Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проблема обеспечения социально-личностного воспитания
Воспитание
Автор: Лунева Таисия Петровна   
25.01.2011 12:54

Проблема обеспечения социально-личностного воспитанияИз данных многих социологов, психологов, а также из собственного опыта мы понимаем, что проблемы детства в наше время стоят очень остро. Мы, воспи-татели, должны построить воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы облегчить жизнь детей в детском саду. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которой он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Еще до начала реформ в программу были включены некоторые темы заня-тий, направленные в основном на патриотическое воспитание детей (раздел «Оз-накомление с явлениями общественной жизни»). Но этого мало. Чтобы быть уве-ренным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. Это возможно лишь тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, история его развития, духовное наследие и т. д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, мо-жет оказаться под угрозой государственность. Поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему жи-вому, нравственные и этические качества. Дошкольному учреждению принадле-жит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

Главная цель педагогической деятельности по социально- личностному воспитанию детей до-школьного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятель-ной, интеллектуально-развитой творческой личности. Социально- личностное развитие – это новая задача отечественной дошколь-ной педагогики. Цель социально-личностного воспитания как бы пересекается с целью патриотического. Патриотическое воспитание лишь создает определенные предпосылки социального поведения. Если цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., то есть определен-ное отношение к собственной стране, то социальное воспитание состоит в фор-мировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Социальное поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, - активно-сти, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т. п. Оно не сводимо также и к нравственному воспитанию и не является его прямым следствием. Социально- личностное воспитание можно рассматривать лишь как состав-ную часть одно из направлений социализации личности. В результате целенаправленного социально правового воспитания мы долж-ны сформировать у детей такое гражданское поведение, которое - Позволит ребенку правильно вести себя в природе и обществе (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая пози-ции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произ-вольного контролирования своего поведения и управления им). - Обеспечит ответственное отношение к себе и окружающим, к природе.

В результате систематической целенаправленной работы ребенок становится способен воспринимать и оценивать последствия собственных действий и дейст-вий других людей, а затем прогнозировать их, осознавать ответственность за со-вершаемые действия, в том числе экологическая ответственность за будущее пла-неты и людей, а также принимать других людей с особенностями их характера, религии, внешнего вида, привычек и т. п. и относиться с уважением и терпимо-стью к правам других людей. - Поможет сформировать у ребят первоначальные знания о жизни человека в со-обществах. Социально- личностное воспитание, целенаправленное, систематическое, по-строенное таким образом поможет сформировать высокие нравственные личност-ные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность сво-бодно осуществлять выбор, принимать решения. - Обеспечит ребенку коммуникативную компетентность (умение использовать переговоры, находить компромиссы, излагать ясно свои предложения. Вопро-сы, претензии и пожелания; применять голосование при решении коллектив-ных проблем; способность активно защищать свои права и права других лю-дей; умение выражать несогласие и отстаивать свои убеждения, то есть дети учатся вести себя по-разному с родными, близкими людьми и чужими, незна-комыми). - Правильно грамотно построенное социально-личностное развитие поможет детям самостоятельно находить и получать информацию из разных источников (книг, газет, журналов, ТВ, и радио, видео), анализировать и использовать ее, а также представлять информацию.

Социально-личностное развитие является непрерывным, и работа с детьми должна начинаться уже на ступени дошкольного образования. Необходимо соз-дать программу социально-личностного развития детей дошкольном возрасте, главной целью которой является формирование человека – члена общества, осоз-нающего личную ответственность за жизнь своей страны, активного участника его политического самоопределения. В настоящее время проблема социального воспитания очень актуальна. В программе социально-личностного развития детей есть рекомендации, по каким направлениям осуществлять работу воспитателя с детьми. В разделе «Стиль общения с детьми» предлагается детям после 5 лет прини-мать активное участие в обсуждении планов жизни группы, в целях выработки навыков принятия коллегиальных решений, что очень важно для последующего социального развития ребенка. В этом возрасте дети учатся нормативным спосо-бам решения проблем, например, голосованию (где меньшинство подчиняется большинству, но с уважением относится и реализовывать по мере возможности также и потребности меньшинства). Общение воспитателя с детьми строится на основе уважения, индивидуальности каждого. У детей старшего возраста усиливается внимание к сфере социальных от-ношений. Они уже могут понимать боль, обиду, радость и другие чувства другого человека, слушая рассказы и истории о людях, их поступках, переживаниях. Та-ким образом необходимо воспитывать в них ответственность за последствия их действий. Знакомство с правилами поведения, обеспечивающими безопасность не только самому, но и окружающим, а также оказание помощи детям в осознанном понимании проблем, связанных с состоянием природы и ее защиты дадут поло-жительный результат, если работа будет проводиться систематически, целена-правленно. Уже, начиная с младшего возраста, дети с помощью воспитателя получают информацию из книг, видеофильмов. В старшем дошкольном возрасте они уже могут самостоятельно найти информацию в энциклопедиях, справочниках. Эту проблему поднимает раздел «Навыки работы с информацией». Раздел «Нормы и традиции жизни группы» помогает каждому члену и сооб-ществу в целом жить комфортно и спокойно. Этому способствуют установившие-ся правила и традиции, которые желательно заложить в младшем возрасте (на-пример, любезное обращение детей друг к другу и взрослым, готовность помочь сверстнику, подождать товарищей при сборах на прогулку или на обед и др.). Не-обходимо создать обстановку в группе, чтобы ребенок был уверен, что его инте-ресы защищены определенными правилами, требованиями и запретами, которые неукоснительно выполняются всеми и по отношению ко всем.

Важно реализовать принцип равноправия, соблюдая при этом право личной собственности. В старшем возрасте надо использовать разные нормативные способы разре-шения конфликтных ситуаций: жребий при распределении ролей в игре, установ-ление очередности, использование считалки, подчинение большинству с учетом потребностей меньшинства и др. В старшем возрасте результативно осуществляется работа по воспитанию за-интересованного отношения к непохожим на нас самих людям и готовности при-нимать различия в их внешнем облике и привычках. Этому способствует раздел «Путешествия в разные страны. Дети планеты Земля», в котором даются пред-ставления о жизни людей в разных странах. Раздел «Сообщества» раскрывает необходимость учета интереса других и умение сдержать какие-то свои желания, настроения. В любом сообществе (семья, группа детского сада, женщины, мужчины…) существуют правила, которые по-могают каждому человеку спокойно и уверенно себя чувствовать, верить, что его здоровью и жизни ничего не угрожает (правила безопасности, гигиены, игры, правила поведения в общественных местах). Детям необходимо дать представление о том, что в обществе взрослых поми-мо правил действуют законы и их выполнение обязательно для всех в равной сте-пени. С детьми уже можно и нужно обсуждать, какие действия запрещены зако-ном и то, что за их нарушение могут оштрафовать или посадить в тюрьму – с це-лью воспитания понимания возможных последствий своих действий, поступков в более старшем возрасте. Эффективность программы «Социально-личностного воспитания» определя-ет не создание лишь определенных представлений и знаний, а самое главное, формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов, что обеспечивает развитие активной позиции личности. В конеч-ном итоге содержание социально-личностного развития (начиная с детского сада и продолжая в школе и дальше) приведет к тому, что люди нашей планеты станут ближе друг другу, благодаря формированию единого мирового экономического и информационного пространства, пробуждению экологического сознания и воз-никновению начал глобального мышления, наконец-то возникнет ощущение со-причастности жизни других людей, окрепнет взаимозависимость и взаимосвязан-ность люде нашей планеты.

 

Автор: Лунева Т.П.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год