Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Маленькой поступью на пути к большой игре
Занятия с детьми
Автор: Чебыкина Екатерина Валерьевна   
02.03.2023 15:18

Маленькой поступью на пути к большой игреМаленькой поступью на пути к большой игре

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Наш детский сад реализует образовательную программу, основанную на программе дошкольного образования «ПРОдетей», которая ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к образованию детей дошкольного возраста, принципы культурно-исторической теории, разработанной знаменитым советским психологом Львом Семеновичем Выготским, его коллегами, учениками и последователями.

 

Скачать конспект

Программа построена с учетом образовательных методов, созданных в рамках этого подхода, а также авторских технологий, которые отличаются детальной проработкой, множеством вариантов реализации, последовательным и неуклонным использованием детской игры как реального контекста обучения. Детская игра является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника и находится в центре программы «ПРОдетей» как самостоятельная ценность. Основной акцент сделан на развитых формах сюжетно-ролевой игры.

К сюжетно-ролевой игре не относится манипулирование с предметами детей раннего возраста, в ходе которого закладываются предпосылки ролевой игры, не включаются также и игры с правилами (например, подвижные, спортивные, настольные и дидактические), которые свойственны детям младшего школьного возраста и естественным образом возникают как продолжение ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра, несмотря на свою ведущую роль в детском развитии, не рассматривается как имманентно присущая всем детям дошкольного возраста. Она не появляется и не развивается сама по себе, хотя детям очень нравится играть и, конечно, у дошкольников присутствуют все предпосылки для развития игры. Однако без определенной поддержки такая деятельность не осуществится.

Детской игре отведено особое место в программе, причем большое внимание уделяется роли взрослого в поддержке игры с целью формирования ее развитой формы. Важной частью этой поддержки является формирование у детей умения планировать свою игру. Д. Б. Эльконин отмечал планирование как отличительную черту развитой формы игры, описывая игру старших детей как преимущественно состоящую из развернутых обсуждений, кто, что и когда будет делать в течение последующего относительно короткого периода проигрывания задуманного. Подобно другим компонентам игры, планирование ролей и сценария также нуждается в поддержке взрослого.

Организуя и поддерживая игру, воспитатель выполняет несколько педагогических задач. Основной из них является формирование у детей умения играть, которое включает в себя ряд компетенций, как когнитивных, так и социально-эмоциональных. В частности, к их числу относится способность к символическому замещению, а также способность принимать на себя роль и подчиняться правилам игры.

Особенности предметно-развивающей среды определяются важностью развития у дошкольников навыков ролевой игры. Дети могут организовывать игру не только в одном отведенном для этого центре активности, но также и в других центрах, что напрямую влияет как на наполняемость центров, так и на их расположение в пространстве группы.

При организации сюжетно-ролевой игры предпочтение отдается неоформленному игровому материалу с использованием многофункциональных предметов. Примеры неоформленного материала, из которого дети могут сделать игровой материал самостоятельно или с помощью воспитателя: цветная и оберточная бумага, обои и т. п.; картонные коробки различных размеров; втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец; куски ткани различных размеров (большие куски могут использоваться для костюмов); отрезки ПВХ-труб. Примеры многофункциональных предметов, которые можно использовать для создания различного игрового материала: бумажная или пластиковая посуда (тарелки, стаканы); ширмы; кубики, колечки от пирамидок.

Итак, подготовку к нашей большой игре мы начали с опроса детей, во что бы они хотели поиграть. И, надо сказать столкнулись при этом с определенными трудностями. Дети перечисляли центры активности, называли героев компьютерных игр и просто озвучивали деятельность, которую они обычно предпочитают (рисовать, строить и т. д.). И только после наводящих вопросов получилось-таки сформулировать примерные игры. Кто-то из детей сказал, что хотел бы печь разные пирожные. На что последовал вопрос: «Где это может происходить в обычной жизни?». Таким образом, в нашем списке появилась игра «Кафе».

Далее дети голосовали за какую-либо одну игру. Процедура голосования проходила следующим образом: каждый ребенок брал в руки по одному пластиковому шару, что символизировало право одного голоса. После того, как озвучивалась понравившаяся в списке игра, каждый приносил свой шарик в пустой контейнер. В итоге, наибольшее количество голосов набрал «Отдел полиции».

Следующий этап игровой деятельности – составление паутинки, где прописываются тема, роли, действия в роли и необходимые атрибуты для игры. Это делается на общем сборе совместно с детьми. В начале это вызвало определенные затруднения, так как представления детей в данной области были минимальными. На вопрос: «Кто работает в полиции?» ими был дан краткий однозначный ответ – «полицейский». Соответственно возникла необходимость в расширении их кругозора по данной теме, создании условий, подготавливающих детскую игру.

Обогащать жизненный опыт детей мы начали со чтения художественной и познавательной литературы: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным», Н. Н. Носов «Милиционер», Н. Рязанова «Сказка про строгого милиционера», С.В. Михалков «Дядя Степа». Также рассматривали иллюстрации и картинки по теме, смотрели видеофильм о работе сотрудников полиции, подготовленный для нас родителями. Таким образом, получая новые знания, мы периодически пополняли нашу паутинку.

Параллельно с этим начали создавать условия, обеспечивающие игру: обогащать, трансформировать развивающую предметно-пространственную среду. Вносили в группу различные предметы, которые могли бы нам послужить в дальнейшем атрибутами в игре: коробки, упаковки различного размера, шнурки, втулки, модули, ленты, разнообразные виды бумаги, разноцветный скотч и т. д.

Также в качестве средообразующего материала послужили нам предметы, которые используют в своей работе настоящие сотрудники полиции. Несколько семей в нашей группе имеют непосредственное отношение к данной сфере, поэтому мы имели возможность познакомиться со многими интересными вещами: рациями, наручниками, жезлами сотрудников ДПС и т.д.

Наряду с этим, в совместной и самостоятельной деятельности, мы с детьми изготавливали необходимые для той, или иной роли предметы. Например, компьютеры, бронежилеты, макеты служебного транспорта, рамку металлоискателя, турникет, таблички и вывески, документы.

Очень важным моментом при подготовке к большой игре является обогащение игрового опыта детей. На данном этапе велика роль воспитателя, поскольку приходится разыгрывать различного рода мини-сюжеты, демонстрировать телефонные и ситуативные разговоры. Как, например, посетитель паспортного стола и его сотрудники, врач медсанчасти и сотрудник полиции, потерпевший и дежурный отдела полиции, участковый и правонарушитель.

Три недели мы живем в интересном для всех нас мире игры. За этот период нами было обнаружено и раскрыто несколько «правонарушений». По итогу разбирательств были назначены исправительно-трудовые работы и рисование нарушенных правил.

Но, увы не все «дела» нам удалось раскрыть, Обстоятельства дела: под подушкой одного из ребят после сон часа была обнаружена конфета, которую исследовали криминалисты на наличие отпечатков пальцев. Преступник так и не был найден, но данная ситуация сподвигла нас на создание базы отпечатков пальцев всех жителей группы.

К рассмотрению факта нарушения любого группового правила в дежурную часть незамедлительно поступает звонок и на место происшествия выезжает оперативная группа. Опрашиваем свидетелей, вызываем повесткой в отдел полиции, отпускаем под подписку о невыходе из группы вечером, рисуем нарушенные правила — создаем кодексы (своды правил поведения в помещениях группы и на улице).

Дети уже примерили на себя роли кинологов, судмедэкспертов, обслуживающего персонала в лице уборщицы и дворника, сотрудников ДПС, сотрудника дежурной части, повара придорожного кафе, бухгалтера т. д.

У детей появляется понимание, что заработная плата выдается по объему выполненной работы.

Но не так просто попасть в ряды полиции, для этого нужно обязательно пройти медицинскую комиссию, а на занятиях по физкультуре успешно сдать нормативы по физической подготовке.

Считаем, что все основные этапы по подготовке нами пройдены и дети готовы к настоящей большой игре, когда каждый ребенок принимает на себя определенную роль и, с удовольствием погружается в по-настоящему удивительный, волшебный и захватывающий мир игры.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год