Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья «Дидактические игры и их значение для процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Воспитание
Автор: Зубцова Елена Сергеевна   
03.02.2022 17:28

Статья «Дидактические игры и их значение для процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»Статья «Дидактические игры и их значение для процесса сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель МБДОУ детского сада №63 «Яблонька» Зубцова Елена Сергеевна Г. Нижний Новгород

В практике дошкольного образования игровая деятельность как ведущая для дошкольного возраста используется как на занятиях, так и в свободное время детей. По мнению А.П. Усовой, игра может рассматриваться с разных сторон: во-первых, она является средством воспитательно-образовательной работы, в процессе которой дети получают определенные знания и умения, развивают необходимые качества и способности; во-вторых, игра представляет собой форму организации жизни и деятельности дошкольников, благодаря которой создаются детские коллективы, между детьми складываются определенные отношения, симпатии и антипатии, интересы и склонности. В игре дети удовлетворяют основные потребности и запросы, открывают для себя новое в окружающем мире, овладевая навыками, которые необходимы для жизни.

 

Все игры можно разделить на определенные группы. Существуют различные игровые классификации, но наиболее распространенной в настоящее время является классификация игр, предложенная С.Л. Новоселовой. В соответствии с ней, все игры можно разделить на три группы в зависимости от того, по чьей инициативе она возникает. Поэтому первую группу составляют игры, в основе которых лежит инициатива ребенка (самостоятельные игры). К ним относятся игры экспериментирования и самостоятельные сюжетные игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные). Вторая группа включает игры, которые организованы по инициативе взрослого. Сюда можно отнести обучающие игры, в том числе дидактические, сюжетно-дидактические и подвижные, и досуговые игры (игры-забавы и развлечения, праздничные игры и др.). К третьей группе относятся игры, являющиеся продолжением исторически сложившихся народных традиций. Эти игры могут возникать по инициативе как взрослого, так и ребенка.

В нашем исследовании мы хотели бы подробнее рассмотреть дидактические игры, так как этот вид игр наиболее целесообразно использовать в качестве средства сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Этот вид обычно включается в группу игр, организованных по инициативе взрослого.

Характеристика дидактических игр как особого вида игровой деятельности детей наиболее подробно представлена в работах А.К. Бондаренко, А.Н. Давидчук, Л.Г. Селиховой, А.И. Сорокиной, Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной и др.

А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова рассматривают дидактическую игру как деятельность, специально организованную взрослым для решения различных задач развития дошкольников с учетом их потребностей, интересов и возможностей. По мнению А.И. Сорокиной, дидактическая игра – это игра познавательная, она направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. А.К. Бондаренко считает, что значение дидактической игры заключается в 23 том, что она обогащает чувственный опыт ребенка и развивает его умственные способности, в том числе умения сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы и умозаключения.

Н.Ф. Губанова отмечает, что дидактическая игра является игрой обучающей, но учебная задача в этих играх скрыта от ребенка, а на первый план выступает игровая деятельность. Решение задач развития и воспитания можно рассматривать как побочный продукт игровой деятельности, тогда как главное в дидактической игре – достижение игрового результата. С.А. Козлова видит отличительную особенность дидактических игр в том, что в ней дошкольники могут обучаться в ходе активной и интересной для них деятельности.

В структуре дидактической игры выделяются определенные компоненты, к которым относятся обучающая задача, игровая задача, игровые действия и игровые правила. Обучающая задача позволяет педагогу достичь учебных результатов в игре, развивать у детей различные качества, закреплять умения и навыки и т. д. Непосредственно перед детьми ставится игровая задача, то есть им сообщается о необходимости выполнения конкретных практических заданий в ходе игры. Игровые действия представляют собой способ поведения в игре, дающий возможность реализовать игровую задачу. Игровые правила ограничивают активность ребенка в игре и обеспечивают реализацию игрового содержания. Все компоненты дидактической игры взаимосвязаны и не могут существовать обособленно друг от друга.

В дошкольной педагогике существуют несколько классификаций дидактических игр. Наиболее распространено деление игр на три группы: дидактические игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Характеризуя игры с предметами, можно отметить, что в качестве предметов можно использовать игрушки, реальные предметы, объекты природы и многое другое. В процессе игр с предметами решаются различные образовательные задачи, в том числе развитие мышления, речи, 24 расширение знаний и умений детей. Игры, предназначенные для детей младшего возраста, могут быть направлены на совершенствование мелкой моторики руки и зрительной координации своих действий. В старшем дошкольном возрасте дидактические игры служат средством развития навыков согласования движений предплечья, кисти и пальцев рук и осуществления за ними зрительного контроля, что является важным этапом подготовки к школьному обучению.

Настольно-печатные игры могут быть достаточно разнообразны по содержанию, дидактическим задачам и оформлению. Играя, дети расширяют кругозор, знакомятся с предметами и объектами окружающего мира, развивают внимание, память, логическое мышление и речь. Среди настольнопечатных выделяют игры типа «Домино», типа «Лото», типа «Лабиринт» и разные виды разрезных картинок. Данный вид игр широко применяется и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.

Словесные игры отличаются тем, что игровое действие осуществляется без опоры на наглядность, а производится только в мыслительном плане. Эти игры требуют от ребенка определенного уровня развития речи, поэтому они чаще используются в среднем и старшем дошкольном возрасте. К словесным играм относятся загадки, перевертыши, прибаутки, потешки. В старшем возрасте дети учатся подбирать слова по различным признакам, различать реальные и нереальные ситуации, высказывать предположения, сочинять рассказы и сказки. Оказывая положительное влияние на речевое развитие, словесные игры стимулируют развитие воображения и фантазии, памяти, образного и логического мышления.

А.И. Давидчук, Л.Г. Селихова предлагают классификацию дидактических игр, основанием которой являются их характерные особенности. В соответствии с данным положением авторы выделяют игры с дидактическими материалами и развивающие игры с правилами. Развивающий эффект первой группы игр зависит от содержания и материала, который используется в игре. В дидактических играх возможно применение 25 самых разных материалов, но все они могут быть объединены в две большие подгруппы. К первой подгруппе относятся материалы, которые дают детям возможность активно использовать их в самостоятельной деятельности (сюжетно-дидактические игрушки, конструкторы, природный материал, полуфабрикаты и др.). В процессе работы с такими материалами дети могут выполнять различные действия, а также экспериментировать с ними.

Во вторую подгруппу включены материалы, специально созданные для развития тех или иных умений детей. Их особенностью является то, что способ действий с ними определен заранее, а ребенок учится этому способу и должен достичь заданного результата. К данным материалам можно отнести различные вкладыши, кубики, мозаики и др.

Особое место в классификации занимают дидактические материалы, в основе действий, с которыми лежит принцип автодидактизма. Особенность игр данного типа заключается в том, что в процессе игровой деятельности дошкольник сам осваивает определенные действия и контролирует полученный результат. Такие игры стимулируют развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными склонностями и способностями. Существуют также игры с универсальными материалами, например, логические блоки Дьенеша, способствующие активному развитию мышления ребенка, а также игры типа пазлов.

Вторая группа игр – дидактические игры с правилами – отличаются тем, что в них есть обязательные для всех правила, которые определяют игровые действия и взаимоотношения детей в игре. Среди дидактических игр с правилами А.Н. Давидчук и Л.Г. Селихова выделяют игры типа «лото», «домино» и маршрутные игры. Результатом игры с правилами является выигрыш одного из участников, поэтому дошкольники начинают понимать необходимость сравнения своих результатов с другими и ориентироваться на выигрыш, а это, в свою очередь, приводит к появлению состязательных отношений в игре. Поэтому можно сказать, что дети в игре с правилами осваивают одну из форм совместной деятельности, что является 26 необходимым условием для их дальнейшего социального развития.

А.И. Сорокина предлагает классификацию дидактических игр, в основе которой положены особенности игровой деятельности детей. Соответственно, автор предлагает выделять следующие виды игр: игры путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-предположения, игры беседы (диалоги). Наиболее интересным для детей видом можно назвать игры-путешествия, которые, с одной стороны, имеют сходство со сказкой, а с другой – способствуют удовлетворению познавательных потребностей ребенка. Игра-поручение имеет те же структурные компоненты, что и игра-путешествие, но она проще по содержанию и короче по продолжительности. В таких играх ребенку предлагается что-то сделать, то есть выполнить поручение, например, разложить карточки по цвету или размеру и т. д. В играх-предположениях необходимо ответить на вопрос: «Что было бы, если…?», – то есть высказать предположение в соответствии с заданными условиями и обстоятельствами. Особенностью игр-загадок является логическая задача, разгадывание которой способствует развитию у ребенка умения анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы и умозаключения. Игры-беседы – это особый вид, в основе которых лежит общение педагога с детьми, которое имеет характер игрового обучения и игровой деятельности. Иногда воспитатель в игре-беседе может обращаться к детям от имени какого-либо игрового персонажа. В такой игре дошкольники учатся слушать и слышать вопросы педагога и сверстников, дополнять уже сказанное, высказывать свои суждения, то есть активно решать поставленную игровую задачу.

Дидактические игры активно используются в практике дошкольного образования. Применение дидактической игры как средства сенсорного воспитания дошкольника наиболее подробно рассматривается в трудах Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной. По мнению авторов, использование специально разработанных дидактических пособий, проведение дидактических игр и упражнений является наиболее удобным средством 27 сенсорного воспитанием детей дошкольного возраста и гармонично сочетается с другими видами деятельности.

Авторы разработали систему дидактических игр и упражнений, предназначенных для решения наиболее важных задач сенсорного воспитания: ознакомление с сенсорными эталонами и совершенствование умений обследовать предметы. В предлагаемой системе все игры и упражнения сгруппированы по возрастным группам, а в каждой группе – по видам внешних свойств предметов, а также по степени сложности.

Игры для детей от одного года до трех лет направлены на обогащение сенсорного опыта ребенка. К трем годам дошкольники постепенно овладевают умениями группировать однородные предметы по величине, форме и цвету, причем объединение в группы может осуществляться как по одному признаку (цвет), так и по двум признакам (величина, форма) одновременно. Для этого можно использовать игры с различными вкладышами, нанизывать бусы разных форм и цветов, собирать мозаики по готовому образцу и т. д.

Возраст трех лет можно определить как новый этап в сенсорном воспитании ребенка, так как в этот период происходит усвоение и активное использование сенсорных эталонов. Дидактические игры и упражнения, предназначенные для детей младшего дошкольного возраста, направлены на ознакомление с основными цветами, геометрическими формами, а также на развитие умения сравнивать предметы по величине. Особое внимание обращается на то, чтобы ребенок умел правильно употреблять названия свойств предметов и применять полученные знания на практике. Также в процессе ознакомления с сенсорными эталонами дошкольники постепенно овладевают умениями обследовать предметы. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина в качестве плана для осуществления обследовательских действий предлагают использовать модель, разработанную Н.А. Сакулиной, в которой выделяются следующие этапы:

  1. целостное восприятие предмета;
  2. анализ предмета (выделение характерных особенностей, определение формы отдельных частей, сравнение их с соответствующими геометрическими фигурами);
  3. непосредственно обследование предмета, включающее обводящие движения с одновременным проговариванием;
  4. повторное целостное восприятие предмета;
  5. построение модели предмета (если это необходимо).

В ходе работы по ознакомлению с цветом сначала происходит накопление представлений детей об основных цветах. В дальнейшем работа усложняется, дошкольники знакомятся с цветовыми эталонами, причем применяются все семь основных цветов, а также белый и черный. Примером дидактических игр, направленных на знакомство с цветом, могут служить игры «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Живое домино» и др. В дальнейшем детей начинают знакомить с оттенками цвета (темный – светлый), для чего используются такие игры, как «Окраска воды», «Украсим елочку», «У кого какое платье?» и др. Педагог обращает внимание детей на сочетания цветов, то есть подходят друг другу цвета или нет.

К трем годам дошкольники уже имеют некоторые представления о форме и величине, поэтому, начиная с трех лет, их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник). Дети должны усвоить внешнюю форму предметов и запоминать их названия. В процессе выполнения заданий ребенок учится подбирать к определенной геометрической фигуре предметы и их изображения соответствующей формы, причем обращать внимание необходимо именно на геометрическую фигуру как образец. Для ознакомления детей с формой предметов предлагается использовать игры «Какие бывают фигуры?», «Подбери фигуру», «Кому какая форма?», «Найди предмет такой же формы» и др.

Ознакомление с величиной детей младшего дошкольного возраста происходит с обучения сравнению трех однородных предметов, а в 29 дальнейшем дети учатся сравнивать пять предметов. Дидактические игры данной группы направлены не только на формирование у дошкольников представлений о величине предметов, но и на овладение умением обозначать эти отношения словами (больше, меньше, самый большой). Знакомство с величиной предполагает использование таких игр, как «Башня», «Построим лесенку», «Соберем пирамидку», «Найди такое же колечко» и др. Постепенно в процессе игр ребенок учится определять и подбирать предметы одинаковой величины по заданному образцу, что способствует развитию глазомера. Для этого предназначены игры «Сделаем столбики», «Сбор фруктов» и др.

Разработанные дидактических игры и упражнения могут использоваться на занятиях или в свободной деятельности детей. Предложенная система носит групповой характер и требует руководства со стороны педагога. В начале игры воспитатель показывает предметы и объясняет действия с ними, затем предлагает выполнить задание детям. Сам процесс игры также требует внимания педагога, так как дошкольники иногда, столкнувшись с трудностями, начинают проявлять отрицательные эмоции и бросают игру. Поэтому необходимо заботиться о создании в игре комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, поддерживать тех, у кого что-либо не получается, воспитывать стремление преодолевать трудности, добиваться желаемого результата. Кроме того, воспитателю требуется удерживать внимание детей, объясняя им игровые правила, демонстрируя последовательность действий и правила их выполнения. При выполнении всех перечисленных условий дидактическая игра будет особенно результативной.

Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Наиболее подробная система дидактических игр и упражнений, предназначенная для развития сенсорной культуры дошкольника, была разработана Л.А. Венегром и Э.Г. Пилюгиной. Предполагается, что в младшем дошкольном возрасте дети 30 знакомятся с основными цветами солнечного спектра, а также с черным и белым цветами, с геометрическими фигурами (овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), а также с величиной предметов (больше, меньше, самый большой). Овладение сенсорными эталонами включает не только узнавание свойств предметов, но и правильное их называние. В ходе игровой деятельности дети получают знания о свойствах и качествах окружающих предметов, которые им необходимы для дальнейшей жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год