Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дети с тяжелыми нарушениями речи. Их воспитание и обучение
Воспитание
Автор: Кошмар Анна Дмитриевна   
16.06.2025 12:12

Дети с тяжелыми нарушениями речи. Их воспитание и обучениеДети с тяжелыми нарушениями речи. Их воспитание и обучение

Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это группа стойких специфических отклонений в развитии речевой функции, которые наблюдаются у детей при сохранном физическом слухе и интеллектуальном развитии. К ТНР относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию при общем недоразвитии речи, заикание.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это отклонения в развитии речи у ребенка, которые могут быть обусловлены различными факторами, например, неврологическими заболеваниями, перенесенными травмами, нарушением слуха и другими. ТНР проявляются в трудностях в восприятии речи, формулировке мыслей, проблемах с чтением и письмом, что затрудняет не только обучение ребенка в детском саду или школе, но и его общение со сверстниками и взрослыми.

Внутренние и внешние причины ТНР у детей

Тяжелые нарушения речи могут быть вызваны внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными) факторами.

 

Внутренние факторы:

  • внутриутробная патология,
  • родовая травма,
  • курение, употребление алкоголя и наркотических веществ матерью,
  • психические расстройства матери,
  • наследственная предрасположенность,
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Внешние факторы:

  • неблагоприятные социально-бытовые условия, в которых растет ребенок,
  • подражание ребенка кому-то из членов семьи, имеющему проблемы с речью,
  • стресс у ребенка,
  • недостаточное общение с ребенком в семье.

Четыре уровня тяжелых нарушение речи у детей:

Первый уровень: ребенок не разговаривает, издает звуки, сопровождает их жестами и мимикой.

Второй уровень: ребенок разговаривает простыми общеупотребительными словами, его речь не соответствует возрастной норме.

Третий уровень: ребенок разговаривает развернутыми фразами, но у его речи есть выраженные признаки лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Четвертый уровень: у ребенка развернутая речь с элементами недоразвитого языкового аппарата.

Виды тяжелых нарушений речи

Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы с речью у детей могут быть вызваны совершенно различными причинами и проявляться могут по-разному. Наиболее распространенные виды ТНР:

  1. Дизартрия – это проблемы с произношением слов и звуков, вызванные нарушением координации моторных функций, ответственных за артикуляцию и голосовую функцию. Часто дизартрия является следствием поражения центральной нервной системы.
  2. Алалия моторная – это отсутствие устной речи, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам способен выражать свои мысли только с помощью мимики и жестов.
  3. Алалия сенсорная – это поражение сенсорных зон коры головного мозга, когда ребенок не понимает обращенную речь и может издавать только бессвязные звуки.
  4. Афазия – это нарушение способности понимать и произносить речь, а также способности читать и писать. Афазия обычно возникает вследствие повреждения мозга, вызванного, например, инсультом или травмой головы.
  5. Общее недоразвитие речи – это комплексное нарушение речевого развития, характеризующееся недостатком словарного запаса, грамматическими ошибками и другими нарушениями, связанными с формированием речевых навыков. Общее недоразвитие речи может быть вызвано различными генетическими факторами, а также неблагоприятной социальную средой, в которой находится ребенок, и отсутствием адекватной стимуляции ребенка к речи.
  6. Заикание – это повторение звуков, слов или фраз, затрудненное начало произношения слов и фраз, а также продолжительные паузы в речи. Заикание может возникнуть вследствие нарушений координации мышц речевого аппарата, а также в результате психологических факторов, например, стресса и тревожности.
  7. Ринолалия – это нарушение произношения звуков и изменения тембра голоса из-за дефектов речевого аппарата. Ринолалия может быть вызвана различными причинами, например, аномалией небных дуг или нарушениями нервных путей, ответственных за координацию речевых функций.

Особенности обучения детей с ТНР в ДОУ

Дети с ТНР часто имеют психологические особенности, которые напрямую связаны с их отставанием в речевом развитии. Такие дети бывают стеснительными и неуверенными в себе, поскольку им трудно сформулировать свои мысли и вступить в контакт с окружающими. Проблемы с социальным взаимодействием могут привести к социальной изоляции таких детей, а также быть причиной возникновения у них депрессии. Поэтому важно, чтобы педагоги, воспитатели и логопеды, работающие с детьми с ТНР, создавали поддерживающую обстановку в школе и ДОУ, а также обеспечивали индивидуальный подход к каждому ребенку.

В дошкольном возрасте речь у детей развивается очень быстро, поэтому важно проводить обследования детей с ТНР, что выявить речевые проблемы как можно раньше и начать лечение. Диагностику ТНР проводят с помощью тестирования детей, анкетирования родителей, наблюдения за ребенком во время игр и анализа его речевых ошибок.

Для успешной работы с детьми с ТНР необходима специальная подготовка педагогов, а также соблюдение требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривают коррекционную работу, психологическую поддержку и работу с родителями. Только комплексный подход и содействие педагогов могут помочь детям с ТНР преодолеть трудности в развитии речи и достичь успехов в учебе.

Приемы работы с детьми с ТНР

Существует множество приемов и методик работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые позволяют помочь детям с ТНР улучшить их речевые навыки и адаптироваться в социуме.

  • Один из основных приемов – индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети с ТНР могут иметь различные виды нарушений ТНР, поэтому необходимо учитывать персональные особенности детей с ТНР, и уже исходя из них выстраивать логопедическую и коррекционную работу с ТНР.
  • Игровая форма – использование игрушек, обучающих материалов и игр помогает улучшать речь ребенка и развить другие необходимые навыки.
  • При работе с детьми школьного возраста необходимо учитывать уровень их развития и выбирать задания, соответствующие их возможностям. Важно проводить занятия в форме диалога, разговора и дискуссии, стимулируя детей к общению и выражению своих мыслей и чувств.
  • Еще один прием – использование жестов, мимики и других невербальных средств коммуникации, чтобы помочь детям с ТНР сформулировать то, что они хотят сказать и объяснить. Кроме того, стоит поддерживать и поощрять детей с ТНР, чтобы укреплять их уверенность в себе и мотивировать к дальнейшей работе с речью.
  • В логопедии используются различные методики для более эффективной работы с детьми с ТНР: методики по развитию связной речи, методики фонетического развития, методики артикуляционной гимнастики и другие.

*

Работа воспитателя или педагога с детьми с ТНР — это сложный процесс, который требует терпения, творческого подхода и бережного отношения к каждому ребенку.

Литература.

  1. Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009
  2. Инклюзивная практика в дошкольном образованииПод ред. Волосовец Т.Вой Е.Н. – М.: Мозайка-Синтез, 2011.., Кутепов
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 22 (384) выйдет
21 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год