Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
Занятия с детьми
Автор: Гончарова Ирина Ивановна   
02.06.2018 19:31

Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.

Гончарова И.И

Важным составляющим дошкольного детства является развитие такого качества у ребёнка как социальная компетентность. Согласно И.А Зимней «социальная компетентнocть – это собирательное понятие, определяющее уровень социализации человека, высший уровень его социальной активности и освоения действительности, личностное свойство, обеспечивающее взаимоотношения человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к деятельности». [1; 16].

Социальная компетентность и методы её развития изучаются педагогами и психологами (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, и др.) [2; 54]. Исследователи отмечают, что социальная компетентность имеет свои особые характеристики в зависимости от возраста человека.

Старший дошкольный возраст примечателен тем, что в этот период ребёнок старается максимально соответствовать образцам взрослых. И главное при этом создать ситуацию положительного примера, так как он послужит основой для дальнейшего формирования мировоззрения и способов поведения дошкольника в будущем.

 

Несформированность умения правильно поступать в той или иной ситуации пагубно влияет на дальнейшею социализацию личности. Вот почему мы так часто наблюдаем проявление агрессивности, жестокости в современном мире. Такие последствия имеют свои истоки из детства, когда закладывались основы поведения в будущем.

Социальная компетентность в детском возрасте предполагает умение сочетать свои биологические ритмы с социальными ритмами. Развитие данной способности у ребёнка должно проходить с непосредственной помощью взрослого. Необходимо проводить беседы с дошкольниками о правилах поведения в обществе, об этикете речевого общения. Играя, можно создавать типичные проблемные ситуации и вместе с детьми находить способы их решений. Акцентировать внимание также стоит на эмоциональном фоне общения. Важно научить ребёнка старшего дошкольного возраста понимать настроение других людей, внимательно слушать собеседника, спокойно реагировать в случае конфликта.

Основные задачи детского сада для развития социальной компетентности воспитанников:

  1. Обогащение развивающей среды играми и методическими пособиями на развитие коммуникативных способностей детей.
  2. Привлечение родителей к активному сотрудничеству с детьми в коллективных делах.
  3. Способствовать доброжелательности, отзывчивости детей на ярких примерах сказочных персонажей.
  4. Организация деятельности, направленной на индивидуальность детей и в то же время на их социализацию.
  5. Коррекция социального развития ребёнка по результатам исследований.

Достаточно эффективны в формировании социальной компетентности у старших дошкольников совместные практикумы по созданию творческого продукта. Данный вид деятельности способствует взаимодействию в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», развивается умение находить компромисс. Например, можно организовать совместную деятельность группы детей (допустим, при изготовлении аппликации по образцу), в которой отдельные части работы будут выполняться разными детьми, затем их объединяют в единый продукт. У дошкольников возникают положительные эмоции в момент соединения отдельных частей в красивый предмет. Таким образом, совместная деятельность побуждает ребёнка больше общаться, помогать друзьям, учит ценить труд людей.

Организация всевозможных праздников с фотовыставкой, с совместным участием всех детей и их родителей также благотворно влияет на развитие социальной компетентности старших дошкольников. Праздники вдохновляют ребенка, дополняют его знания об окружающем мире, побуждают к творчеству. Совместная деятельность всех участников праздника даёт уникальные возможности для развития партнёрских отношений, установления доверительного контакта между ребёнком и социумом. Именно на праздниках дети учатся играть друг с другом и не ссориться. А продумывая праздничную программу вместе с детьми, мы учим их планированию своих действий, заботе друг о друге.

Литература

  1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / Зимняя И. А. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
  2. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. 688 с.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 31 декабря

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год