Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни в соответствии с ФГОС ДО».
Воспитание
Автор: Шикалова Валентина Петровна   
28.10.2021 13:34

Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни в соответствии с ФГОС ДО».Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр по сенсорному воспитанию детей 3-го года жизни в соответствии с ФГОС ДО».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 7 г. Апатиты

Подготовила: воспитатель: Шикалова В.П. г. Апатиты

Сообщение из опыта работы:

Игра— это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» А. Сухомлинский.

В настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В ФГОС ДО складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное развитие.

 

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Цель: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.

В своей работе мы поставили и решали следующие задачи:

  1. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  2. формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  3. воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Игра — ведущая деятельность детей, она способствует физическому и духовному здоровью, является обширной информацией, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который позволит систематизировать накопленные знания, приобретать новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • три величины; большая, средняя, маленькая.

Основными средствами развития сенсорики у детей являются обследование, дидактические игры и упражнения.

Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Многие не знают цвет, форму, качества предмета. Связано это с резким омоложением современных родителей, которые, уделяя своим детям, любовь и ласку, забывают выступать как «активные партнеры» в деловом общении с ребенком, знающие, чего нужно добиться от ребенка, чему его научить.

В группе созданы условия для сенсорного развития и собрано большое количество пособий и материала для определения цветового спектра. Многие дидактические игры и пособия созданы своими руками, так например игра «Чудесные прищепки», «Волшебные бусы», «Разноцветная мозаика», «Чудесные цветы», «Укрась зайчика красивым бантиком», «Спрячь мышку», «Воздушные шары», «Улетающие шары», «Подбери по цвету» и т.д.

В своей работе используем разные виды дидактических игр, способствующих сенсорному развитию:

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

  1. «Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму).
  2. «Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их).
  3. «Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки).
  4. «Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины.

  1. «Сравни предметы по высоте».
  2. «Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам).
  3. «Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).
  4. «В какую коробку?» (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).
  5. «Дальше – ближе» (предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше).

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

  1. «Какого цвета не стало?»
  2. «Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета).
  3. (Шапочки и шарфики для мишуток»; «Куклы – растрепки и цветные бантики»; «Цветное чаепитие у Маши и Даши»; «Что нам стоит дом построить!»; «Всему свое место» и др.
  4. «Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки).

Помимо перечисленных дидактических игр для определения и закрепление цвета, величины, формы используем и другие виды игр:

  • игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Например, «Большие и маленькие», «Какой это формы», «Какой мяч больше?», «Волшебные макароны», «Протяни дорожку». Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами;
  • Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению, например, «Найди окошко для фигурки», «Узнай, кто спрятался», «Спрячь мышку, Зайку»;
  • Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось»;
  • Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, врача) или животных (волка, зайчика, котика), например, «Угости зайчика», «Поможем ежику», «Чудесные пуговицы».
  • Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть – «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше».
  • Игры – экспериментирования, направленные на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.

В группе собран материал на развитие тактильных ощущений. Используется большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. — сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений.

  1. «Чудесный мешочек».
  2. «Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному признаку).
  3. «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани).
  4. «Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).
  5. «Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).

При ознакомлении детей с сенсорными эталонами, используем игровые персонажи. Сказочные герои помогают детям освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов.

В сенсорном развитии ребенка важнейшее значение имеет и формирование чувственного опыта на основе образования у детей знаний о неживой природе, растениях, животных, доступных чувственному восприятию детей. Эффективность процесса формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста реализуется с помощью различных средств, в том числе и с помощью чувств. «смешивание цветов» при ознакомлении с цветом, «вкладыши» с формой и величиной.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Подбор игровых методов и приёмов, а также планирование всех видов деятельности построено на основных дидактических принципах с опорой на систематичность и последовательность, конкретные педагогические условия: возраст и уровень развития детей. Методы и приемы игровых технологий.

Важным принципом организации процесса развития является систематичность. Поэтому каждое игровое занятия я начинаю с пальчиковой гимнастики, или игр с текстом «все захлопали в ладоши», «мы хлопаем руками».

Использование игровых технологий позволяют говорить о результативности их использования:

  • повысилась любознательность, пытливость;
  • сформировались знания об определенных сенсорных эталонах;
  • дети овладевают рациональными приемами обследования;
  • дети активны при взаимодействии со взрослым;
  • проявляется желание творить;
  • повысился интерес к опытно — экспериментальной деятельности.

Из бесед с родителями было выявлено, что дома они мало обращают внимание детей на качественные признаки предметов. Поэтому возникла необходимость подготовить ряд консультаций, памяток, информационных бюллетеней по данной проблеме для родителей. На протяжении всей работы большое внимание уделялось детям с низким уровнем развития. Для них использовались игры с более упрощенным вариантом. Родителями этих детей давались советы. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания. В конце года была проведена итоговая диагностика. Результаты были успешными: дети с низким уровнем развития поднялись до среднего, а некоторые из детей — сразу на высший уровень.

Успешным результатам способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе.

Литература:

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под редакцией Л. А. Венгера.
  2. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Л. А. Венгер; Э. Г. Пилюгина; Н. Б. Венгер.
  3. Занятия по сенсорному воспитанию. Э. Г. Пилюгина.
  4. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников 1 – 7 лет. И. А. Лыкова.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год