Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание
Автор: Прокофьева Наталья Михайловна   
05.09.2021 03:29

Взаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе экономического воспитания детей дошкольного возрастаВзаимодействие семьи и дошкольной организации в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста

Переход нашей страны на рыночные отношения расширяет границы экономического влияния на семьи, в том числе, на семьи, где воспитываются дети дошкольного возраста. Семья является первой социальной средой, в которой ребенок знакомится с первичными понятиями экономических отношений, с потребностями и способами их удовлетворения. Поэтому именно от родителей и родственников, проживающих вместе с ребенком, во многом зависит экономическая культура дошкольников.

К сожалению, необходимость экономического воспитания дошкольников в семьях не всегда понятна родителям.

 

Экономическое воспитание ребенка в семье проявляется в виде бытовой деятельности домашних. Именно здесь ребенок замечает первые элементарные представления об экономии и начинает задавать вопросы: почему нельзя оставлять воду включенной, почему нужно выключать свет в комнате, в которой мы не сидим. Важно, чтобы взрослые помимо правильного ответа на такие вопросы ребенка, сами следовали примеру и следили за экономикой дома.

Семья способна знакомить детей с деньгами как мерой труда, начиная с 4-5 лет. Здесь же происходит воспитание разумных потребностей. Ребенок, знающий цены и разбирающийся в деньгах, может спокойно понимать, что ему важнее и что можно оставить на потом.

Экономическое воспитание дошкольника — это специально разработанная система работы воспитателя, направленная на формирование элементарных экономических знаний для удовлетворения дошкольников их интересов и реализацию их возможностей.

Современные изменения в российском обществе побуждают к развитию новых направлений в системе образования, в том числе экономического. Это обусловлено тем, что современного ребенка уже с первых лет его жизни окружает экономическая среда, что делает актуальным необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с первичными представлениями экономики и ее процессами в ближайшем окружении дошкольника.

Экономика стала необходимым направлением в дошкольном образовании для формирования полноценной, всесторонне развитой личности ребенка через изучение основ экономической культуры и включение его во "взрослую экономику".

А.И. Китов считает, что с переходом в рыночную экономику в нашей стране выросла потребность в экономических знаниях, на которые раньше не обращали внимание ни в семье, ни в образовательных учреждениях [3].

В исследованиях А.Д. Шатовой было выявлено, что дети дошкольного возраста способны соотносить экономические понятия с определенными жизненными ситуациями, что свидетельствует об ускорении экономической социализации современных дошкольников. В экономическом образовании важную роль автор отводит дошкольному образовательному учреждению и семье [4].

А.С. Белкин утверждает, что нравственные представления формируются в сознании через определенную последовательность нравственных поступков детьми дошкольного возраста [1].

Для решения данных проблем выдвигаются определенные педагогические задачи по экономическому воспитанию дошкольников:

  1. Формировать основные знания и понятия об основах экономического образования и культуры.
  2. Обучать детей правильному отношению к деньгам, разумному использованию, способам их получения.
  3. Дать представление о многогранности человеческих взаимоотношениях в пределах социально-экономической среды.
  4. Объяснить взаимосвязь между этикой и экономикой страны: труд взрослых, качество товаров, цена, стоимость.
  5. Развивать умение правильно относиться к рекламе, разбираться в ней.
  6. Развивать умение распределять свои потребность в разумных границах, уметь выделять существенное и нужное, от второго плана.
  7. Воспитывать нравственные качества такие, как бережливость, экономность, щедрость, честность и т.д.
  8. Воспитывать желание помогать взрослым, уважительно относиться к их труду, как основному продукту экономической среды.

Экономический опыт детей очень ограничен, поэтому перед родителями ставится задача — создание таких воспитательных ситуаций, которые способствуют обогащению нравственно-экономического опыта и привычек. Родители должны учить с раннего возраста детей осознавать стоимость вещей, которыми пользуются: одежда, предметы гигиены, игрушки, книги. Маленькие дети не должны привыкать к тому, что все сломанные игрушки или вещи заменяются новыми. Каждую вещь ребенок должен ценить, так как она создана трудом взрослых.

Н. Грама указывал, что понимание экономической грамоты обеспечивает единство содержания с постепенным усвоением и развитием элементарных экономических знаний, умений и навыков, которые должны усложняться в соответствии с возрастом детей [2].

Главная задача родителей — это сформировать основы экономического сознания у дошкольников как области разумного хозяйства, к участию которого должны привлекаться все живущие в доме с ребенком.

Таким образом, важность целесообразной работы детского сада и родителей воспитанников подтверждается тем, что именно семья является первичной средой экономического воспитания ребенка. Чтобы ребенок бережно относился к труду взрослых, к игрушкам и предметам в детском саду, родители должны воспитывать в нем эти качества дома, причем на это должны влиять не только родители, но и самые близкие люди — домочадцы и родственники, постоянно окружающие ребенка и несущие на него определенное влияние.

Список литературы

  1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192с.
  2. Грама, Н.Г. Основы экономического воспитания детей дошкольного возраста /Н. Г. Грама. — М.: Наша школа, 2003. — №2. — С.58-62
  3. Китов, И.А. Экономическая психология / И.А. Китов. — М.: Экономика, 1987. — 303 с.
  4. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (213) выйдет
17 октября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год