Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Финансовая грамотность в ДОУ
Занятия с детьми
Автор: Кучеренко Наталья Александровна   
15.11.2021 19:40

Финансовая грамотность в ДОУФинансовая грамотность в ДОУ

Слайд№1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

Слайд№2

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Слайд№3

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

 

Скачать конспект

К сожалению, финансовой грамоте не обучали в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Слайд№4

Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?

Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

Важно привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись. А без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.

Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий обучить дошкольников, следующему:

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги. Банковская пластиковая карта;

как планировать свои расходы;

техника безопасности использования банковских карт.

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.

Слайд№5

Работу по финансовой грамотности нужно проводить при взаимодействии с семьей

(АНКЕТИРОВАНИЕ, КОНСУЛЬТАЦИИ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, СОЗДАНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)

Слайд№6

Для работы в данном направлении мы используем:

1. ПРИМЕРНУЮ ПАРЦИАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому мы познакомились с некоторыми дополнительными программами по финансовой грамотности:

2. На ее основе была разработана программа дополнительного образования «Школа гнома Эконома» для детей дошкольного возраста 4-7 лет.

3. Дополнительная общеразвивающая программа детей старшего дошкольного возраста «Маленький Экономист» Пестова Т.Г., Рубцова Г.В.;

4. Дополнительная программа по Познавательному развитию «Основы финансовой грамотности» Виноградова К.В.;

5. Дополнительная общеобразовательная программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

«Первые ступеньки в мир финансовой грамотности» Зимин Т.А., Исина Н.Ю.;

6. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Финансовая грамотность дошкольников» Дрыгина Е.Н., Комардина Т.В., Долганова Е.Г.

Материал программы представлен в четырех разделах – блоках: «Труд – продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту». В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.

Не смотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини – программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.

СЛАЙД №7, 8, 9, 10.

Мы разделили их на 8 экономических блоков:

  1. ЭКОНОМИКА
  2. ПОТРЕБНОСТЬ
  3. ТРУД И ПРОФЕССИИ
  4. ТОВАР, ТОВАРООБМЕН
  5. ВЫГОДА И УБЫТОК
  6. ДЕНЬГИ И БЮДЖЕТ СЕМЬИ
  7. РЕКЛАМА
  8. БИЗНЕС И КАПИТАЛ

Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире.

СЛАЙД № 11

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:

  1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
  2. Сначала зарабатываем – потом тратим. Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», — соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести. Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
  4. Деньги любят счет. Приучаем считать сдачу и вообще деньги, быстро и внимательно.
  5. Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
  6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса. Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
  7. Не все покупается. Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
  8. Финансы – это интересно и увлекательно!

Итак, финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами.

А что представляют собой деньги? И как они возникли?

Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

У первобытных людей не было ни металла, ни бумаги, чтобы изготавливать деньги. А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар.

Намного позже появились металлические деньги: золотые, серебряные, медные.

СЛАЙД № 12, 13

Металлические деньги называются монетами. Они разного размера, цвета и достоинства, т.е. стоят по-разному.

Бумажные – банкнотами. Они тоже имеют разное достоинство.

СЛАЙД № 14

Предусматривается чтение сказок, где говорится про деньги или золото как их эквивалент. (Р. н. с. «Курочка Ряба», «Муха – Цокотуха» К. Чуковского, «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстого).

Дима и Совенок полезная сказка о финансах ЭДУАРДА МАТВЕЕВА

КАК Сорока карту потеряла методическое приложение к программе ЭК. Восп-я.

Так же знакомство с пословицами, загадками, Интересно поговорить о фразеологизмах – устойчивых словосочетаниях, что подразумевается под этими выражениями.

Золотые руки – мастер искусный в своем деле.

Золотое сердце – отзывчивый, добрый человек.

Золотой дождь – богатство, много денег.

Золотой голос– очень красивый певческий голос.

СЛАЙД № 15, 16

Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности нужно донести до детей что: — Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!

Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образ заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим.

МАКЕТ БАНКОМАТА:

Денежные купюры (картинки), карточки для банкомата (с геометрическими фигурами «Пин — код»).

ИГРА «ХОЧУ – НАДО»

Закреплять умение ориентироваться в понятиях «предметы роскоши» и «жизненно необходимые предметы»; формировать умение дифференцировать предметы по степени их значимости, делая логические выводы. Определять разницу между «хочу» и «надо».

ИГРА «ГРУША- ЯБЛОКО»

Формировать умение распределять ресурсы.

Предложила детям нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок был закончен, предложила нарисовать на оборотной стороне листа, яблоко. Затем попросила вырезать и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объяснила, что конечно это невозможно. Потому что лист бумаги один и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами, их нужно планировать заранее.

ИГРА «ДОХОД –РАСХОД»

Развивать логическое мышление.

Работа с сигнальными карточками «+» и «-».

Папа получил зарплату (доход) «+»;

Бабушка заболела (расход) «-»;

Выиграли в лотерею (доход) «+»;

Потеряли кошелек (расход) «-»;

ИГРА «КТО КЕМ РАБОТАЕТ?»

Расширять знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Дети берут картинки с изображение профессий. Должны составить рассказ при помощи схемы – картинок.

ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ»

Собрать разрезные картинки с изображением сказочных героев.

ИГРА «РАЗМЕН»

Формировать умение считать деньги.

Это игра- соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет предложенную банкноту мелочью, тот и победил.

ИГРА В ТЕХНИКЕ «ФРОТТАЖ»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж» в переводе с фр. – натирание. Развивать мелкую моторику рук.

Предложить детям рисовать восковым мелком, держа его плашмя к листу бумаги. Под бумагу подкладываем монетку, затем детали прорисовываем карандашом или фломастером.

ЭКСКУРСИЯ К БАНКОМАТУ

Познакомить детей с работой банкомата, правилами пользования пластиковой картой.

ИГРА «МАГАЗИН»

Дать возможность детям практически осуществить процесс купли- продажи; развивать умение «видеть» товар, цену (стоимость).

ИГРА «БАНК»

Расширять представление о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке. Знакомство с правилами пользования банкоматом.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМОВ:

«Азбука финансовой грамотности», «Золушка» — Смешарики;

«Райский остров»; «Благородное дело»;

Фиксики: «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги»;

«Азбука денег. Уроки тетушки совы»;

Три кота: «Поход в магазин»;

«Простоквашино», «Муха – цокотуха»;

«Жила –была царевна» — серия «Магазин» где рассказывается про самостоятельные покупки девочкой в магазине по просьбе мамы.

Итог:

Из всего этого можно сделать вывод

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

СЛАЙД № 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год