Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание
Автор: Прокофьева Наталья Михайловна   
05.09.2021 03:29

Взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе экономического воспитания детей дошкольного возрастаВзаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста

Переход нашей страны на рыночные отношения расширяет границы экономического влияния на семьи, в том числе, на семьи, где воспитываются дети дошкольного возраста. Семья является первой социальной средой, в которой ребенок знакомится с первичными понятиями экономических отношений, с потребностями и способами их удовлетворения. Поэтому именно от родителей и родственников, проживающих вместе с ребенком, во многом зависит экономическая культура дошкольников.

К сожалению, необходимость экономического воспитания дошкольников в семьях не всегда понятна родителям.

 

Экономическое воспитание ребенка в семье проявляется в виде бытовой деятельности домашних. Именно здесь ребенок замечает первые элементарные представления об экономии и начинает задавать вопросы: почему нельзя оставлять воду включенной, почему нужно выключать свет в комнате, в которой мы не сидим. Важно, чтобы взрослые помимо правильного ответа на такие вопросы ребенка, сами следовали примеру и следили за экономикой дома.

Семья способна знакомить детей с деньгами как мерой труда, начиная с 4-5 лет. Здесь же происходит воспитание разумных потребностей. Ребенок, знающий цены и разбирающийся в деньгах, может спокойно понимать, что ему важнее и что можно оставить на потом.

Экономическое воспитание дошкольника — это специально разработанная система работы воспитателя, направленная на формирование элементарных экономических знаний для удовлетворения дошкольников их интересов и реализацию их возможностей.

Современные изменения в российском обществе побуждают к развитию новых направлений в системе образования, в том числе экономического. Это обусловлено тем, что современного ребенка уже с первых лет его жизни окружает экономическая среда, что делает актуальным необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с первичными представлениями экономики и ее процессами в ближайшем окружении дошкольника.

Экономика стала необходимым направлением в дошкольном образовании для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка через изучение основ экономической культуры и включение его во "взрослую экономику".

А.И. Китов считает, что с переходом в рыночную экономику в нашей стране выросла потребность в экономических знаниях, на которые раньше не обращали внимание ни в семье, ни в образовательных учреждениях [3].

В исследованиях А.Д. Шатовой было выявлено, что дети дошкольного возраста способны соотносить экономические понятия с определенными жизненными ситуациями, что свидетельствует об ускорении экономической социализации современных дошкольников. В экономическом образовании важную роль автор отводит дошкольному образовательному учреждению и семье [4].

А.С. Белкин утверждает, что нравственные представления формируются в сознании через определенную последовательность нравственных поступков детьми дошкольного возраста [1].

Для решения данных проблем выдвигаются определенные педагогические задачи по экономическому воспитанию дошкольников:

  1. Формировать основные знания и понятия об основах экономического образования и культуры.
  2. Обучать детей правильному отношению к деньгам, разумному использованию, способам их получения.
  3. Дать представление о многогранности человеческих взаимоотношениях в пределах социально-экономической среды.
  4. Объяснить взаимосвязь между этикой и экономикой страны: труд взрослых, качество товаров, цена, стоимость.
  5. Развивать умение правильно относиться к рекламе, разбираться в ней.
  6. Развивать умение распределять свои потребность в разумных границах, уметь выделять существенное и нужное, от второго плана.
  7. Воспитывать нравственные качества такие, как бережливость, экономность, щедрость, честность и т.д.
  8. Воспитывать желание помогать взрослым, уважительно относиться к их труду, как основному продукту экономической среды.

Экономический опыт детей очень ограничен, поэтому перед родителями ставится задача — создание таких воспитательных ситуаций, которые способствуют обогащению нравственно-экономического опыта и привычек. Родители должны учить с раннего возраста детей осознавать стоимость вещей, которыми пользуются: одежда, предметы гигиены, игрушки, книги. Маленькие дети не должны привыкать к тому, что все сломанные игрушки или вещи заменяются новыми. Каждую вещь ребенок должен ценить, так как она создана трудом взрослых.

Н. Грама указывал, что понимание экономической грамоты обеспечивает единство содержания с постепенным усвоением и развитием элементарных экономических знаний, умений и навыков, которые должны усложняться в соответствии с возрастом детей [2].

Главная задача родителей — это сформировать основы экономического сознания у дошкольников как области разумного хозяйства, к участию которого должны привлекаться все живущие в доме с ребенком.

Таким образом, важность целесообразной работы детского сада и родителей воспитанников подтверждается тем, что именно семья является первичной средой экономического воспитания ребенка. Чтобы ребенок бережно относился к труду взрослых, к игрушкам и предметам в детском саду, родители должны воспитывать в нем эти качества дома, причем на это должны влиять не только родители, но и самые близкие люди — домочадцы и родственники, постоянно окружающие ребенка и несущие на него определенное влияние.

Список литературы

  1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192с.
  2. Грама, Н.Г. Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста /Н. Г. Грама. — М.: Наша школа, 2003. — №2. — С.58-62
  3. Китов, И.А. Экономическая психология / И.А. Китов. — М.: Экономика, 1987. — 303 с.
  4. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год