Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»
Занятия с детьми
Автор: Пучкова Наталья Викторовна   
15.04.2020 21:31

Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»Опыт работы «Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт»

Подготовила воспитатель: Пучкова Наталья Викторовна г.Саров 2019г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»

Формирование у старших дошкольников умения ориентироваться в пространстве ДОУ через освоение навигационных карт.

Что же такое пространственная ориентировка? Так её трактует известный белорусский методист по проблемам развития логического мышления школьников Столяр А.А.

Актуальность темы.

Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации. Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий: шофер, моряк, летчик, экспедитор и т.д. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение Правил дорожного движения. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста

 

Скачать презентацию

Свою работу я начала с того, что выяснила, могут ли дети читать план и ориентироваться по нему. Обследование проводилось в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в дидактических и подвижных играх, на прогулке, а также на занятиях. Оказалось, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке по плану и схеме: 12 детей не сопоставляют условные объекты плана с реальными предметами, 7 детей плохо прокладывают нужный маршрут, 17 детей не умеют читать план.

Тем самым можно сделать вывод: дети испытывают затруднения в умении читать план и ориентироваться по схеме.

Для решения этой проблемы я поставила перед собой цель: научить детей пользоваться схемами и планом при ориентировке в пространстве.

Для достижения этой цели были выдвинуты задачи формировать у детей:

  • умение определять основные направления движения
  • ориентироваться на местности при помощи плана или карты-навигатора
  • читать план на основе общепринятых условных обозначений

- самостоятельно составлять план, схему или карту-навигатор.

Была спланирована работа, которая включала в себя 3 этапа.

1 этап – обучающий.

В ходе работы на этом этапе, мы с детьми сначала научились составлять условные обозначения для составления плана, схемы. Например, столы в группе обозначили зеленым цветом, дверь — коричневым, окна – желтым и т.д.

Далее в ходе дидактических игр «Пройди путь», «Отгадай где?», «Найди игрушку» научились читать план.

Большое внимание уделяла закреплению умения двигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Использовала игры с правилами – подвижные и дидактические. Например: «Кто быстрее», «Пройди маршрут», «Поиск сокровищ». Далее проводила игры «Найди предмет», «Путешествие», «Разведчики» с игровыми заданиями типа: «Миша дойди до стола, поверни направо, дойди до окна, поверни налево, дойди до угла групповой комнаты и там найди спрятанную машинку». Такие игры я проводила в пределах групповой комнаты.

После проведенной работы дети стали интересоваться самостоятельным составлением плана.

2 этап – внедренческий.

Так как время не стоит на месте, появляются все новые и новые гаждеты и технологии. И один из таких гаджетов – навигатор, я решила внедрить в работу с детьми карты-навигаторы.

Так что же такое навигатор? Когда я задала этот вопрос детям, они мне ответили, что это такая карта, по которой можно ехать на машине, определяя при этом маршрут.

Навигатор – это специальное устройство, которое предназначено для определения своего местоположенияс помощью глобальной спутниковой системы позиционирования.

Навигаторы дают пользователю сведения о широте и долготе, а также о высоте его нахождения. Однако такая информация больше подходит для специалистов, измеряющих землю. Обычному же пользователю такая информация покажется излишней, тем не менее, навигаторы все шире применяются именно в повседневной жизни.

Облегчает пользование навигатором то, что на дисплее устройства отображается карта местности и маршрут перемещения. По карте на экране можно визуально определить свое расположение относительно различных объектов (населенные пункты, улицы, дома и др.) и планировать маршрут движения.

Поэтому на 2 этапе особое внимание уделила ориентированию по картам-схемам и картам — навигаторам. С детьми мы посмотрели мультфильмы из серии «Фиксики – навигатор» и «Путешественница Даша».

На этом этапе я использовала такие дидактические игры как: «Дойди до…», «План комнаты».

Сначала предлагала детям расставить мебель в кукольной комнате по плану, самим составить план, используя готовые плоскостные геометрические фигуры, соответствующие по форме проекциям видимых сверху предметов мебели. Также предлагалось такое задание: найти правильный план из несколько вариантов расстановки мебели. При этом ребенок должен обращать внимание на пространственное расположение мебели в игрушечной комнате, на форму и цвет мебели.

Далее детям предложила игру-путешествие по плану-схеме, где было необходимо добраться до определенного дома (Помочь Почтальону доставить письмо до адресата, не заблудившись) с помощью карточки-подсказки или по словесному указанию воспитателя. Затем учила детей ориентироваться по карте-схеме групповой комнаты в играх «Найди спрятанную игрушку», «Путешествие по комнате», «Найди клад», «Помоги Буратино найти золотой ключик», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».

3 этап – заключительный.

Я решила, что дети уже хорошо познакомились с картами – схемами, планами, картами – навигаторами и предложила им самостоятельно использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.

Детям очень понравилось составлять схемы, планы, карты и по ним передвигаться. Они стали использовать карты-навигаторы в сюжетно-ролевых играх, таких как «Шоферы», «Моряки», «Летчики» и т.д.

В результате проделанной работы я сделала вывод о том, что:

  • в речи детей появились слова «маршрут, карта, схема», тем самым обогатился словарь
  • научились ориентироваться в пространстве по картам, схемам, планам
  • умеют самостоятельно составлять карту-навигатор, то есть предполагаемый маршрут
  • используют данные знания в самостоятельных играх, на прогулке

Совместно с родителями дети решили сделать свою карту – навигатор «Остров сокровищ», план – схему своей комнаты, двора, карту маршрута от детского сада до дома и карту маршрут похода до супермаркета.

В дельнейшем я планирую, научить детей составлять карты-навигаторы своего прогулочного участка, а также схемы передвижения по зданию ДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год