Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Современные подходы к организации творческих игр дошкольников»
Занятия с детьми
Автор: Курганникова Мария Валерьевна   
18.04.2016 21:37

«Современные подходы к организации творческих игр дошкольников»«Современные подходы к организации творческих игр дошкольников»

Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом.

В процессе игры ребенок воспроизводит модели взрослой жизни, труда и отношений, принимает на себя реальные социальные роли, а также реализует свои познавательные, эстетические и нравственные потребности. Именно игра позволяет ребенку уменьшить существующие противоречия между своим стремлением быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями. Если соответствующая игровая практика не накоплена в дошкольном детстве, социальное развитие ребенка может быть осложнено.

 

Игра – это деятельность, которая протекает в двух планах. С одной стороны, игра протекает в условной ситуации и содержит ряд условных элементов. Ребенок произносит слова “как будто” и оказывается совсем в другом мире – в космической ракете, в бушующем океане... Ребенок верит, что он находится в волшебном мире игры, и, в то же время, понимает, что он находится “здесь и сейчас”.

Игра – деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещены символами – предметами или действиями, замещающие реальные. Возможность использования в своей деятельности символов – это одна из универсальных способностей человека, а ее освоение происходит в игре.

Игра несет в себе чувство свободы. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.

Проанализировав выбор сюжетов и ролей, я отметила, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются не только традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени, но и появляется много новых игровых ролей. Это и Бэтмен, и человек-паук, и другие герои мультфильмов и кинофильмов. Но также мною было отмечено появление в игре детей новых отрицательных персонажей, антигероев (зомби, вампиры и др.). Я связываю это с характерной особенностью субкультуры современного детства, которая формируется под влиянием средств массовой информации, доступности различных компьютерных игр, да и просто невнимания взрослых к тому, чем заняты их дети, какие фильмы и телевизионные передачи ни смотрят.

Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и не развивающая игрушка — характерная примета нашего времени. Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше тех игрушек, которые популярны в данный момент, в детской субкультуре считается престижным.

Самая предпочитаемая игра с игрушками у девочек – “Барби и Кен”, где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, не смотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору и не допускают изменения характера и имени героя. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.

В творческих играх детей подготовительной к школе группы я принимаю косвенное руководство. Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре. Для этого я стараюсь обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. Я обеспечиваю ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

Организация творческих игр связана с созданием развивающей предметно – игровой среды, в которой у нас представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

Для того, чтобы эффективнее осуществлять косвенное руководство игрой, я наблюдаю за игровым поведением детей, изучаю возможности его развития, стараюсь определить, как пробудить активность и инициативу ребят.

Для обогащения тематики творческих игр детей в нашей группе была пополнена предметно-развивающая среда. Были подобраны атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аэродром», «Морское путешествие». Дети с удовольствием помогали мне делать оборудование для игры, вносили свои предложения, которые оказались довольно креативными. Так у нас появился «центр управления полётами», «капитанская рубка», «лаборатория».

Для обогащения содержания игр я использовала различные методы: рассказ, объяснение, показ презентаций, рассматривание иллюстраций, организацию целенаправленного наблюдения, беседы, вопросы. После приобретения и систематизации знаний по темам «Аэродром» и «Морское путешествие» у детей значительно обогатились ролевые диалоги, появилась определённая свобода в ролевых действиях. Дети стали объединять несколько сюжетов в один, придумывать новое развитие игры.

Дети очень тонко реагируют на то, вижу ли я, чем они заняты, замечаю ли их игру. Они очень чутки к моей реакции, и если я поддерживаю, одобряю их действия, активность детей возрастает, доброжелательные замечания, подсказки воспринимаются как должное.

Я считаю, что работа воспитателя по развитию творческой игры дошкольников не должна ограничиваться лишь ᴨедагогическим воздействием непосредственно на детей. В активизации творческой активности, в развитии инициативы, в обогащении образными художественными вᴨечатлениями важную роль играют и условия в семье. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы.

Творческие игры содействуют ᴨереходу детского любопытства в любознательность, воспитанию наблюдательности, развитию воображения, смекалки, изобретательности, памяти и речи. В любой игре заложен огромный развивающий потенциал. Игра не только формирует личность ребенка, но и готовит его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому трудно переоценить значение игры в дошкольном детстве.

МБДОУ «Детский сад №1»

Подготовила: Курганникова Мария Валерьевна 2016

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год