Дети с тяжелыми нарушениями речи. Их воспитание и обучение |
Воспитание | |||
Автор: Кошмар Анна Дмитриевна | |||
16.06.2025 12:12 | |||
Тяжелые нарушения речи (ТНР) — это группа стойких специфических отклонений в развитии речевой функции, которые наблюдаются у детей при сохранном физическом слухе и интеллектуальном развитии. К ТНР относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию при общем недоразвитии речи, заикание. Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это отклонения в развитии речи у ребенка, которые могут быть обусловлены различными факторами, например, неврологическими заболеваниями, перенесенными травмами, нарушением слуха и другими. ТНР проявляются в трудностях в восприятии речи, формулировке мыслей, проблемах с чтением и письмом, что затрудняет не только обучение ребенка в детском саду или школе, но и его общение со сверстниками и взрослыми. Внутренние и внешние причины ТНР у детей Тяжелые нарушения речи могут быть вызваны внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными) факторами.
Внутренние факторы:
Внешние факторы:
Четыре уровня тяжелых нарушение речи у детей: Первый уровень: ребенок не разговаривает, издает звуки, сопровождает их жестами и мимикой. Второй уровень: ребенок разговаривает простыми общеупотребительными словами, его речь не соответствует возрастной норме. Третий уровень: ребенок разговаривает развернутыми фразами, но у его речи есть выраженные признаки лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Четвертый уровень: у ребенка развернутая речь с элементами недоразвитого языкового аппарата. Виды тяжелых нарушений речи Дети с ТНР относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Проблемы с речью у детей могут быть вызваны совершенно различными причинами и проявляться могут по-разному. Наиболее распространенные виды ТНР:
Особенности обучения детей с ТНР в ДОУ Дети с ТНР часто имеют психологические особенности, которые напрямую связаны с их отставанием в речевом развитии. Такие дети бывают стеснительными и неуверенными в себе, поскольку им трудно сформулировать свои мысли и вступить в контакт с окружающими. Проблемы с социальным взаимодействием могут привести к социальной изоляции таких детей, а также быть причиной возникновения у них депрессии. Поэтому важно, чтобы педагоги, воспитатели и логопеды, работающие с детьми с ТНР, создавали поддерживающую обстановку в школе и ДОУ, а также обеспечивали индивидуальный подход к каждому ребенку. В дошкольном возрасте речь у детей развивается очень быстро, поэтому важно проводить обследования детей с ТНР, что выявить речевые проблемы как можно раньше и начать лечение. Диагностику ТНР проводят с помощью тестирования детей, анкетирования родителей, наблюдения за ребенком во время игр и анализа его речевых ошибок. Для успешной работы с детьми с ТНР необходима специальная подготовка педагогов, а также соблюдение требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС для детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) предусматривают коррекционную работу, психологическую поддержку и работу с родителями. Только комплексный подход и содействие педагогов могут помочь детям с ТНР преодолеть трудности в развитии речи и достичь успехов в учебе. Приемы работы с детьми с ТНР Существует множество приемов и методик работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые позволяют помочь детям с ТНР улучшить их речевые навыки и адаптироваться в социуме.
* Работа воспитателя или педагога с детьми с ТНР — это сложный процесс, который требует терпения, творческого подхода и бережного отношения к каждому ребенку. Литература.
|