Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Сказка и ее роль в воспитании детей с ОВЗ»
Воспитание
Автор: Орлова Ольга Юлиевна   
10.02.2024 16:13

«Сказка и ее роль в воспитании детей с ОВЗ»«Сказка и ее роль в воспитании детей с ОВЗ»

«В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них»

Дошкольный возраст — это важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного “я” и своей выгоды? Ребенок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не легкие проблемы. Каким вырастет этот ребенок? Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Это зависит какой взрослый или педагог будет рядом с ним.

Потому что духовно — нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

 

Сформировать у детей с ОВЗ позитивное мировоззрение и сделать его достаточно устойчивым, возможно, но это требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Богатым источником нравственных принципов и моральных норм можно считать сказки: эти произведения фольклора созданы многими поколениями людей, а значит, вобрали в себя народную мудрость, выработанную в веках. Сказки рассказывались детям на протяжение многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании детей. Наряду с такими видами фольклора, как пословицы и поговорки, сказки аккумулируют в себе жизненный опыт и моральные принципы многих поколений.

Но помимо этого, сказки также прививают детям чувство прекрасного, со-держат в себе не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Читая сказку, ребенок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, и в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость – понятия отрицательные, а герои, которые лгут или предают друзей, вызывают у ребенка негативную реакцию. Таким образом, словом «красивый» воспитанник начинает определять благородный, нравственный поступок, а словом «некрасивый» — поступок, противоречащий принципам морали.

Не секрет, что дети, следя за развитием событий в сказке, отождествляют себя с тем или иным из героев этого произведения. Таким образом они учатся вставать на сторону добра и справедливости, стараются быть похожими на любимых героев, подражая их поступкам и перенимая те нормы морали, следование которым заложено в образах героев. Сказка также учит ребенка оценивать поступки героев, определять, какие из персонажей могут быть названы положительными, а какие – отрицательными.

Цель сказки — не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. В каждой сказке есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ( «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется ( «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется ( «Бобовое зернышко»)..

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Основной формой является чтение сказки. Одним из главных требований является ее выразительность речи, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Читать сказку следует неторопливо, выразительно, как бы отвлекаясь от реальной обстановки, в которой проходит непосредственная образовательная деятельность. Но в работе с младшими дошкольниками сказку лучше рассказывать наизусть. Это вызывает особый у детей интерес. Рассказывая сказку, может видеть лица детей, оценивать их реакцию, а используя мимику и жесты для большей убедительности, образности восприятия происходящего действия, сюжета, ситуации, повышать ее художественно — образную значимость.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

Из всего этого следует: духовно-нравственное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказка благотворно влияет на психологическое здоровье ребенка и играет важную роль в воспитании детей с ОВЗ

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом но и сердцем.

Автор статьи: Воспитатель Орлова Ольга Юлиевна МБДОУ ДС №67 г Таганрог.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год