Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Поэзия в Парциальной программе «Весёлый день дошкольника»
Занятия с детьми
Автор: Рычагова Елена Сергеевна   
12.02.2015 12:30

Поэзия в Парциальной программе «Весёлый день дошкольника»Поэзия в Парциальной программе «Весёлый день дошкольника»

Арушанова Алла Генриховна - кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва

Коренблит Станислав Соломонович – композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый День Дошкольника», г. Москва

Рычагова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца Центра общего образования Московского института развития образования, г. Москва

В статье рассматривается вопрос о восприятии дошкольниками художественного произведения; рассказывается о приобщении детей к высокой поэзии через учебно-методический комплект «Весёлый День Дошкольника» на примере «Фейных сказок» и пособия «Цветы».

Ключевые слова: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, поэтическое слово, музыка, изобразительное искусство, эмоциональный отклик, проект «Весёлый День Дошкольника».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в образовательной области «Речевое развитии» задачи знакомства детей с книжной культурой, детской литературой, развития понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. А также взаимосвязанные с ними задачи развития речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи. Таким образом, знакомство с детской литературой в контексте речевого развития опирается на владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте – с одной стороны. И, с другой стороны, - оно опирается на достижения ребенка в художественно-эстетическом развитии: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

 

Скачать конспект

Познание действительности средствами искусства помогает ребенку не только расширить круг знаний, но и по-новому пережить ряд событий, по-новому отнестись к окружающему, включиться в процесс специфического познания объективной действительности в форме художественных образов. [Запорожец 1986, т. 1: 66, 67].

Восприятие художественного произведения дошкольником носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Деятельность, осуществляющаяся при этом, по психологической природе очень близка к игре; но если в игре ребенок реально действует в воображаемых обстоятельствах, то здесь и действия, и обстоятельства воображаемые. На первых этапах развития восприятия художественного произведения и собственное творчество дошкольника существенно не отграничены. Игра и слушание сказки создают благоприятные условия для возникновения и развития воображения - еще не окрепшей формы психической деятельности ребенка [Запорожец 1986, т. 1: 71, 77]. А.В. Запорожец особо подчеркивал общевоспитательную роль игры для дошкольника в развитии способностей к творческому воображению, к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию.

Развиваясь в этой системе, эмоции интеллектуализируются, становятся умными, обобщенными, предвосхищающими, а процессы познавательные, функционируя в данной системе, приобретают аффективный характер и начинают выполнять особую роль смыслоразличения и смыслообразования.

«Есть основания предполагать, что в формировании психической деятельности, которая необходима как для возникновения предчувствия результатов действия другого лица, так и для эмоционального предвосхищения последствий собственных действий, существенное значение имеют образно-выразительные средства драматизированного словесного описания и наглядного изображения предстоящих событий, как бы моделирующих их смысл, их значение для самого ребенка или для людей, судьба которых ему небезразлична. Эти выразительные средства, этот язык чувств имеют социальное происхождение. Наиболее совершенные его формы представлены в искусстве: оно, по образному выражению Л.С. Выготского (1968), являются «орудием общества», посредством которого общество вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» [Запорожец 1986, т.1: 269].

Как отмечал А.В. Запорожец, в психологии накоплено достаточное количество данных, свидетельствующих о существовании особого вида эмоционального познания, при котором субъект отражает действительность в форме эмоциональных образов. В эмоциональных образах получает отражение объективная действительность, но это отражение пристрастное, осуществляемое с позиций заинтересованной в нем личности. Ее интересы могут быть не только узко индивидуальными, но и более широкими социальными, о чем свидетельствуют данные о рано возникающем у детей сочувствии, сопереживании другому человеку, в частности герою художественного произведения [Запорожец 1986, т.1: 272, 274]. «Чувства – ядро личности, орган индивидуальности» [1986, т.1: 276].

Обозначенные выше представления о взаимоотношениях восприятия произведений художественной литературы, формирующегося в процессе художественно-эстетической деятельности творчества, внутреннего мира ребенка, его воображения, эмоционального познания окружающего, легли в основу Парциальной программы «Весёлый день дошкольника» (научный руководитель композитор С.С. Коренблит, научные редакторы: кандидат педагогических наук, профессор Т.В. Волосовец и доктор педагогических наук, академик РАО Е.А. Ямбург).

Исторически программа «Весёлый день дошкольника» возникла как проект и стала развиваться как ответ зафиксированной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования необходимости обеспечить для детей дошкольного возраста баланс: - познавательного и эмоционального компонента образования; - исполнительских и творческих форм деятельности; - вербальных и образных форм подачи содержания; - информационной и художественно-эстетической составляющих. Это отвечает психологической специфике ребенка дошкольного возраста и позволяет качественно решать задачи его развития, поскольку именно эмоциональная составляющая чрезвычайно важна для становления системы отношений растущего человека к самому себе, окружающим людям – сверстникам и взрослым, окружающему миру – природе и миру культуры, - обогащает процесс приобщения ребенка к культуре как целостному синкретическому образованию, в котором художественный эстетический компонент играет важнейшую роль, - расширяет эстетический и эмоциональный опыт, который ребенок получает в детском саду в дошкольном возрасте, - соответствует международному стандарту качества дошкольного образования, - дает новые возможности развития творческих способностей ребенка, - соответствует на сегодняшний день первому принципу ФГОС ДО РФ – обеспечение разнообразия детства. Таким образом, авторская образовательная программа «Весёлый день дошкольника» поставила в качестве главной цели обогатить палитру профессиональных красок современного дошкольного образования России эмоциональным музыкальным творческим развивающим содержанием и инновационными подходами к его реализации с детьми.

В основе программы лежит представление о специфике периода дошкольного детства как периода жизни человека, в который формируется основа его личности. Это предполагает акцент на ценностных компонентах образования ребёнка. Принцип единства аффекта и интеллекта, сформулированный Л.С. Выготским [1982, т.2: 22] особенно важен в образовании дошкольника. Вместе с тем, в сложившейся системе работы в детских садах педагоги больше ориентированы на передачу знаний, а точнее – познавательной информации, которая не связана с живой непосредственной эмоциональной реакцией. Обеднение эмоциональности ребенка-дошкольника чревато тем, что у него не будет сформирована способность к эмпатии – сопереживанию чувствам другого, что является основой собственно человеческого отношения к окружающему, природе и людям. Но как вызвать эмоциональный отклик ребенка? Ответ и прост и сложен одновременно: это возможно сделать только средствами искусства – художественной литературы, изобразительного искусства и, конечно, – музыки. Важнейшим обстоятельством жизни маленького человека должна быть наполненность его дня не только событиями и впечатлениями (когнитивный компонент), но и радостью и удовольствием, которое ребенок учится получать от познания, созерцания и общения. Это особенно актуально в свете вызовов настоящего времени в виде растущего процента зависимостей разного рода среди подростков и взрослых. Таким образом, авторская основная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» создана как эстетически ориентированная и ориентирующая на творчество программа. Приоритетными направлениями являются художественно-эстетическое и развитие речи.

Сердцевину учебно-методических комплексов «ВеДеДо» составляют песни на стихи поэтов классиков и современных детских поэтов. Действие поэтического слова усиливается музыкой и художественными иллюстрациями к ним. Дети не просто воспринимают произведения искусства, но активно осваивают их через общение, игру, изобразительное, словесное творчество, музицирование, конструирование, макетирование. Образовательный процесс строится на реализации принципов добровольности, диалогического общения (личностно значимого для партнеров диалога), игры.

Приведем пример. УМК «Фейные сказки» (Музыка С.С. Коренблита, стихи К.Д. Бальмонта. Апробация пособия на экспериментальной площадке ИППД РАО). Ветерок Феи.

В сказке Фейной, тиховейной легкий майский ветерок – эти строки ложатся на легкий размеренный ритм песни-сказки «Ветерок Феи». Очень теплый, ласковый, каким бывает ветерок в конце весны, в зеленый месяц май.

В результате многократного прослушивания фонограммы инструментовки и самой песни Фейная сказка становится близка и привлекательна для детей. Под эту музыку дети любят изображать игру на музыкальных инструментах, например, на гитаре. Любят кружиться, пританцовывая. Кто-то, свернувшись клубочком, просто «слушает», «слушает музыку».

Взрослый при случае зачитывает строки поэтической сказки: – Ветерок нашептал мне пенье строк, бросил в пенье мне цветок. И умчался в мир безбрежный, в новой жажде красоты. Как красиво поэт Константин Бальмонт рассказал о ветерке, который Фее лунно-нежной принес гроздья роз. Хотите поиграть в эту сказку? Вот Фея лунно-нежная (игрушка-самоделка). А это – ветерок (голубой шарфик). Ветерок вился около Феи, а потом умчался. (Условное действие.) Как вы думаете, Фея огорчилась? (Размышления детей.) Не огорчайся, нежная Фея, ветерок вернулся, он принес тебе гроздья роз. (Условное действие.)

Детям предоставляется возможность поиграть с Феей и «Ветерком» самостоятельно, как хочется. Для этого взрослый раскладывает на столе несколько шарфиков и искусственных цветов. На стульях – элементы нарядов Феи и «Ветерка» для образных игр. Детали костюмов для принцев, разнообразных насекомых – персонажей игр для мальчиков.

Разворачивается игра. Дети принимают на себя роли (Королевы, Ветерка, Ветерка – рыцаря, Феи). (Плавно передвигаясь по группе с букетом роз, Рыцарь перед каждой девочкой встает на колено и преподносит цветок. Фея собирает пыльцу.)

У детей может возникнуть желание построить замок для Феи. Нарисовать волшебные цветы. (В их распоряжении материалы для самостоятельной изобразительной деятельности.) Вспомнить цветик – семицветик. Пофантазировать, какие желания можно загадать.

Взрослый подсаживаются к детям, во время звучания инструментовки читает стихотворение сказку К.Бальмонта «Ветерок Феи» и показывает иллюстрацию.

У детей может возникнуть желание создать на магнитной доске композицию «Цветочная поляна». После рисования дети подходят к взрослому, просят цветные магнитики. На доске начинают выкладывать цветочную поляну: ромашки, ландыш, какой-то волшебный цветок, тюльпаны. Коллективная композиция получается яркой, радующей, создающей весеннее настроение.

Деятельность детей сопровождается речевым общением. - Я Фея роз. - Где живет Фея роз? - Там. Далеко. В замке. - Фея роз, кто еще с тобой живет в замке? - Принц. – Я буду ее принцем. И т.д.

Многократно негромко звучит песня сказка, инструментовка.

Парциальная программа ВеДеДо предоставляет воспитателям, родителям, детям многообразие организационных форм образовательного процесса – индивидуальных, подгрупповых, фронтальных. Фейные сказки предназначены для «камерного» восприятия. Есть пособия и для коллективной деятельности. Например, Цветы. Это пособие специально направлено на развитие поэтического слуха и словесного творчества старших дошкольников. Имеет элементы прямого обучения (объяснения, примеры, творческие задания, оценка).

Предлагаемый УМК решает выдвинутые Стандартом задачи на материале песен о цветах. Песни написаны на стихи поэтов классиков. Содержат поэтическое описание цветов. Приобщение к этой высокой поэзии вводит детей в мир выразительных средств языка, развивает поэтический слух (восприятие этих выразительных средств). Песни – произведения искусства. Ими наслаждаются помимо каких бы то ни было дидактических задач. Их слушают на досуге, во время отдыха, на прогулке, по дороге в машине. Эмоциональный отклик на песню, поэтическое слово, изобразительное искусство – основная цель пособия. Песни слушают в непринужденной обстановке, в удобной для детей позе. Музыкальная миниатюра звучит для всех. Но откликнуться на нее могут не все дети. Это естественно. Здесь проявляется индивидуальность ребенка. Реализуется его право быть субъектом деятельности, субъектом образовательного процесса.

Знакомство с песнями имеет и вторую цель – обогатить опыт словесного творчества детей. Мы предлагаем организовать решение этой задачи в форме сюжетно-дидактической игры с продолжением «Мы – журналисты». Игра задает смысловой контекст непосредственно образовательной деятельности. Перекидывает мостик между организованной взрослым и самостоятельной деятельностью детей.

Песни о цветах – поэтические описания – требуют от детей высокого уровня эстетического развития. В стихах нет динамики, сюжета. Они построены на игре слов, сравнениях, образных выражениях. Чтобы почувствовать обворожительную романтику стиха, надо иметь опыт восприятия серьезной поэзии. Стихи не были написаны для детей. Приобщение к ним требует большого искусства от педагога. Найти момент, настроение, когда ребенок может откликнуться на это высокое искусство. Найти форму общения, которая поможет перекинуть мостик от восприятия к собственному словесному творчеству.

Песня «Первый ландыш» звучит прозрачно и светло, как прозрачен и воздушен сам цветок. Инструментовка поддерживает ощущение перезвона крошечных колокольчиков.

Педагог включает фонограмму инструментовки песни «Первый ландыш» и приглашает детей сесть за столы. (Дети знают, что они могут не принять приглашение и заниматься своими делами, если хочется.) Напоминает, что в прошлый раз играли в игру «Мы – журналисты». Интересуется, понравилась ли игра.

  • Журналисты ведут репортажи с разных интересных мест. Выпускают журналы. Предлагаю сделать свой иллюстрированный журнал о растениях ботанического сада – цветах. И первый репортаж – о ландыше. Послушайте о нем песню (включает фонограмму).
  • Песня написана композитором Станиславом Коренблитом на стихи русского поэта Афанасия Фета. Знаете ли вы, что отличает поэзию от других литературных жанров? Чем отличается стихотворение, например, от рассказа? (Рассуждения детей.)
  • Предлагаю сравнить стихотворение А.Фета и то же самое описание в прозе. (Зачитывает стихотворение и прозаический текст.) Разговор с ландышем

Подарок весны, первый ландыш, как прекрасны твои неяркие цветы – крошечные белоснежные колокольчики. Появившись на свет, ты просишь солнечных лучей. И щедро даришь восхитительный аромат. Благоухание, навевающее волшебные сны.

(Дети выражают свое отношение к услышанному.)

- И стихотворение, и прозаический текст описывают ландыш. А вот какой может быть сказка о ландыше. (Зачитывает.)

Одинокий лосенок

Деревенские ребятишки Настенка, Даренка, да Филиппок отправились по грибы, по ягоды. Долго бродили по лесу и набрели на потерявшегося лосенка. Лосенок потерял маму и горько плакал. Крупные соленые слезы капали на землю. Дети приютили лосенка. Обогрели, накормили молоком из соски. Оставили зимовать. А весной, когда малыш окреп, отправились в лес, выпускать лосенка на свободу. Пришли на старое место, а там – о чудо! – где капали горючие слезы лосенка, выросли белоснежные ландыши.

- Как вы понимаете, чем отличается сказка от описания или рассказа? (Рассуждения детей.)

- Сейчас мы для нашего журнала сочиним заметки. Описания, рассказы, сказки. Текст обязательно должен иметь название. Кто готов, говорите. А я запишу. (Детское сочинение может разворачиваться как процесс сотворчества – совместного творчества детей и взрослого.)

Затем дети рисуют иллюстрации в журнал, предварительно рассмотрев картинку иллюстрацию. Взрослый демонстрирует красивый альбом, в который будут помещать детские работы. Рисунки и тексты помещают в альбом не сразу. Дают высохнуть рисункам. Тексты набирают на компьютере. Когда работы готовы, их красиво располагают в альбоме. Вместе обсуждают, как лучше это сделать.

Мы не привели примера детских сочинений о ландыше: мы не смогли их записать. Но это первый шаг в работе над данным пособием, и ценна любая крупица детской фантазии. Как писал С.Л.Рубинштейн, «Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего-то нового, своего» [Рубинштейн, 1989, т. 1: 351].

И еще одно замечание из размышлений над Парциальной программой ВеДеДо. Академик Е.А.Ямбург, бессменный директор образовательного центра Школа Ямбурга, задал всем нам и себе вопрос:

– Ну, и в чем же, по-твоему, главный дефект современного воспитания, напрямую не связанный с общественно-политическим и нравственным контекстом?

- Тут не один дефект, а целая цепь взаимосвязанных ошибок, которые совершают сначала родители, буквально с младенчества своих детей, а затем вынужденно продолжают педагоги, не подозревающие о подлинных корнях тех новых явлений, с которыми они сегодня сталкиваются. Об ошибках нужно говорить конкретно, применительно к каждому возрастному этапу развития ребенка. Но если попытаться последовательно выстроить их результаты, то в обобщенном виде они выглядят следующим образом: эмоциональное недоразвитие – душевная черствость – нравственная глухота – духовная слепота [Ямбург 2011: 149 – 150].

Приобщая детей к высокой поэзии через УМК ВеДеДо мы вносим вклад в копилку детской эмоциональности, креативности, индивидуальности. В профилактику душевной черствости.

 

Литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2 Проблемы общей психологии / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т. 1 Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В.Давыдова и В.П.Зинченко. – М.: Педагогика, 1986.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, т. 1. – М.: Педагогика, 1989.

Фейные сказки. Методические советы для родителей и работников дошкольных образовательных учреждений (А.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова). Серия «Веселый День Дошкольника». Выпуск 15. М.: ИП Коренблит Ростислав Станиславович, 2014.

Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год