Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приемы подготовки руки к письму у дошкольников
Занятия с детьми
Автор: Борисенко Марина Владимировна, Понушкова Вера Васильевна   
25.10.2022 12:25

Приемы подготовки руки к письму у дошкольниковПриемы подготовки руки к письму у дошкольников

Цель: развитие мелкой моторики руки, отработка дифференциации правых и левых частей тела, формирование ориентации в окружающем пространстве.

Учить детей правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо уже в подготовительный к школе период. Когда начнётся непосредственно письмо- новая и трудная для ребенка деятельность. Делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка — у леворуких детей.

 

Скачать конспект

Умение различать правую и левую стороны- важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

  • показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
  • Поднять то правую руку, то левую руку. Взять предмет то левой рукой, то правой рукой.

После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

  • Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

  • Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя? или положи книгу слева от тебя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнит, что справа это ближе к правой руке, слева- ближе к левой.
  • Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
  • Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле право руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
  • ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать где находится ручка по отношению к книге- справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
  • Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа-ручку и т.д.
  • Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму.

Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.

  • Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учиться держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и скоординированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
  • Можно предложить ребенку копировать понравивщиеся рисункина ропзрачную бумагу. Очень полезны арнаменты и узоры, так как в них присуьствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
  • Нельзя забыватпляеть о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мыштцы пальцев.
  • Существует интересный способ развитие пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппикацию.

Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бусин на нитку, застегивание и растегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Е. Н. Потапова преолагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (барзатной) вырезать буквы и наклеть их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильное (осязательное) кинестетическое (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.

Готовя ребенка к школе нужно проводить еще и такие задания. Детям предлогаются карточки с различными фигурами (круг, квадрат, точка, крестик) и задания к ним. Например:

  • Написать букву, нарисовать фигурку, справаслева от вертикальной линии.
  • Положить кружок, справа от негстика по- нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
  • Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.
  • Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

Готовить руку ребенка к письму следует поэтапно до поступления ребенка школу. Тогда овладение письмом как новой деятельностью, пройдет легче.

Воспитатель

  • Понушкова Вера Васильевна
  • Борисенко Марина Владимировна
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год