Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Игровые упражнения с дошкольниками на формирование причинно-следственных связей»
Занятия с детьми
Автор: Михайлова Наталия Анатольевна Соавтор: Ягодина Анастасия Анатольевна   
25.12.2022 07:54

Методическая разработка «Игровые упражнения с дошкольниками на формирование причинно-следственных связей»Методическая разработка «Игровые упражнения с дошкольниками на формирование причинно-следственных связей»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 Колпинского р-на г. Санкт-Петербурга

Составили воспитатели:

  • Михайлова Наталия Анатольевна,
  • Ягодина Анастасия Анатольевна

Игровые упражнения предназначены для использования в работе воспитателей дошкольной организации с детьми младшего и среднего возраста (от 3 до 5 лет).

Они направлены на формирование у детей причинно-следственных связей.

Данные упражнения могут быть использованы отдельно или как часть интегрированного занятия.

Упражнения можно взять за основу целого цикла игр, направленных на формирование у дошкольников причинно-следственных связей, используя персонажей и погружая их в разные ситуации. Ситуации могут быть связаны с временами года, с темами годового плана, с календарными праздниками и т.д.

 

Скачать конспект

В дальнейшем воспитатели могут усложнять игры в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Также можно взять эти игровые упражнения за основу проектной деятельности ДОУ.

В данных игровых упражнениях используется главный герой – медвежонок. С детьми разыгрываются разные ситуации, в которые попадает персонаж и его друзья. Детям предстоит помочь медвежонку сделать правильный выбор, устанавливая причинно-следственные связи.

Вопросы, размещённые в конце каждого игрового упражнения, направлены на:

  • познавательное развитие, предполагающее развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • закрепление умения детей выявлять и объяснять причинно-следственные зависимости между внешне выраженными изменениями в воспринимаемых объектах, делать выводы и объяснять их;
  • формирование процессов воображения и творческой активности;
  • художественно-эстетическое развитие, стимулирующее реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной);
  • воспитание сопереживания персонажам художественных произведений.

В скобках указаны рекомендуемые изображения для иллюстрирования практического упражнения и могут использоваться воспитателями в процессе работы с детьми по желанию.

Наглядный материал: изображения медведя, одежды для него (спортивный костюм, нарядный костюм, куртка-ветровка, лёгкие брючки, панамка), деревьев (яблоня, пальма, ель, липы) и их плодов, ромашкового луга, поля из васильков, пасеки, цветка гречихи, лисички, зайца, бельчат, ежа, волка, пчёл, корзинки, пластикового пакета, коробки конфет, игрушек, бутылочки с водой, изображения ягод (малины, земляники, крыжовника, ежевики).

Игровое упражнение № 1

Медвежонок Мишка с утра был в очень хорошем настроении, потому что сегодня он шёл в лес собирать яблоки. (изображение маленького весёлого медвежонка)

Он знал, что яблоки растут на деревьях, но он забыл, на каких именно. Поэтому медвежонок решил спросить об этом своих друзей. (рисунок разговора медвежонка с друзьями: волком, зайцем и лисой)

Волк сказал, что яблоки растут на ёлке. (рисунок: яблоки, висящие на ёлке)

Заяц рассмеялся и ответил, что видел, как яблоки растут на берёзе. (рисунок: яблоки висят на берёзе)

А лиса промолвила ласковым голосом: “Мишенька, яблоки растут на пальме”. (Рисунок с изображением хитрой лисы, которая говорит, что яблоки растут на пальме.)

Только белка громко кричала: “Мишка, не слушай их! Они шутят”. (Изображение белки, которая кричит медвежонку, чтобы он не слушал советы волка, зайца и лисы, так как они обманывают его.)

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, помогите медвежонку Мишке вспомнить, на каких деревьях растут яблоки: на пальме, берёзе, ёлке или яблоне? (изображения деревьев: пальмы, берёзы, ёлки, яблони) На каком дереве растут шишки? Пальме или ёлке? (изображение еловой шишки, изображение ёлки, пальмы)

Где растёт пальма? В лесу или в пустыне? (изображение пальмы в лесу и изображение пальмы в пустыне)

Игровое упражнение № 2

Медвежонок Мишка стал одеваться для похода за яблоками. Он вытащил из шкафа пижаму и нарядный костюм. (Рисунок, как медвежонок достаёт из шкафа пижаму и нарядный костюм.)

Повертел в лапах лёгкую куртку и брюки. (Рисунок, как медвежонок держит в лапах лёгкую куртку и брюки и думает, надевать их или нет.) Отложил их на край кровати и задумался, в чём же ему будет удобно идти за яблоками.

Он высунул голову из берлоги и спросил у ёжика, как надо одеться, чтобы сбор яблок был удобным. (рисунок разговора медвежонка с ёжиком)

Ёжик попросил медвежонка Мишку примерить пижаму, потом надеть на-рядный костюм и сказал, что в этой одежде за яблоками не ходят, она не предназначена для этого. За яблоками надо идти в удобной одежде.

— Вот, легкая курточка и брюки — вполне подходящая одежда, — заявил ёжик. (Рисунок примерки медвежонком пижамы, нарядного костюма. Ёжик советует выбрать легкую курточку и брюки.)

Медвежонок Мишка согласился с ёжиком, но всё-таки немного сомневался, почему нельзя яблоки собирать в нарядном костюме или пижаме. (Рисунок, где медвежонок раздумывает над словами ёжика.)

Воспитатель:

- Ребята, объясните маленькому медвежонку, почему за яблоками нельзя идти в пижаме? Для чего предназначена эта одежда? (Рисунок, где медвежонок спит в пижаме.) Куда медвежонок Мишка может отправиться в нарядном костюме: на лесной концерт или собирать яблоки? (Рисунок, где медвежонок сидит в нарядном костюме на концерте, и второй рисунок, где медвежонку неудобно собирать яблоки в нарядном костюме, так как ветки яблони могут порвать рубашку и праздничные брюки.)

- Будет ли удобно медвежонку Мише идти по лесу и искать яблоки, если он будет одет в лёгкую курточку и брюки? (Рисунок довольного медвежонка, который идет по лесу в легкой курточке и брюках.)

Игровое упражнение № 3

Медвежонок Мишка вертел в лапах пластиковый пакет и плетёную корзинку и никак не мог выбрать, с чем ему идти в лес, чтобы собирать грибы. (Рисунок задумчивого медвежонка, у которого в одной лапе пластиковый пакет, а в другой плетёная корзинка.)

Пластиковый пакет легко помещается в карман куртки, а плетёную корзинку надо было нести в лапах. Медвежонок спросил у белки, которая сидела на дереве, с чем она ходит за грибами? (Рисунок медвежонка, спрашивающего у белки совета.)

Белка засмеялась и сказала, что она берёт с собой всегда плетёную корзину, так как пластиковые пакеты вредны для леса и его обитателей, а корзинка сделана из деревянных веточек и пропускает воздух и солнечные лучи, а пластиковый пакет нет. (Рисунок белки, на котором она с умным видом объясняет медвежонку, почему пластик вреден, а плетёная корзинка нет.)

Медвежонок очень любил свой лес, поэтому решил прислушаться к словам белки и взял для сбора яблок плетёную корзинку. (рисунок медвежонка с плетёной корзинкой в лапах)

Воспитатель:

- Ребята, правильно ли поступит медвежонок, если будет собирать яблоки в плетёную корзинку, а ягоды — в пластиковый пакет? (Рисунок медвежонка, собирающего яблоки в плетёную корзинку, и рядом веселая белка; и рисунок медвежонка, собирающего ягоды в пластиковый пакет, и рядом грустная белка.) Можно ли собирать грибы в плетёную корзинку? (Рисунок довольного медвежонка, собирающего грибы в плетёную корзинку.)

Игровое упражнение № 4

Медвежонок Мишка вышел из берлоги одетый в лёгкую курточку и брюки. В лапах он нёс плетеную корзинку, и да, он вспомнил, что яблоки растут только на яблоневых деревьях.

На голове у него находилась светлая панамка, чтобы солнечные лучи не напекли голову, и Мишка не получил солнечный удар. (Рисунок медвежонка, одетого в легкую курточку и брюки, на голове светлая панамка. В лапах у него плетеная корзинка.)

Воспитатель:

- Ребята, пока медвежонок не ушёл далеко от берлоги, напомните ему, что надо взять с собой в дорогу: коробку конфет, игрушки или бутылочку воды? Если что-то из перечисленного не надо медвежонку брать с собой, то почему? (рисунок коробки конфет, игрушек и бутылочки с водой)

Игровое упражнение № 5

Наконец медвежонок Мишка пришёл к яблоне и набрал целую корзину вкусных и ароматных яблок. (рисунок довольного медвежонка с целой корзиной яблок) Немного отдохнув, он собрался в обратную дорогу, как вдруг увидел резвящихся на лесной полянке двух бельчат.

«Мишка, привет! Мы тебе в корзинку положили подарки!» —прокричали бельчата и исчезли в густой листве деревьев. Оказалось, что бельчата решили немного поиграть с медвежонком и положили в его корзинку с яблоками немного ягод, которые они собирали на полянке. (Рисунок двух бельчат, которые положили в корзину медвежонка красные ягоды малины и земляники.)

Воспитатель:

- Ребята, помогите медвежонку Мише узнать, ягоды какого цвета положили в корзину бельчата? Выбери на рисунке изображение малины, земляники. (рисунок с изображением малины, земляники, крыжовника, ежевики) Какие из этих ягод любит собирать медвежонок Мишка? (Рисунок с изображением медвежонка, собирающего малину и землянику.)

Игровое упражнение № 6

Медвежонок Мишка вышел из дома и направился по дороге, ведущей к пасеке. (Рисунок медвежонка, идущего по дороге на пасеку.) Там жили пчёлы, которые делали мёд. Они дружили с маленьким медвежонком и часто угощали его вкусным мёдом. (Рисунок пчелы, которая угощает медвежонка мёдом.)

Пчёлы собирали его на ромашковых и васильковых лугах, а также на липовых деревьях. (рисунок ромашкового луга, поля из васильков, дерева липы)

Часто пчёлы летали на дальнее поле, где росла гречиха и прилетали в улей, неся в лапах ароматный нектар с собранных цветков. (рисунок цветка гречихи и пчелы) «Это гречишный мёд», — сказала однажды пчела медвежонку Мишке. (Рисунок пчелы, держащей в лапах баночку с названием “Гречишный мед”.) «Ой, я уже где-то слышал это слово – гречишный», — сказал медвежонок и почесал лапой голову. «В лесном детском саду нас кормили гречишной кашей». (Рисунок, на котором медвежонок рассуждает, откуда он знает это слово – гречишный.)

«Не гречишной, а гречневой», — поправила его пчела. «Но мы собираем нектар, а не зёрнышки для каши», — продолжила пчела. (Рисунок, на котором пчела рассказывает медвежонку, что она собирает нектар, а не зернышки гречихи.)

Воспитатель:

- Какого цвета васильковые луга — красного или синего? (рисунки ромашкового и василькового полей). На каком дереве пчёлы собирают липовый мёд — на яблоне, липе или сосне? (рисунок яблоневых, сосновых и липовых деревьев)

В заключение стоит сказать, что использование данных практических уп-ражнений в работе воспитателя соответствует словам В.А. Сухомлинского о том, что "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям".

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год