Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА
Занятия с детьми
Автор: Мовсисян Маргарита Юрьевна   
10.02.2024 15:20

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРАЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ИГРА

Мовсисян Маргарита Юрьевна воспитатель ГБОУ Школа №1222

Аннотация.

В данной статье описан пример создания условий для развития сюжетно-ролевой игры, как средство социализации детей. Только при соблюдении таких условий, при тактичном руководстве со стороны взрослого игра ребенка станет средством развития полноценной, гармоничной личности.

В повседневной жизни, услышав слово «игра», мы подразумеваем что-то несерьезное, веселое, развлекательное. Но для на, специалистов, педагогов, слово «игра» имеет огромное значение, несет в себе глубокий смысл.

 

Ученые давным-давно заняты изучением детских игр, их классификацией, перечнем, влиянием на детское развитие. Бесспорно, доказанным является тот факт, что только в игре появляются важнейшие психические новообразования (развивается речь, мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, преодолевает страхи и многое другое).

Ребенок и игра- это единое целое, нераздельный многоликий мир, со своими особенностями. Ребенок произносить слово «как будто бы» и погружается в мир фантазий, живет в нем[1]. В детских игах все «не по, настоящему», поэтому ребенок может преодолевать психологические барьеры, страхи, может реализовать свои потребности, раскрепоститься. Он начинает творить, воображать, фантазировать, создавая свой мир, в котором нет стереотипов, условностей и назиданий.

Детских игр много, их классификации известны. Нам бы хотелось остановиться на сюжетной игре – как носителе наибольшего развивающего эффекта.

Но хотелось бы подчеркнуть важнейший факт: игра не возникает сама по себе. Кто-то должен деликатно «руководить» ею, ввести ребенка в мир игры, увлечь игрой[2].

В детских садах, для возможности развития сюжетной игры, педагог создает определенные условия, оснащает предметную среду[3]. К сожалению, современным детям самостоятельно трудно организовать игру. В данной статье хочется поделиться собственным опытом проведения сюжетно-ролевой игры «Поликлиника».

Ставятся цели и задачи:

Учить детей организовывать массовые сюжетно-ролевые игры, совместно развертывать игру, согласовывать замысел.

Ознакомить с работой врачей-специалистов способом передачи опыта старших дошкольников младшим, обогащение словаря детей, ознакомление с социальными явлениями.

Закреплять умения выполнять различные роли, используя атрибуты по сюжету. Побуждать самостоятельно изготавливать атрибуты для игры, оборудовать игровое пространство с учетом замысла, использовать в игре знания об окружающей действительности, поощрять творчество и использование предметов-заместителей, воображаемых предметов. Развивать коммуникативные навыки детей, умения вести ролевые диалоги и полилоги.

Воспитывать положительные чувства, нравственные качества — забота о младших, доброжелательность; формировать взаимоотношения взаимопомощи и сотрудничества, уважение к труду взрослых.

Для проведении игры необходимы материалы и оборудование.

В поликлинике:

  • стойка-регистратура. Карточки медицинские, для всех играющих с выделенными и обозначенными цветом и символом страничками для каждого специалиста
  • кабинеты (по количеству врачей) стол, 2-3 стула; таблички с названием врача, символическим изображением, определенного цвета для каждого специалиста. Медицинские халаты или шапочки, наборы специальных атрибутов (в том числе предметы-заместители), специально для каждого врача, печать, ручка, бланки направлений и рецептов
  • кушетка, массажеры и массажные коврики — для массажного кабинета
  • коробочки-лекарства, предметы-заместители лекарств, порошков, мазей для аптеки.

В ветеринарной лечебнице:

  • стойка-регистратура, бланки ветпаспортов
  • рабочие места ветеринаров с набором атрибутов
  • процедурный кабинет с набором атрибутов.

Предварительная работа с детьми:

  1. Беседы воспитателя с детьми о профессиях врача педиатра (терапевта), врачей-специалистов, чтение книг, рассматривание картин и фотографий врачей за работой, беседы по ОБЖ и валеологии. Обсуждение темы: зачем в поликлинике нужна регистратура, зачем здоровым людям идти в поликлинику (диспансеризация, проверить свое здоровье, взять справку, что здоров и т.п,).
  2. Беседа: Что такое ветеринарная клиника.
  3. Беседа врача детского сада с детьми о простейших инструментах врачей и о содержании работы таких специалистов, как: лор, окулист, педиатр, кардиолог и др. Игра детей с врачом детского сада — на приеме у врача.
  4. Беседы медсестры с детьми о работе процедурного кабинета массаж (с показом и объяснением), прививки, витамины, коктейли.
  5. Приглашение в группу родителей — медицинских работников с целью рассказать детям о своей профессии, показать инструменты, поиграть с детьми.
  6. Наблюдение за работой логопеда. Игра в группе во врача-логопеда, чтобы полнее ознакомиться с содержанием работы этого специалиста.
  7. Обыгрывание с детьми работы различных врачей-специалистов, подбор возможных тем диалогов «врач-пациент», поощрение и стимулирование творчества детей. Обсуждение с детьми, что понравилось в такой игре, что нет.
  8. Обсуждение с детьми старшей и подготовительной группы сюжета и вариантов ролей для совместной игры с младшими детьми. Учитываются мнения и желания детей.
  9. Воспитатели вместе с детьми:

Подготовка медицинских карт:

  • карты каждой группы отличаются по цвету полоски на сгибе
  • для каждого врача-специалиста есть своя страничка, обозначенная надписью- названием врача, символом — рисунком (окулист — глаз, педиатр-градусник, невропатолог-молоточек и коленка, лор-ухо и нос, кардиолог — сердце, логопед — губы и т.д.).

Подготовка бланков направлений, рецептов.

Склеивание коробочек для лекарств для аптеки, изготовление из картона имитаций лекарств, таблеток, наполнение баночек пластилином — мазь, водой — капли, горчичники — бархатная бумага, подбор предметов-заместителей и т.п.

10. Медсестра готовит кислородный аппарат для коктейля или воду с детским бальзамом для процедурного кабинета (кислород, воду с бальзамом будет выдавать взрослый-медсестра сада согласно направлениям врачей-детей, учитывая кому из играющих что выдано).

Участники игры:

  • организаторы игры — воспитатели и дети старшей и подготовительной групп
  • дети младшей, средней группы и остальные дети старшей и подготовительной группы приходят в поликлинику на диспансеризацию.

Роли врачей.

В поликлинике:

Регистратор в регистратуре -1 человек:

  • выдает медицинские карты
  • принимает карты по окончанию медосмотра, проверяет прохождение всех специалистов
  • выдает в обмен на сданную медицинскую карту справку «Здоров. Может посещать детский сад» с печатью
  • принимает звонки и записывает вызовы врача на дом
  • объясняет посетителям, какие сегодня принимают врачи и в каком «кабинете».

Педиатр (детский врач) и медсестра — 2 человека:

  • медсестра измеряет рост и вес, врач записывает данные
  • врач осматривает кожу, горло, выслушивает сердце, легкие
  • врач дает советы по профилактике простудных заболеваний в осеннее-зимнийпериод, дает направление в процедурный кабинет на прививку от гриппа, кислородный коктейль, витамины или сироп-бальзам.

Кардиолог -1 человек:

  • слушает сердце, проверяет пульс, измеряет давление, если нужно делает электрокардиограмму (ЭКГ) /рисует на миллиметровой бумаге и вклеивает в карту.

Окулист — 1 человек:

  • проверяет остроту зрения по таблице
  • дает советы как сохранить хорошее зрение.

Логопед — 1 человек:

  • проверяет звукопроизношение путем показа картинок на такие звуки (л, р, с, ш, з, ж)
  • проверяет состояние словаря, просит подобрать 2-5 слов на темы «Фрукты», «Овощи», «Птицы»
  • записывает в карту результаты, обозначив их знаками «+» и «-».

Массажист -1 человек:

  • выполняет элементарный массаж спины руками, а также с использованием массажных валиков, массажных мячей
  • предлагает посетителям, сидящим в очереди пройти по массажным коврикам, сделать массаж рук и ног массажерами, массажными мячами или валиками
  • делает отметки в направлениях о проведении сеанса массажа.

Процедурный кабинет — медсестра 2 человека:

  • (взрослый-медсестра детского сада) выдает кислородные коктейли или воду с сиропом-бальзамом.
  • (медсестра-ребенок) согласно направлениям врачей, делает прививки или помогаетвзрослому выдавать воду с бальзамом, кислородные коктейли
  • (взрослый-медсестра детского сада) выдает витамины и отмечает в карте процедур, все проведенные мероприятия (чтоб не получалось повторов у одного ребенка).

Лор-1 человек

  • осматривает горло, нос, уши с помощью имитации зеркала
  • дает советы, как уберечься от отита, ангины и ринита (насморка).

Фармацевт в аптеке — 1 человек:

  • выдает по рецептам, выписанным врачами нужные лекарства
  • готовит мази (из пластилина) и порошки (резаная бумага) на заказ
  • готовит мази (из пластилина) и порошки (резаная бумага) на заказ

Дежурный врач — администратор — роль играет взрослый (воспитатель группы):

  • координирует по необходимости игровые действия детей, сопровождает игру детей.

В ветклинике.

Регистратор -1 человек:

  • заполняет ветпаспорта для животных, выдает талоны к ветеринарам.

Ветеринары — 2 человека:

  • оказывают помощь домашним животным (посетители могут принести своего питомца (любую игрушку-зверушку) на прививку или осмотр, перевязку
  • дают направление на различные прививки
  • дают консультации по уходу за животными.

Медсестра -1 человек:

  • делает прививки согласно направлению ветеринара
  • ставит отметку о прививке в ветпаспорт животного.

Предлагается выбирать место проведения — спортивный зал- поликлиника, в помещении рядом — ветклиника.

Ход ИГРЫ.

1. Подготовительный этап, (в группах).

Дети договариваются о развертывании сюжета. В старшей группе воспитатель предлагает детям организовать игру «Поликлиника» и провести диспансеризацию для детей подготовительной группы и остальных детей своей группы, а позже и для детей младшей группы.

В подготовительной группе воспитатель предлагает детям на выбор: организовать игру «Ветеринарная лечебница» или пойти в поликлинику на диспансеризацию. Распределяют роли. Ветеринары приглашают детей младшей группы полечить в ветклинике любимых зверюшек- игрушек. Остальные дети отправляются на диспансеризацию в поликлинику сами.

По мере развертывания сюжета все дети детского сада посетят и поликлинику и ветклинику.

Дети распределяют роли, готовят игровое пространство, набирают нужные атрибуты или предметы-заместители. (Также приветствуется использование воображаемых атрибутов.)

Работу Поликлиники и Ветклиники координируют администраторы — воспитатели групп.

2. Дети старшей группы (врачи) приглашают остальных детей своей группы и детей подготовительной группы посетить поликлинику и пройти диспансеризацию для того, чтобы получить справку о здоровье и возможности посещать детский сад. Врачи занимают свои «рабочие» места в заранее подготовленных «кабинетах».

3. Дети-посетители приходят в поликлинику и, получив карточку в регистратуре, проходят обследование у всех врачей-специалистов по отмеченному в медкарте списку (каждый врач имеет свой цвет, рисунок- символ, которым обозначен и кабинет, и страничка в медкарте), врачи по окончании приема делают отметки на соответствующих страничках медицинских карт.

Малышам младшей группы помогают воспитатели или старшие дети (по желанию) вести диалоги и ориентироваться в сюжете.

Взрослые-гости также приглашаются на диспансеризацию и проходят обследование у врачей-детей. Здесь особо важно игровое творчество со стороны взрослого, умение вести ролевые диалоги, введение проблемных ситуаций.

4. Параллельно начинает работу в соседнем помещении ветеринарная клиника. Регистратор ветклиники предлагает детям младшей группы принести из группы любимые игрушки (зверюшек) и посетить врача-ветеринара, чтобы полечить зверюшек, заполнить для них ветпаспорта и сделать профилактические прививки.

5. Когда пройдены все врачи в поликлинике — посетители поликлиники сдают карту обратно в регистратуру и получают взамен справку «Здоров. Детский сад посещать может». Далее администратор поликлиники напоминает, что рядом есть ветеринарная лечебница иможно прийти на осмотр или прививку вместе со своими питомцами.

6. Можно также объявить в поликлинике пересменок. Дети-посетители уходят в группу. Администратор предлагает всем врачам сделать производственную зарядку, потом предлагает им вместо обеда кислородный коктейль или воду с сиропом — вкусно, легко и полезно! Далее на роль врачей выбирают других детей старшей группы. Администратор предлагает выбрать карточки с нарисованными цветными ключами — какой цвет ключа — роль такого врача досталась, т.к. у каждого врача свой цвет кабинета и странички в медкартах.

Игра продолжается далее с детьми другой группы.

Заключительный этап.

Подводится итог игры. Все желают друг другу здоровья. Дети убирают игровое пространство, складывают атрибуты, костюмы.

Таким образом, ребенок погружается в мир сюжетно ролевой игры. В понятной и приемлемой для себя форме знакомиться с социальной действительностью. Взрослый тактично и опосредованно направляет ребенка в нужное русло.

Список литературы:

  1. Чурилова Э.Г. Методика театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова // Программа и репертуар. – М.: изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 160 с.
  2. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова // Пособие – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
  3. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова // Разработка занятий для возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная пресса – 2000. – 128 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год