Проект «Детское телевидение как средство формирования эмоционального интеллекта и развития личностного потенциала детей дошкольного возраста» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Назарова Елена Борисовна Дородных Елена Васильевна Землянская Алина Андреевна | |||
04.04.2024 13:45 | |||
Проект «Детское телевидение как средство формирования эмоционального интеллекта и развития личностного потенциала детей дошкольного возраста» С 2023 года наш детский сад является участником программы по развитию личностного потенциала. В конце 2022 года педагогические команды нашего учреждения прошли обучение с целью разработки и реализации управленческих и педагогических проектов по развитию личностного потенциала. Поиск новых форм и методических приемов в условиях детского сада, направленных на повышение эффективности развития детей привел нас к созданию детско-родительских клубов. Вы можете увидеть на экране названия и тематику клубов. Командой, в которую вошли педагоги, был разработан проект «Детское телевидение», основной идеей которого является развитие познавательного интереса ребенка — дошкольника, его коммуникативных навыков посредством детской игры в телевидение. Цель-развитие личностного потенциала, коммуникативных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста детей. Участники проекта:
Проект – долгосрочный, с сентября 2023 по май 2026 г. На первом этапе проекта педагогами была ПРОВЕДЕНА ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ воспитанников. Педагог-психолог проводила педагогическое наблюдение за социо-эмоциональным развитием дошкольников.
Результаты наблюдения педагога-психологастали материалом для анализа и совместной выработки внутри педагогической команды стратегии по улучшению условий социо-эмоционального развития детей в детском саду. А также для воспитательной стратегии, направленной на социо-эмоциональное развитие детей, с их родителями, чтобы приблизиться к достижению согласованности подходов между семьей и педагогическим коллективом. По результатам диагностики речевого развития учитель-логопед подобрала специально организованные речевые ситуации, игры и упражнения для развития связной речи, умений детей задавать и отвечать на вопросы, на формирование правильного звукопроизношения. Воспитатели создали условия и подобрали материал для расширения кругозора воспитанников, развития их познавательных интересов. В группах оформлены тематические уголки: «Пресс — центр» Папки–передвижки: «Профессия журналист», «История телевидения в картинках», набор «юного журналиста»: блокноты, ручки, микрофоны, одежда с символикой (футболки, кепки), дидактические игры по профессиям журналистики, телевидения. Центр творчества Мольберт. Альбомы, блокноты, карандаши, фломастеры, ручки, кисти разного размера, акварель, гуашь, палитра, бумага разного цвета и формата, картон, фольга, креповая бумага, печатки, ножницы, пластилин, доски для лепки, салфетки, фартуки, и др. Иллюстрации «Детская телестудия», набор открыток: портретов известных телепередач и ведущих ЦТ, натюрморт, пейзаж, скульптура, графика, народное творчество и др. Центр конструирования Конструктор разного размера: пластмассовый, деревянный. Детский набор инструментов. Бросовый материал: коробки, крышечки, катушки и др. для детского творчества. Атрибуты для развития сюжетно ролевых игр: фуражки, пилотки, руль, флажки и др. Содержание работы в рамках проекта «Детское телевидение» выстроено по трем блокам: «Мы исследователи», «Говорим правильно», «Мы творцы». Подробнее о юлоках вам расскажет моя коллега Землянская Алина Андреевна 1 блок «Мы исследователи» Основная задача блока – развитие интереса детей к окружающему миру, к близким людям, к семье, к детскому саду. Деятельность с детьми в этом блоке направлена на сближение и общение детей, на расширение представлений о себе, своих возможностях, расширение представлений о средствах массовой информации, о роли газет, журналов и телевидения в жизни людей, на формирование начальных представлений о профессиях, связанных с телевидением, о социальном окружении. Проект позволяет детям окунуться в неизведанный мир телевидения с его внутренним содержанием. Дети знакомятся с малоизвестными и привлекательными для них профессиями: журналист, режиссер, редактор, диктор, оператор, с их орудиями труда, а также у детей развивается стремление общаться со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. В наш проект вовлечены социальные партнеры. Взаимодействие с ними позволяет обогатить опыт детей, проявить, «отточить» уже имеющийся навык. Например –встречи с интересными людьми, где есть возможность взять интервью у специалистов или посетителей. 2 блок «Говорим правильно» Основными задачами этого блока являются: развитие связной диалогической речи, формирование коммуникативной компетентности: умение выслушать, рассказать, общаться в паре, в группе, в коллективе, расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматически правильной речи, формирование основ «красивой» речи. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, как восприятие, память, мышление. Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать, вести диалог, выделять смысловые звенья диалога. Образовательная деятельность построена на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти, фантазии позволяет воспитывать самостоятельную мыслящую, творческую личность. Закреплению приобретенных навыков способствует совместная деятельность педагогов, родителей и детей по разучиванию диалогов, разыгрыванию сюжетов по ролям. Работа перед камерой является дополнительным стимулом для ребенка ясно, четко, понятно изъясняться, что способствует улучшению диалогической и монологической речи, ее грамматическому строю, активизации словаря. Помимо коммуникативных задач решаются и психологические: преодоление робости, стеснительности, повышается самооценка. Из бесед дети знают, что для диктора и журналиста важна четкая и правильная речь, поэтому воспитанники, имеющие нарушения речи, занимаются с учителем-логопедом. Не все ребята хотят или могут быть в кадре ведущими. Причины разные, кто пока что боится, стесняется, а кому-то в принципе такой формат не очень подходит. Поэтому каждый ребенок может попробовать себя за кадром в роли, например, оператора или интервьюера, поучаствовать в написании сценария для сюжета или записать закадровый текст. Важное значение играет желание ребенка и для каждого находится своя роль. 3 блок «Мы творцы» Мероприятия этого блока направлены на созидательную творческую совместную деятельность взрослых и детей – сбор материала, ежемесячный выпуск новостей. Процесс создания выпусков новостей – это совместное творчество всех участников образовательного процесса. Главными генераторами идей являются дети. Тематика новостей берется их жизни детского сада, а также освещаются темы, волнующие детей, обращения к взрослым и многое другое. Готовя выпуски Детских новостей, ребята участвуют в совместной продуктивной деятельности: собирают информацию, создают и выпускают новости, освещающих деятельность детского сада и волнующих детей тем. В результате данной деятельности дошкольники учатся быть ответственными за общее дело, учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой, друг с другом, со взрослыми, с окружающим социумом. Применение технических средств стимулирует детей, укрепляет чувство ответственности за свою роль, вдохновляет работать на результат. Ребенок осознает, что не только он видит себя со стороны, но и другие люди (родители, дети) его видят и слышат. Транслирование жизни детей в детском саду через телерепортажи повышает интерес родителей к учреждению, дошкольному образованию. При выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников по реализации проекта особое внимание уделяется активным формам работы для непосредственного вовлечения родителей в образовательный процесс. В проекте родитель – участник творческого процесса, который вместе с ребенком берет интервью, описывает происходящие события. Дети, принимая на себя роли телеведущих, журналистов, участников передач, имеют высокую степень коммуникативной мотивации. Педагоги и родители, в ходе реализации программы, выступают в роли консультантов, режиссеров, операторов, монтажеров, соведущих. Проект соответствует специфике образования детей дошкольного возраста, способствует развитию исследовательских способностей старших дошкольников, поддержанию стремления к использованию коммуникативных способностей в повседневной жизни, приобщению детей к совместной творческой деятельности. Вся работа, выстроенная в проекте, позволяет формировать у детей нравственные качества, социально – коммуникативную компетентность в форме игровой журналистской деятельности. Использование системного подхода по реализации проекта позволяет формировать такие качества у детей как инициативу, самостоятельность, развивать способность к самовыражению, что в конечном итоге положительно скажется на развитии личности. Кроме того, журналистская деятельность развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира. Проект является неотъемлемой частью образовательной программы дошкольного образования детского сада и реализуется в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений. Продукт проекта «Детское телевидение» — современное средство информирования родительской общественности о жизни детей в нашем интересном общем доме – детском саду «Гнездышко», а также средство формирования позиции «юного гражданина», развития личностного потенциала воспитанников. Такая форма взаимодействия как детское телевидение доказывает родителям, что детский сад открыт для сотрудничества. Мы заинтересованы в участии родителей в воспитательно-образовательном процессе не потому, что это необходимо педагогу, а потому, что это, необходимо для развития их собственного ребенка. Таким образом, проект «Детское телевидение» не только создает деятельностную среду общения и ознакомления с миром телевидения, но и формирует зонуближайшего развития ребенка в результате совместной партнерской деятельности взрослых и детей.
|