Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
Занятия с детьми
Автор: Богомолова Галина Григорьевна   
20.05.2019 18:19

«Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»«Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Развитие навыков общения – важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения. Другими словами, нужно обучать детей умению общаться, обучать культуре общения используя для этого разнообразные методы и приёмы.

Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Общение является важным элементом любой игры. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и со взрослыми. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Обогащается и эмоциональный мир ребёнка.

 

Нашу группу посещают дети с нарушением зрения. Еще одной сложностью при формировании группы был ее разновозрастной состав.

В развитии игровой деятельности слабовидящих детей, появляются те же закономерности, что и в учебной, трудовой – замедленный темп, диспропорциональность в развитии отдельных сторон игры, отставание в развитии игровой деятельности от нормально видящих детей. Как известно, в играх отражается жизненный опыт детей. Слабовидящие дети, как правило, ограничены в своем общении. Кроме того, некоторые, особо опекаемые в семьях, чрезмерно оберегаемые дети, не привыкли уступать, делиться игрушками. Это создает дополнительные барьеры на пути к совместным играм. Одним из важнейших приемов обучения детей с нарушением зрения игре является участие в ней воспитателя. Он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них своеобразным образцом. Специальные игры и игровые упражнения позволяют воспитателю проводить обучение навыкам общения в интересной для детей, личностно значимой деятельности, что обеспечивает их активность и, в конечном счете, эффективность такого обучения.

Организация игровой деятельности в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Главной проблемой является то, что основная методическая литература рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

Но в организации игровой деятельности в разновозрастной группе есть и преимущества, которые заключаются в том, что младшие дети учатся играть у старших детей. В играх старшие дети заботятся о младших, приобретают чувство ответственности за свои поступки. Формируются правильные взаимоотношения в коллективе, заботливость, самостоятельность, интерес детей к совместным играм.

С первых дней посещения нашей группы детского сада мы большое значение уделяли жизнерадостному настроению детей, поддерживали их хорошее отношение друг к другу. Большую помощь в этом нам оказали совместные игры: коммуникативные, хороводные, подвижные.

Самая любимая коммуникативная игра в нашей группе «Друзья». Ее мы используем каждый день как настрой перед организованной деятельностью.

Дети стоят в кругу.

1 куплет.

Ты мой друг и я твой друг (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Вместе мы друзья (взялись за руки)

Ты мой друг и я твой друг (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (встают в общий круг, улыбаются)

2 куплет (повтор движений в парах)

Ты мой друг и я твой друг (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Вместе мы друзья (взялись за руки)

Ты мой друг и я твой друг (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем)

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

(улыбаются, обнимают друг друга).

Хороводные игры помогают поддерживать в группе атмосферу радости и веселья, доброжелательные взаимоотношения детей с воспитателем и друг с другом. Одновременное многократное повторение действий объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. В хороводных играх создаются оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, в то же время исключая конкуренцию между детьми. А еще они хороши тем, что в них можно играть как в группе, так и на улице.

«Ровным кругом»

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, повторяя текст:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте!

Дружно вместе

Сделаем вот так!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель: повернуться, наклониться, присесть. В последствии игра усложняется, движения показывает не воспитатель, а сами дети.

Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

В подвижной игре ребенок, незаметно для себя, без принуждения выполняет требования воспитателя и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе. Старшим в таких играх необходимо быть не только ловкими и быстрыми, но также терпеливыми и великодушными по отношению к младшим.

Для примера можно взять игру «У медведя во бору». Варианты этой игры очень много. Если малыши просто с удовольствием бегают по залу или веранде, то старшие дети выполняют определенные правила: собирают грибы и ягоды (наклоняются, выпрямляются), переступают через колючие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлезание боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).

Ролевая игра детей с патологией зрения характеризуется бедностью сюжета, небольшим количеством звеньев. Характерно также, что в процессе этих игр у детей возникает много конфликтов при распределении ролей, атрибутов и т.д., это объясняется резким различием слабовидящих детей в уровнях развития игровой деятельности и, в частности, мотивов, побуждающих ребенка к игре.

Учитывая, что дети, имеющие нарушение зрения, не склонны к длительным играм, мы заранее готовили их к ролевой игре, путем предварительного обыгрывания игрушек и других атрибутов будущей игры. Знакомясь с различными вариантами использования каждой игрушки, разнообразными способами действия с ними, ребенок восполняет пробелы в представлениях, конкретизирует и уточняет их. Также мы показывали детям способы многопланового использования предметов в играх: дети стараются использовать один и тот же предмет в разных ситуациях, выделяя то один, то другой существенный признак. Это умение обогащает игру детей, они ее не прекращают из-за отсутствия какого-либо предмета, а стараются подыскать предмет-заместитель.

Со временем сюжетно-ролевая игра в нашей группе стала более живой и интересной: мы постарались организовать игровую среду таким образом, чтобы ребенок любого возраста мог выбрать для себя интересную деятельность, найти особую роль. Например, после внесения в группу атрибутов военной игры, старшие мальчики уже длительное время играют в разведчиков, привлекая младших детей на второстепенные роли.

При организации игр в разновозрастной группе особого внимания со стороны педагога требуют старшие дети, так как постоянное общение с младшими может несколько ограничить их интересы и кругозор.

Требования к организации игры в разновозрастной группе:

  • воспитателю надо четко представлять объем программных требований для каждой группы;
  • знать специфику работы с разными возрастными группами и уметь соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников;
  • соблюдать принцип постепенности – от простого к сложному, т. е. навыки, формирующиеся на протяжении всего дошкольного возраста, от года к году расширяются в объеме и усложняются требованиями воспитателя к их выполнению.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год