Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология полоролевого воспитания дошкольников.
Воспитание
Автор: Халевина Оксана Михайловна   
03.12.2020 17:14

Технология полоролевого воспитания дошкольников.Технология полоролевого воспитания дошкольников.

Халевина Оксана Михайловна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия

Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия.

Анализ научных исследований Л.В. Абдульмановой, О.В. Дыбиной, С.А. Козловой, М.В. Корепановой, И.Э. Куликовской, В.И. Ляскало, Л.А. Парамоновой, Т.Н. Тарановой и Р.М. Чумичевой позволил определить логику построения технологии полоролевого воспитания дошкольников. Она представляет собой определенный педагогический алгоритм, обеспечивающий достижение достаточного уровня полоролевой воспитанности:

  • обнаружение ребенком своего мужского (женского) образа
  • опознание его свойств и характеристик
  • отождествление со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола
  • отношение к себе и другому как представителю пола
  • открытие смысла полоролевого поведения для себя
  • осознание его значимости в жизни людей
  • определение или сознательный выбор личностью мужской (женской) позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах и ситуациях.

Первая и вторая составляющая педагогического алгоритма реализуются в интеллектуально-познавательной и игровой формах организации жизнедеятельности детей и представлено тематическими занятиями.

 

В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста можно проводить следующие занятия: «Кто такие мальчики и девочки?», «Мальчики и девочки -разные и похожие», «Одежда мальчиков, одежда девочек».

Дидактические игры «Кто что носит», «Наши прически», «Кто что делает»; игры-состязания «Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»: игры-занятия с куклами «Накормим куклу Дашу», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Куклы встречают гостей»; сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «У нас гости», «Поход в магазин всей семьей», «Детский сад»; подвижные игры «Утка и утята», «Сокол и лебедушка»; моделирование жизненно значимой ситуации «Ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия?»

В группах младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать символические игры. Например, в игре «Кто живет в сердце мальчика (девочки)» детям предлагаются карточки-символы: добра, красоты, честности, смелости, силы и т.д; дети отбирают те, которые обозначали ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. Данные символические изображения позволяют доступным способом сформировать у младших дошкольников представления о качествах мужественности (женственности).

У детей старшего школьного возраста для формирования представления о видовой, родовой, половой принадлежности, умение аргументировать их по существенным признакам. Для этого используются следующие тематические занятия: «Мальчики и девочки — сходство и отличие», «Увлечения мальчиков и девочек», «Семейные традиции», «Правила этикета» и др.

В данном виде занятий применяются особые методы и приемы:

  • игры-состязания ( «Кто составит мини-рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и тд.»
  • дидактические игры ( «Мама в семье и на работе», «Мое настроение», «Кем я буду и каким?»)
  • символические игры ( «Ты кто?», «Узнай по описанию»)
  • проектирование ситуаций, произошедших ранее с детьми, где они проектируют возможную социальную ситуацию ( «Случай на прогулке», «Мамин помощник», «Девичьи слезы»).

Личный опыт детей активизируется с помощью вопросов: «Как ты относишься к своей маленькой сестренке?», «Играешь ли с ней?», «Ухаживаешь ли за ней?», «Помогаешь ли ты маме/папе?», «Делаешь ли им приятное?».

Третья и четвертая составляющие технологии полоролевого воспитания реализуется в процессе диалога.

В группах детей младшего и среднего дошкольного возраста используются следующие методы и приемы:

  • беседы-диалоги об эталоне мужской и женской красоты ( «Что любят девочки? Что любят мальчики?», «Я как мама, я как папа») на примере сказок, произведений художественной литературы, пословиц, поговорок, иллюстраций к сказкам. Примером служили отрывки и сказок и иллюстрации к ним: «Крошечка-Хаврошечка», «Рукодельница и ленивица», «Храбрый мальчик».
  • проблемные ситуации, способствующие накоплению полоролевого опыта ( «Бабушка заболела», «Девочка-ревушка»)
  • игровые задания и ситуации ( «Что я люблю?», «На кого я хочу быть похожим?», «Мама устала», «Как порадовать папу?»).

Диалоговая форма организации деятельности детей старшего дошкольного возраста представлена следующими тематическими занятиями: «О чем мечтают мальчики? О чем мечтают девочки?», «Кем я стану». В данном виде занятий используются следующие методы и приемы:

  • диалоговые методы (вопросы: «Кто такие настоящая женщина и настоящий мужчина?»; диалог с самим собой ( «Кем я буду и каким?», «Что я хочу в себе изменить?»)
  • диалогово — побуждающие методы ( «Собери в чемодан свои лучшие качества», «Мне нравится — не нравится в себе». Данные методы обеспечивают развитие активной позиции девочки (мальчика).
  • коммуникативные методы ( «Подскажи на ушко, «Сделай комплимент».)
  • метод диалога с произведением искусства «Если бы я был в картине…» (О чем бы я узнал? О чем бы спросил героев картины? Как бы поступил?).

Использование произведений изобразительного искусства позволяет формировать эстетические представления о человеке, женщине и мужчине, полоролевом поведении, мужском и женском этикете.

Пятая и шестая составляющие педагогического алгоритма.

Рефлексивно-игровая модель деятельности направлена на развитие потребности в самореализации, становление культуры личности и полоролевой культуры. Логика построения модели:

  • рефлексия по поводу конкретной ситуации ( «Мальчик обидел девочку», «Девочка нагрубила маме», «Девочка — неряха»)
  • мозговой штурм и коммуникация по проблеме, возникшей ситуации ( «Что вы об этом думаете?», «Как вы предлагаете разрешить ее?», «Какова ваша позиция в ней?»)
  • коммуникации по предложенным моделям сценария (сюжетно-ролевая игра «Поездка в транспорте».)

В ходе реализации рефлексивно-игровой модели деятельности используются рефлексивно-диалоговые методы:

  • упражнения, направленные на развитие полового самосознания ( «Я девочка, и поэтому…», «Девочки должны…», «Мальчики должны уметь…»
  • упражнения, развивающие навык самоанализа ( «Мне грустно, потому что…», «Мне бывает страшно, когда..», «Больше всего я люблю…»)
  • упражнения, направленные на развитие целеустремленности ( «Когда я вырасту, я…», «Когда я буду мамой (папой), я…»)
  • на развитие активности ( «Предложи свой выход из ситуации», «Я догадался об этом, потому что…»).

Седьмая составляющая технологии полоролевого воспитания реализовывается в игровой, театрализованной, экспериментальной, проблемно-поисковой формах организации жизнедеятельности детей.

Игровая форма организации жизнедеятельности ребенка осуществляется с помощью следующих методов:

  • состязательных игр ( «Маленькая хозяйка», «Модница», «Самый умный», «Дружная семья»)
  • сюжетно-ролевые игры ( «Дочки-матери», «Ожидаем гостей», «В семье именины»)
  • игры с элементами театральной педагогики, проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми ( «Неприятности за столом», «Мы в театре», «Маленькая помощница»; мальчики и девочки выбирают роли как своего, так и противоположного пола)
  • фольклорные игры ( «Царевна-королевна», «В хороводе были мы», «Утка»). В ходе фольклорных игр дети усваивали нормы полоролевого поведения, основные черты, характерные для носителя того или иного пола.

В экспериментальной форме организации деятельности содержания полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте реализовываются на следующих тематических занятиях ( «Мальчики — юные помощники», «Как стать настоящим мастером?», «Девочки-маленькие хозяюшки», «Мужская и женская работа»). Данная форма организации деятельности дошкольников предполагала ознакомление с мужским и женским трудом, что позволяет ребенку входить в мир социальных отношений.

Технология полоролевого воспитания требует от педагога умения вести за собой детей, позволив им делать самостоятельный выбор, подготовленный не педагогом, а всем содержанием деятельности. Идея самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия ребенка – одна из основных задач данной технологии.

Список литературы

  1. Абрашитова, Л. В. Половое воспитание дошкольников. / Дошкольная педагогика. — 2009.
  2. Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Мальчики и девочки. / Дошкольное образование. — 2011. — № 13
  3. Мухоморина, Л. Г. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста. / C.: Крымское учебное государственное издательство, 2001.
  4. Соломенкова, О. А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие/ М.: Айрис- пресс, 2006.
  5. Татаринцева, Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учереждения. / М.: Центр педагогического образования, 2008.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год