Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «Основы полового воспитания дошкольников»
Воспитание
Автор: Ковалева Светлана Николаевна   
12.02.2014 08:04

Консультация для воспитателей «Основы полового воспитания дошкольников»Подготовила воспитатель I квалификационной категории Ковалева Светлана Николаевна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение №54 «Искорка», г. Набережные Челны, 22 января 2014г.
Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий:
ПОЛ – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку).
ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – комплекс восптательных и просветительских воздействий на ребенка, направленный на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни.
ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ – составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношений полов, в основе которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения.
Родители и педагоги стремятся развить  у  детей прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы.
Отношение  и ученых и практиков к половому воспитанию неоднозначно. В  данной теме вообще очень много спорных вопросов. Одни считают целесообразным обсуждать полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение
(сведения о сексуальных отношениях полов и репродуктивных функциях человека). Они объясняют это тем, что данные представления пробуждают нездоровый интерес к теме, тогда как дошкольный возраст – наиболее «спокойный» период в сексуальном развитии.
Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Дело в том, что половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, помогает сознать и освоить некоторые обязанности, важные для предстоящей семейной жизни. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, - половая принадлежность.
Таким образом, половое развитие – результат не столько биологических особенностей пола, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей – членов семьи, а также воспитателей и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих  полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.
Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – образ будущей избранницы Отношения родителей служат моделью взаимоотношения полов.
Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к девочке, и в первую очередь, желание и способность защищать Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание необходимо уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному решению конфликтов.
Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Вряд ли, у мальчиков в семье, где мама – лидер, а папа пассивен, будут формироваться мужские черты характера.
То есть, работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны.
Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. Целесообразно поведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например,  подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого, прежде всего,  используются естественные  и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей.
Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации  этой цели – преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, театральная, трудовая и др.)

ОТВЕТЫ НА ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ
На протяжении многих веков люди рассматривали все, что связано с полом, как постыдное, не подлежащее обсуждению. И сегодня, дети получают  интересующие их  сведения преимущественно вне дома. А ведь приобретенная таким образом информация может отрицательно сказаться на отношении ребенка к полу, вызвать негативную реакцию, породить неверное представление о взаимоотношениях полов как о чем-то грязном. Следовательно, всю информацию. По вопросам пола родители и педагоги должны давать детям своевременно. Детей может интересовать очень многое: примерно с трех лет они задают вопросы об анатомических различиях полов, выясняют, откуда берутся дети и др.
Например:
- Мама родит девочек, а папа мальчиков?
- Мама, кто раньше родился: ты или я?
- Откуда я родился?                      и др.
Отвечая на «острые» вопросы детей, надо говорить правду, и только правду, на доступном их пониманию уровне. Это важно для сохранения доверия ребенка ко взрослым, создания иммунитета против искаженных и опошленных «уличных» сведений, выработки здорового и естественного отношения к полу. Содержание ответа должно быть интересным ребенку, побуждающим его и в следующий раз обратиться с вопросом к близким людям. Желательно, чтобы до поступления в школу ребенок уже располагал информацией о различиях полов и продолжения рода, полученной от родителей или педагогов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год