Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт работы «Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада»
Занятия с детьми
Автор: Черных Ольга Евгеньевна   
17.06.2020 21:21

Опыт работы «Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада»Опыт работы «Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада»

Автор проекта: воспитатель I квалификационной категории- Черных Ольга Евгеньевна. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Паспорт проекта:

Актуальность: Развивающая предметная среда детства — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Организуя предметную среду в групповом помещении, в раздевалках, должно учитываться всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональная сфера.

Проблемная ситуация: Итак, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную функции.

 

Скачать конспект

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Цель проекта:

Создание предметно-развивающей среды, предоставляющей возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Задачи проекта:

  • организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  • создать комфортные условия пребывания воспитанников, приближенных к домашним;

Обеспечение проекта: материально-техническое; учебно-методическое оснащение; информационное обеспечение

Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.

Участники проекта: воспитатели группы №8, администрация.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Предполагаемый результат: обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды ДОУ.

Предполагаемые результаты:

Таким образом, созданная окружающая предметно — развивающая среда в группе будет играть большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. У детей будет формироваться эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его. Окружающая предметная среда обогатит детей новыми впечатлениями и знаниями, побудит к активной творческой самостоятельной деятельности, поспособствует интеллектуальному и социальному развитию дошкольников.

Этапы работы над проектом:

I. Организационно-подготовительный этап:

  • определение целей и задач проекта
  • сбор материала, необходимого для реализации цели проекта
  • изучение методической литературы по данной теме
  • поиск информации в сети Internet.

II. Основной этап:

  • практическая реализация проекта
  • создание предметно — развивающей среды.

III. Заключительный этап:

  • подведение итогов
  • оформление материалов по проекту
  • создание презентации.

Возможные риски:

  • Не уложиться в поставленные сроки.

Пути преодоления рисков:

  • Чёткая разработка плана проекта и контроль исполнения.

Презентация проекта:

  • В группе создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО.
  • Создан примерный перечень материалов и пособий, необходимых для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Предварительная работа:

  • Изучение методической литературы по данной теме,
  • Поиск информации в сети Internet.

Направления дальнейшей организации предметно-развивающей среды в группе:

  1. Обеспечение свободного доступа детей к средствам всех видов деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и др.
  2. Развитие позиции субъекта деятельности через расширение ребенком границ своей самости, развитие навыков самопознания и познания других.
  3. Развитие целостной картины мира через освоение детьми методов проектирования и макетирования.

Концепция проекта:

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды в ДОУ педагогам важно помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены.

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка.

Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом

необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ. Все это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, реализованных в рамках проекта.

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее основных функций.

Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

При формировании предметно-развивающей среды необходимо:

  • избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
  • создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук, роста и предметного мира взрослых.
  • исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.

Деятельность педагога и детей строится на основе двух моделей организации образовательного процесса:

  • совместная партнёрская деятельность педагога и детей. Наметив задачу, взрослый как равноправный участник, предлагает возможные способы её реализации, в процессе деятельности «задаёт» развивающее содержание, проявляет заинтересованность, усиливает интерес к работе. Заключительный этап деятельности носит «открытый конец». Каждый ребёнок решает сам, закончил он
  • или нет, оценка взрослым даётся лишь косвенно, как сопоставление с целью ребёнка: что хотел сделать, что получилось. Партнёрская модель применяется как в ходе режимных моментов, так в специально организованной деятельности. В работу вовлекаются родители, которые активно участвуют во всех мероприятиях детского сада. Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у ребёнка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать что-то, не боясь, что получится неправильно, благоприятствует эмоциональному комфорту.
  • Свободная самостоятельная деятельность детей в условиях созданной развивающей среды, которая обеспечивает выбор деятельности по интересам и позволяет детям взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.

Среда в группе полифункциональная, она открывает для детей множество возможностей, охватывает все образовательные области, но в соответствии с возрастом детей в ней сделаны некоторые акценты.

Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности? Мы видим решение этой проблемы в организации идеальной модели предметно-развивающей среды.

Организационные условия:

  • среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст
  • знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «Я-сам», размещать оборудование так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность
  • все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей
  • предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением
  • размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»
  • каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка
  • предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки)
  • учет половой дифференциации.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год