Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игровые методы развития детей раннего возраста
Занятия с детьми
Автор: Бритвина Анастасия Викторовна   
15.07.2018 21:26

Игровые методы развития детей раннего возрастаИгровые методы развития детей раннего возраста

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Комплексное воздействие на ребёнка – основа успешной коррекционной работы в раннем возраста.

В нашем Центре не так давно открылась Служба Ранней Помощи. Служба создана для раннего вмешательства в развитие ребёнка и его последующую успешную игровую и учебную деятельность. Большой плюс нашей Службы – совместная деятельность специалистов (логопед, дефектолог, психолог, массажист педиатр и тд). Обращаясь к нам, ребёнок получает разностороннюю помощь. Специалисты нашего Центра в комплексе воздействуют на ребёнка – групповые консультации для родителей, занятия с разу с несколькими специалистами, педиатрическая помощь.

В данной статье мы приведём примеры совместной деятельности учителя-логопеда и педагога-дефектолога с детьми раннего возраста.

Деятельность учителя-логопеда

 

Конечно, логопед затрагивает меньший, чем дефектолог, спектр задач. Однако, эти задачи не менее важны для успешного развития ребёнка. Логопеду необходимо:

  • научить ребёнка понимать обращенную речь
  • сформировать основы фонематического слуха
  • взывать у ребёнка осознанную речь.

В своей работе я использую такие игры и упражнения:

  1. Для развития правильного речевого выдоха можно предложить ребёнку сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумаги. Сдуть со столы шарики разных размеров. Задувать на резком выдохе пламя свечи. Поддерживать в воздухе пушинку или маленький кусочек ваты на длительном выдохе. Дуть в дудочку. Надувать мыльные пузыри.
  2. Для развития слухового внимания и фонематического слуха логопед выполняет следующие игры-упражнения: определить на слух какая игрушка звучит, определить место звучания игрушки, учить различать бытовые звуки, перемещать предметы по заданию.
  3. Для развития экспрессивной речи необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть.

Мы шагаем по мосту

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.

Дети шагают по кругу

Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.

Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.

Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Неваляшка.

Динь-дон, дили-дон,

Что за странный перезвон.

Дети раскачиваются на прямых ногах

Слышен он со всех сторон.

из стороны в сторону

Дили-дили-дили-дон.

Дождик.

Майский вдруг закапал дождь.

Ритмично похлопывать кистью о кисть руки

Кап-кап-кап-кап.

И по лужам ты идешь.

Ритмично похлопывать по коленям

Так-так-так-так.

Ветер шелестит листвой

Движения по полу кистями рук

Ш-ш-ш-ш.

Спрятал кудри под травой.

Пальцы в замок.

Тш-тш-тш-тш.

Дождь сильнее застучал.

Постукиваем одним указательным пальцем по коленке

Тук-тук-тук-тук.

Скоро дождик ливнем стал

Быстро стучать указательными пальцами двух рук

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

по коленям.

Можно еще поиграть в игру «Волшебный мешочек». Для этого нужно рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

Любят игру дети «Домики». Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".

У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

Если на занятии присутствует мама, то можно собрать с ребёнком букет для мамы Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки.

После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

Хорошо дети выполняют манипуляции с игрушками. Для этого можно предложить одеть куклу на прогулку. Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы ей наденем?

Игра «Собери игрушки». Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.

Деятельность учителя-дефектолога.

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы. Поэтому учитель- дефектолог в службе ранней помощи решает следующие задачи:

Коррекция нарушенного и искаженного развития ребенка, профилактика вторичных нарушений развития.

Формирование представлений о себе, других, окружающем мире.

Адаптация ребенка в коллективе сверстников.

Подготовка ребенка с нарушениями психического развития (риском нарушения) к обучению в дошкольном учреждении.

Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком. Формирование уверенного и спокойного стиля родительского воспитания.

В работе с малышами я использую;

Игра на подражание

«Раз-два-три, посмотри: это — я, это — ты». Взрослые помогают тем детям, которые не могут сами показать на себя или другого.

Игра с мыльными пузырями. Педагог выдувает пузыри, привлекая к ним внимание детей: «Маша, смотри!» Дети наблюдают за летящими пузырями, могут ловить их, дуть и т. д. Педагог может предложить выдуть пузырь тем детям, кто может или учится дуть.

Сенсорная игра

«Черепаха».

Педагоги стучат по полу сами и помогают это делать детям. Если дети не прячут ручки, ножки и т. д. от «черепахи», взрослые щекочут их за названные части тела, дожидаясь ответной эмоциональной и двигательной реакции.

«Волшебный мешочек»

Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы и развития интермодальных связей позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди. Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать изучаемой в этот день на занятии теме (например, виды транспорта).

«Гули-гули-гули-гоп»

Ритмическая игра, в которой тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание.

Гули-гули-гули-гоп.

Сели Машеньке на лоб.

Крылышками хлоп-хлоп.

Гули-гули-гули-гоп.

Участники рассказывают стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строка — хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам.

«Еду, еду к бабе, к деду»

Ритмическая игра с ярким изменением темпа.

Еду, еду к бабе, к деду,

На лошадке, в красной шапке,

В лапоточках,

По кочкам, по кочкам,

В ямку — бух!

Педагог читают стихотворение, постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворения, также ускоряясь, в конце игры наклоняются вниз.

«Одеваем куклу»

Игра по правилам. Расширяет представления об

окружающем мире, позволяет тренировать мелкую моторику (застегивание пуговиц, молний, шнуровка). Ведущий достает куклу и одежду для нее (по сезону).

Каждому из играющих дается предмет одежды, дальше все по очереди одевают куклу.

Вариант — если игра проводится в группе, в которой

дети не могут сами одевать куклу, то их задачей становится выбрать и подать ведущему нужный предмет одежды

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год