Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Технология полоролевого воспитания дошкольников.
Воспитание
Автор: Халевина Оксана Михайловна   
03.12.2020 17:14

Технология полоролевого воспитания дошкольников.Технология полоролевого воспитания дошкольников.

Халевина Оксана Михайловна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия

Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия.

Анализ научных исследований Л.В. Абдульмановой, О.В. Дыбиной, С.А. Козловой, М.В. Корепановой, И.Э. Куликовской, В.И. Ляскало, Л.А. Парамоновой, Т.Н. Тарановой и Р.М. Чумичевой позволил определить логику построения технологии полоролевого воспитания дошкольников. Она представляет собой определенный педагогический алгоритм, обеспечивающий достижение достаточного уровня полоролевой воспитанности:

  • обнаружение ребенком своего мужского (женского) образа
  • опознание его свойств и характеристик
  • отождествление со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола
  • отношение к себе и другому как представителю пола
  • открытие смысла полоролевого поведения для себя
  • осознание его значимости в жизни людей
  • определение или сознательный выбор личностью мужской (женской) позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах и ситуациях.

Первая и вторая составляющая педагогического алгоритма реализуются в интеллектуально-познавательной и игровой формах организации жизнедеятельности детей и представлено тематическими занятиями.

 

В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста можно проводить следующие занятия: «Кто такие мальчики и девочки?», «Мальчики и девочки -разные и похожие», «Одежда мальчиков, одежда девочек».

Дидактические игры «Кто что носит», «Наши прически», «Кто что делает»; игры-состязания «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»: игры-занятия с куклами «Накормим куклу Дашу», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Куклы встречают гостей»; сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «У нас гости», «Поход в магазин всей семьей», «Детский сад»; подвижные игры «Утка и утята», «Сокол и лебедушка»; моделирование жизненно значимой ситуации «Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия?»

В группах младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать символические игры. Например, в игре «Кто живет в сердце мальчика (девочки)» детям предлагаются карточки-символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.д; дети отбирают те, которые обозначали ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. Данные символические изображения позволяют доступным способом сформировать у младших дошкольников представления о качествах мужественности (женственности).

У детей старшего школьного возраста для формирования представления о видовой, родовой, половой принадлежности, умение аргументировать их по существенным признакам. Для этого используются следующие тематические занятия: «Мальчики и девочки — сходство и отличие», «Увлечения мальчиков и девочек», «Семейные традиции», «Правила этикета» и др.

В данном виде занятий применяются особые методы и приемы:

  • игры-состязания ( «Кто составит мини-рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и тд.»
  • дидактические игры ( «Мама в семье и на работе», «Мое настроение», «Кем я буду и каким?»)
  • символические игры ( «Ты кто?», «Узнай по описанию»)
  • проектирование ситуаций, произошедших ранее с детьми, где они проектируют возможную социальную ситуацию ( «Случай на прогулке», «Мамин помощник», «Девичьи слезы»).

Личный опыт детей активизируется с помощью вопросов: «Как ты относишься к своей маленькой сестренке?», «Играешь ли с ней?», «Ухаживаешь ли за ней?», «Помогаешь ли ты маме/папе?», «Делаешь ли им приятное?».

Третья и четвертая составляющие технологии полоролевого воспитания реализуется в процессе диалога.

В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста используются следующие методы и приемы:

  • беседы-диалоги об эталоне мужской и женской красоты ( «Что любят девочки? Что любят мальчики?», «Я как мама, я как папа») на примере сказок, произведений художественной литературы, пословиц, поговорок, иллюстраций к сказкам. Примером служили отрывки и сказок и иллюстрации к ним: «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и ленивица», «Храбрый мальчик».
  • проблемные ситуации, способствующие накоплению полоролевого опыта ( «Бабушка заболела», «Девочка-ревушка»)
  • игровые задания и ситуации ( «Что я люблю?», «На кого я хочу быть похожим?», «Мама устала», «Как порадовать папу?»).

Диалоговая форма организации деятельности детей старшего дошкольного возраста представлена следующими тематическими занятиями: «О чем мечтают мальчики? О чем мечтают девочки?», «Кем я стану». В данном виде занятий используются следующие методы и приемы:

  • диалоговые методы (вопросы: «Кто такие настоящая женщина и настоящий мужчина?»; диалог с самим собой ( «Кем я буду и каким?», «Что я хочу в себе изменить?»)
  • диалогово — побуждающие методы ( «Собери в чемодан свои лучшие качества», «Мне нравится — не нравится в себе». Данные методы обеспечивают развитие активной позиции девочки (мальчика).
  • коммуникативные методы ( «Подскажи на ушко, «Сделай комплимент».)
  • метод диалога с произведением искусства «Если бы я был в картине…» (О чем бы я узнал? О чем бы спросил героев картины? Как бы поступил?).

Использование произведений изобразительного искусства позволяет формировать эстетические представления о человеке, женщине и мужчине, полоролевом поведении, мужском и женском этикете.

Пятая и шестая составляющие педагогического алгоритма.

Рефлексивно-игровая модель деятельности направлена на развитие потребности в самореализации, становление культуры личности и полоролевой культуры. Логика построения модели:

  • рефлексия по поводу конкретной ситуации ( «Мальчик обидел девочку», «Девочка нагрубила маме», «Девочка — неряха»)
  • мозговой штурм и коммуникация по проблеме, возникшей ситуации ( «Что вы об этом думаете?», «Как вы предлагаете разрешить ее?», «Какова ваша позиция в ней?»)
  • коммуникации по предложенным моделям сценария (сюжетно-ролевая игра «Поездка в транспорте».)

В ходе реализации рефлексивно-игровой модели деятельности используются рефлексивно-диалоговые методы:

  • упражнения, направленные на развитие полового самосознания ( «Я девочка, и поэтому…», «Девочки должны…», «Мальчики должны уметь…»
  • упражнения, развивающие навык самоанализа ( «Мне грустно, потому что…», «Мне бывает страшно, когда..», «Больше всего я люблю…»)
  • упражнения, направленные на развитие целеустремленности ( «Когда я вырасту, я…», «Когда я буду мамой (папой), я…»)
  • на развитие активности ( «Предложи свой выход из ситуации», «Я догадался об этом, потому что…»).

Седьмая составляющая технологии полоролевого воспитания реализовывается в игровой, театрализованной, экспериментальной, проблемно-поисковой формах организации жизнедеятельности детей.

Игровая форма организации жизнедеятельности ребенка осуществляется с помощью следующих методов:

  • состязательных игр ( «Маленькая хозяйка», «Модница», «Самый умный», «Дружная семья»)
  • сюжетно-ролевые игры ( «Дочки-матери», «Ожидаем гостей», «В семье именины»)
  • игры с элементами театральной педагогики, проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми ( «Неприятности за столом», «Мы в театре», «Маленькая помощница»; мальчики и девочки выбирают роли как своего, так и противоположного пола)
  • фольклорные игры ( «Царевна-королевна», «В хороводе были мы», «Утка»). В ходе фольклорных игр дети усваивали нормы полоролевого поведения, основные черты, характерные для носителя того или иного пола.

В экспериментальной форме организации деятельности содержания полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте реализовываются на следующих тематических занятиях ( «Мальчики — юные помощники», «Как стать настоящим мастером?», «Девочки-маленькие хозяюшки», «Мужская и женская работа»). Данная форма организации деятельности дошкольников предполагала ознакомление с мужским и женским трудом, что позволяет ребенку входить в мир социальных отношений.

Технология полоролевого воспитания требует от педагога умения вести за собой детей, позволив им делать самостоятельный выбор, подготовленный не педагогом, а всем содержанием деятельности. Идея самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия ребенка – одна из основных задач данной технологии.

Список литературы

  1. Абрашитова, Л. В. Половое воспитание дошкольников. / Дошкольная педагогика. — 2009.
  2. Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мальчики и девочки. / Дошкольное образование. — 2011. — № 13
  3. Мухоморина, Л. Г. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. / C.: Крымское учебное государственное издательство, 2001.
  4. Соломенкова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие/ М.: Айрис- пресс, 2006.
  5. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учереждения. / М.: Центр педагогического образования, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год