Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние подвижных игр на формирование произвольности поведения дошкольников
Занятия с детьми
Автор: Озерова Наталья Владимировна Надеждина Наталья Анатольевна   
29.05.2023 13:49

Влияние подвижных игр на формирование произвольности поведения дошкольниковВлияние подвижных игр на формирование произвольности поведения дошкольников

  • Озерова Наталья Владимировна, воспитатель
  • Надеждина Наталья Анатольевна воспитатель

Проблема произвольности поведения является классической для психологических исследований. Недостаточное развитие этого качества личности создает ряд определенных трудностей не только в обучении, но и воспитании ребенка, особенно на начальных этапах онтогенеза. В частности, дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных педагогических средств развития произвольности поведения именно в дошкольном возрасте.

В литературе можно встретить разные подходы к развитию «произвольности поведения», но в целом их можно разделить на две основные концепции.

  1. Произвольность поведения – это вопрос развития сознания ребенка. Формирование произвольности происходит по мере осознания дошкольником тех действий, которые он выполняет (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин).
  2. Произвольность поведения неразрывно связана с мотивацией, и ее развитие происходит через внутреннее желание ребенка (Л. И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев).

По мнению И.Л. Баскаковой для развития произвольности необходимо сформировать у дошкольника следующие умения:

  1. Четко понимать необходимость подчинения определенному правилу.
  2. Ориентироваться на исполнение заданных требований.
  3. Проявлять внимательность, быть готовым выполнять задания.
  4. Уметь самостоятельно выполнять задание, ориентируясь на заданный образец [1].

Лучше всего развитие произвольности происходит с помощью игр. Игра включает оба условия, которые необходимы для формирования и развития волевого действия: мотивированность и с осознанность.

Подвижные игры представляют особую ценность для специалистов в области физической культуры, так как не требуют специальной подготовки со стороны детей, в них можно играть в любом возрасте, а правила могут быть изменены для каждой группы детей. В отличие от спортивных игр, подвижные игры легко регулируются и в них можно играть на любой игровой площадке [2].

Подвижная игра с правилами – это сознательная и активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением связанной с правилами задачи, которая возлагается на всех игроков. Подвижная игра – естественный спутник в жизни детей, источник радостных эмоций, обладающих огромной силой. Подвижные игры – традиционный способ обучения [4].

Таким образом, подвижные игры представляют собой универсальный инструмент развития произвольного поведении у детей старшего дошкольного возраста.

В подвижных играх, как подчеркивала Г.А. Урунтаева, дети начинают проявлять интерес к соревновательной стороне – соревнованиям в ловкости, скорости, смекалке, смелости, организованности. Подвижная игра – одно из условий развития произвольности поведения. В ней ребенок понимает и познает окружающий мир, в ней развиваются его интеллект, воображение, фантазия, формируются социальные характеристики. Подвижная игра – это всегда творческая деятельность, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, а также необходимость найти решение двигательной задачи [5].

Приведем пример игры «Выставка картин». Выбирается ведущий, который назначает среди детей трех посетителей выставки, а другие дети являются картинами. Ведущий дает знак: «Готовьте выставку» и ребята начинают советоваться, какие фотографии будут представлены: вратарь, лыжник, фигурист и так далее. Образ могут представлять двое детей, например: кролик под елкой, грибочек на ежике и т.д. Идею для картины дети выбирают сами. У детей есть определенное время, чтобы выбрать картину, и по сигналу ведущего «Открываем выставку» дети становятся вдоль комнаты, позируя по воображаемым картинам. Избранные посетители просматривают выставку и выбирают те, которые им больше всего подходят. По знаку ведущего «Выставка закрыта» дети покидают образ, принимая любую позу [4].

О.А. Гниденко считает, что наиболее эффективным средством осознания своего поведения и овладения им в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Именно в такой игре дети начинают соотносить свое поведение с образцом поведения, который задан в правиле, а значит, задумываться, правильно ли они действуют.

Игра «Фанты»

Цель: развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу

Дети сидят на стульчиках, входит ведущий, изображая походкой мадам и произносит: «К вам приехала мадам, прикатила чемодан. В чемодане том вопросы. «Да» и «Нет» не говорите, черно с белым не берите. Вы поедете на бал?» Ведущий по порядку задаёт вопросы детям, провоцируя запрещенных ответов. Правила: дети отвечают на вопросы, избегая запрещенных ответов.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

Дети образуют круг, ведущий стоит в центре с мячом в руках. Ведущий кидает мяч любому из участников игры, произнося громко слово, ребёнок должен сказать слово противоположное по значению и бросить мяч обратно ведущему. Правила: отвечает только тот ребёнок, который поймал мяч, другие дети не подсказывают. Ребёнок не сумевший ответить, бросает мяч обратно ведущему, ведущий кидает мяч другому ребёнку, произнося предыдущее слово.

Игра «Фанты»

Цель: развитие умений сознательно подчинять свои действия правилу.

Дети сидят на стульчиках, входит ведущий, изображая походкой мадам и произносит: «К вам приехала мадам, прикатила чемодан. В чемодане том вопросы. «Да» и «Нет» не говорите, черно с белым не берите. Вы поедете на бал?» Ведущий по порядку задаёт вопросы детям, провоцируя запрещенных ответов. Правила: дети отвечают на вопросы, избегая запрещенных ответов [3].

Таким образом, игра с правилами и активное их применение в дошкольном учреждении – эффективный способ сформировать наиболее ценные черты личности, а именно произвольность поведения. При выборе игр необходимо соблюдать определенный порядок и соотношение используемых игр. В каждой игре воспитанник должен полагаться на предыдущий опыт и добиваться успеха в собственном развитии. Развитие произвольности через использование игр с правилами, способствует общему развитию детей и существенно повышает их качество подготовки к обучению в школе, где особенно важным становится умение подчиняться обязательным нормам и правилам в новой системе школьных и социальных отношений.

Библиографический список

  1. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 64 с.
  2. Бокова Я. А., Быкова С. С. Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2016. Т. 28. С. 118-120.
  3. Гниденко О.А. Развитие произвольности дошкольников в играх с // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2016. С. 23-25.
  4. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 123 с.
  5. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год