменение ролевого действия в ходе игры.Поиск решения с помощью педагога.

Ход игры:

В группе намечается праздник. Какой же праздник без сладкого торта. Дети отправляются отмечать праздник в кафе-кондитерскую на машине. Там их встречает официант и предлагает выбрать в меню пирожные и другие сладости. Заказ отправляют на кухню кондитеру. Шофёр привозит кондитеру шоколад для пирожных. Кондитер готовит угощение. Официант приносит заказ.

В кафе приходит заведующая. Узнаёт, что у детей праздник и предлагает пригласить диск-жокея. Приходит диск-жокей, проводит с детьми музыкальные подвижные игры. За прилавком бармен предлагает посетителям попить вкусный коктейль или поесть мороженое. Посетители весело проводят время.Праздник подошел к концу. Посетители расплачиваются с кассиром и уезжают на машине домой.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.

Примерные вопросы:

Где можно провести праздник?

Кто такой кондитер?

Кто ещё работает в кафе? и т.д.

Заключительный

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе

Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.

Диагностика игровых умений

План – схема сюжетно- ролевой игры

Цель: Формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Кафе-кондитерская».

Задачи:

-учить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли в ходе игры

- формировать доброжелательные отношения

- побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни

- развивать диалогическую и связную речь, обогащать словарь детей

- учить пользоваться предметами – заместителями (атрибутами)

- закрепить знания детей о функционировании кафе и кондитерской

- продолжать развивать творческое воображение

-формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Структура игры

Общие методические приемы

Методические приемы, используемые в игре

       Задачи

Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Реализовывать специфические ролевые действия. Формировать умение комбинировать события в общем сюжете.

Формировать умение обозначать свои роли:

кондитер, продавец, кассир, официант, шофёр, диск-жокей.

Учить выполнять роли.

Развивать умение у детей играть с партнерами (кондитер – продавец, официант – клиент, шофёр – кондитер и т.д.).

Формировать умение выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговаривать, учитывать желания).

Формировать умение воссоздавать события рабочей атмосферы кафе-кондитерской.

Общая стратегия

         игровых

взаимодействий

Создать условия для возникновения игры. Включать детей в ролевое взаимодействие.

Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая новые игровые события.

Вступительная беседа о работе кафе-кондитерской.

Распределить роли.

Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о работе кафе-кондитерской .

В конце игры предложить обсудить действия специалистов.

Способы

руководства игрой

Принять на себя роль заведующей (с разрешения детей). Помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям

Задавать вопросы о том, как работает кафе-кондитерская. Рассказать о том, что в кафе-кондитерской можно провести совместный праздник. Подвести детей к решению пойти отметить праздник в кафе-кондитерскую.

Составить план игры.

В процессе игры направлять развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.

Словарный минимум

Часть словаря

Старшая     группа

Профессии

Клиенты, бармен, кондитер, официантка, посетители

Орудия труда

Кофейная посуда, миксер, кофеварка, креманки. Чайная посуда, салфетки, фартуки, продукты, меню в картинках

Трудовые действия

  Выдает, открывает, впускает; накрывает, усаживает, знакомит (с меню), принимает, подает, рассчитывается.

Качества

труда

Высококачественно, организованно, добросовестно, четко, правдиво, энергично,вежливо, внимательно, своевременно, красиво, ответственно, быстро.

Общественная значимость

Хорошо, быстро и качественно обслуживать; спокойно вести себя за столом; красиво и правильно говорить; громко и четко делать заказы

Учреждения

Кафе; кондитерская, база.

Построение ролевого диалога

Роли

Ролевые действия

Примерный диалог

Заведующая кафе-кондитерской

Организует работу сотрудников кафе-кондитерской, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы сотрудников кафе, беседует с посетителями.

Дает советы.

- У нас сегодня заказ на 50 пирожных и 2 торта.

- Кондитеры выпекайте бисквиты, а помощники взбивайте крем.

- Шофер, отправляйся в магазин, нам нужны сливки и сахар.

- Официанты протрите столы, у нас новые посетители.

-Вы у нас первый раз? Вам понравились пирожные?

Официант

Получает заказ клиента. Накрывает на стол. Приносит заказ.

- У нас новые пирожные со взбитыми сливками, попробуйте.

- Попробуйте новый напиток «Гоголь-моголь», очень вкусный.

- Пожалуйста, ваш заказ.

- Кушайте, на здоровье .

Кассир

Принимает плату за услугу. Сдает сдачу .

- Ваш счет (50 рублей)

- Ваш заказ на 5 пирожных и какао.

-Получите сдачу.

Посетитель

Делает заказ, кушает, танцует. Благодарит за работу.

- нам , пожалуйста, 3 пирожных , два чая и одно какао.

- какие пирожные посоветуете?

- нам у вас , очень понравилось, мы придем к вам еще раз.

Бармен

Предлагает напитки и мороженое.

- у нас сегодня скидки на все шоколадные напитки.

- мороженое сегодня малиновое и клубничное, вам какое?

Шофёр

Привозит и отвозит посетителей кафе, привозит в кондитерскую сладости.

- Вас подвести до дома? Где вы живете?

- Я привез заказ из магазина : сахар и сливки.

Диск-жокей

Включает музыку, проводит подвижные и музыкальные игры

- У нашей посетительницы сегодня день рождения, предлагаю спеть каравай!

- что- то все загрустили, давайте станцуем танец «Маленьких утят».

Построение ролевого взаимодействия

 

Заведующая салона

Клиент

Кассир

Организует работу. Контролирует. Общается. Проверяет отчетность.

Рассчитывается за услугу, получает сдачу.

Кондитер

Организует и контролирует работу. Общаются. Передает пожелания   клиентов.

Делает заказ. Благодарит за работу. Общаются.   Дает советы в процессе работы.

Бармен

Организует работу. Контролирует. Общаются. Информирует о поступлении новых товаров

Делает заказ. Общаются. Дает советы в процессе работы.

Диск- жокей

Организует работу. Контролирует. Общаются.

Общаются. Благодарит за работу. Дает советы в процессе работы.

Клиент

Беседует с клиентом.

Соблюдают правила поведения в общественных местах.

Шофер

Дает указание о доставке. Выдает деньги на приобретение товара. Подписывает путевой лист. Контролирует.

Привозит и отвозит. Общаются.

Литература:

  • Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
  • Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.
  • Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.
  • Михайленко Н.Я., КоротковаН.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.
  • Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.
  • Петровский В.А, Кларина Л.М, Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. М., 1993.
  • Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.
  • Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр, Владос. 1999.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год