Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Система микро тренинга в воспитании культуры межличностных отношений дошкольников»
Воспитание
Автор: Архипова Мария Сергеевна   
25.09.2019 06:53

«Система микро тренинга в воспитании культуры межличностных отношений дошкольников»«Система микро тренинга в воспитании культуры межличностных отношений дошкольников»

Составитель Архипова М.С. ГБОУ Школа 183 до 1 Москва 2019г.

Толерантность — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию.

Толерантность означает умение принять и правильно понимать другие культуры, способоы самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Поскольку основной вид деятельности дошкольников является игра, то и формирование толерантности должно опираться на игровые методы

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа.

Игротерапия. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры у ребенка развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

 

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Арт-терапия основывается на изобразительном искусстве, основная задача которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия».

Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира

Цель программы: формирование способности к терпимости, отзывчивости, взаимопониманию, умению учитывать и уважать интересы других.

Задачи программы:

  1. Формирование способности к эмотивности, толерантности — отзывчивости и чувствительности к окружающему миру, переживаниям других людей.
  2. Развитие невербальных средств коммуникации.
  3. Формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  4. Формирование у детей таких черт характера, которые способствуют более лучшему взаимопониманию при общении.
  5. Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях, быть толерантным.
  6. Развитие взаимопомощи и поддержки в игровой и продуктивной совместной деятельности.
  7. Развитие у детей способности увидеть и подчеркивать положительные качества и достоинства сверстников.
  8. Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим;
  9. Обучение приемам саморасслабления, снятие психомышечного напряжения.

Ожидаемые результаты:

В сфере общения:

Ребенок должен научиться:

1)использовать невербальные средства коммуникации;

2)управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки;

3)внимательно относиться к сверстнику, быть толерантным по отношению к сверстнику;

4)видеть и подчеркивать положительные качества детей; проявлять взаимопомощь и уметь договориться в совместной работе;

5)адекватно выходить из конфликтных ситуаций.

6)Ребенок должен овладеть способами саморасслабления.

7)Повышается самооценка.

8)Улучшается психологический климат в коллективе, снижается тревожность.

План-конспект развивающих занятий с детьми.

1 занятие.

1 занятие.

1. Приветствие.

Дети становятся в круг. Психолог предлагает: «Давайте поздороваемся друг с другом. Каждый ребенок, передавая мяч по кругу здоровается со своим соседом справа и сообщаем ему о том, что он рад его видеть.

2. «Море волнуется»:

развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей. Дети изображают различные настроения мимикой и пантомимикой.

3. . Прослушивание русской народной сказки «По-щучьему велению».

4. Как можно нас назвать по-разному?

Выбирается ведущий., который становится в круг, остальные дети, по очереди стараются произнести имя ведущего так, чтобы показать, как хорошо и с каким теплом они к нему относятся. Ведущим должен стать каждый ребенок.

5. Игра «Думаем о Родине»

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких- нет:

  • Человек вернулся из леса с букетом ландышей
  • Человек сажает возле своего дома деревья
  • Человек подъехал к озеру на своей машине
  • Человек отдал свою старую машину на утилизацию, чтобы не загрязнять город
  • Человек выбросил мусор в канаву возле дома
  • После отдыха в лесу человек закопал весь мусор
  • Человек уступил место в транспорте пожилой женщине
  • Врач опоздал на работу и т.д.

6. Итог занятия дети заканчивают предложения:

  • Сегодня на занятии понравилось...
  • Сегодня на занятии не понравилось...
  • Я сегодня горжусь собой, потому что...

7. «Всем, всем до свидания!»

Дети по очереди кладут руки на руку психолога и все хором произносят фразу «Всем, всем до свидания!»

2 занятие.

  1. Приветствие. Дети становятся в круг. Воспитатель говорит: «Я очень рада видеть вас». Дети: «Мы тоже очень рады». «Представьте себе, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите свое имя так, как это сделал бы ветер». каждый ребенок по очереди шепчет свое имя, а остальные шепотом его повторяют.
  2. «Улыбка»

Дети сидят в кругу. Каждый ребенок берет за руку другого ребенка, который сидит рядом с ним и они обмениваются доброжелательными улыбками.

3. «Опиши друга»

Двое детей становятся спиной друг к другу и стараются как можно подробней описать внешний вид другого. В конце игры дети обсуждают, кто был более точным в описании.

4. «Через стекло»

Дети делятся на пары и их задача состоит в том, чтобы с помощью жестов и мимики передать сообщение напарнику, представив, что они находятся за стеклом и друг-друга не могут услышать.

5. Прослушивание португальской сказки «Умница красавица».

6. Итог занятия

дети заканчивают предложения:

  • Сегодня на занятии понравилось...
  • Сегодня на занятии не понравилось...
  • Я сегодня горжусь собой, потому что...

7. «Всем, всем до свидания!»

каждый ребенок по очереди кладут свои руки на руку психолога и все одновременно произносят фразу «Всем, всем до свидания!»

3 занятие.

1. Приветствие.

Дети становятся в круг. Психолог предлагает: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Здравствуйте, я очень рад (рада) видеть вас». А теперь поздороваемся ладошками: «Здравствуйте».

2. «Как можно нас назвать по-разному?

Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это – его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

3. Тренинг поведения.

Гадкого утенка в сказке много унижали и оскорбляли. Как вы думаете, можно унижать и обижать кого – то, если он не похож на других? Можно ли судить о человеке только по его внешности? А красивые люди всегда бывают хорошими, добрыми? А если ребенок плохо видит или слышит, или у него другие какие-то трудности со здоровьем, но это же не значит что он плохой?! А что значит слово милосердие?

После того как птицы напали на утенка, он очень загрустил. Давайте пожалеем утенка и скажем ему много добрых слов, чтобы он не грустил и знал, что у него есть друзья, не прятался от страха и обиды. (тренинг со сменой релей).

Давайте скажем друг другу много-много добрых и нежных слов, чтобы вы все стали прекрасными лебедями. У которых не только красивая внешность, но и прекрасная душа.

4. Прослушивание хорватской сказки "Фея воды".

5. «Комплимент»

- каждый ребенок по очереди хвалит другого и говорит ему какие-то приятные слова, на что в ответ, тот ребенок, которого похвалили, отвечает ему благодарностью.

6. Релаксация Тихое озеро

выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.

А теперь лягте поудобнее. Закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете... А теперь открываем глаза. Мы снова из сказочной страны переместились в детский сад. Мы все очень хорошо отдохнули у нас у всех бодрое настроение и приятными ощущения, которые останутся у нас в течении всего дня.

7. Всем- всем до свидания».

Дети ставят свои кулачки «столбиком», затем громко кричат: «Всем- всем до свидания».

4 занятие.

1. Приветствие «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»

Воспитатель здоровается с детьми и предлагает: «Давайте встанем в круг. Каждый ребенок кладет свою руку на плечо своего соседа, который стоит слева, смотрим ему в глаза и улыбается.

2. «Эстафета хороших известий».

Педагог предлагает детям рассказать о каком-нибудь приятном воспоминании остальным ребятам. У ребенка, который рассказывает в руках должен быть мяч и как только он закончит свой рассказ, то мяч передает следующему рассказчику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не расскажет о своем приятном событии в жизни.

3. «Хорошо — плохо».

Дети сидят в кругу. В гости приходит Медвежонок. Дети с ним здороваются. Мишка говорит: «Я очень рад вас видеть! А пришел я к вам за помощью. Помогите мне разобраться в том, какие поступки считаются плохими, а какие хорошими».

Воспитатель: «Ребята, давайте поможем Медвежонку? А для этого поиграем в игру «Хорошо — плохо».

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо? Педагог дает детям флажки красного и зеленого цветов. С помощью этих флажков ребята будут оценивать различные поступки медвеженка. Для хороших поступков нужно будет поднимать в верх флажок зеленого цвета, а для плохих — красного. которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки зеленого цвета; плохие поступки — фишки красного цвета. Далее педагог предлагает различные варианты поступков медвеженка:

  • полил цветы
  • покормил котенка
  • подрался на улице
  • нагрубил взрослым

и.т. д.

Затем педагог задает вопросы детям:

- А приходилось ли вам совершать недобрые, плохие поступки?

- Какие поступки можно назвать плохими? Хорошими?

- Что вы чувствовали, когда поступали плохо?

- Что вы чувствовали, когда совершали хорошие поступки?

- Что чувствовали те, кому вы помогали?

Медвежонок: «Спасибо, ребята, теперь я знаю какие поступки можно назвать хорошими, а какие нет. А сейчас я хочу с вами немного поиграть».

4. Прослушивание японской сказки «Волшебная шкатулка».

5. «Комплимент»

- дети становятся в круг, и по очереди, гладя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его ( «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

6. Упражнение «Воздушный шарик»

Дети садятся на стульчики. Психолог включает спокойную музыку и говорит: «Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот — это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.

Не торопитесь. Повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

7. «Всем, всем до свидания!»

Дети по очереди кладут руки на руку психолога и все хором произносят фразу «Всем, всем до свидания!»

5 занятие.

1. «Молчаливое приветствие».

Воспитатель здоровается с детьми и говорит: «Ребята, садитесь в круг и закрывайте в глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа справа.

2. «Царевна-Несмеяна» — ребята стараются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру;

Игра «Глаза в глаза»

Ребята, вы знаете, что люди не всегда могут понять друг друга. Бывает человеку плохо, а окружающие его люди это не замечают. Предлагаю поиграть в игру, в которой вы научитесь отгадывать настроение другого человека без слов. Для этого нужно разбиться на пары и взяться за руки. После чего, глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуете молча передавать разные эмоции. Например: "Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!». Потом вы мне расскажите, какие эмоции вы передавали и как они воспринимались вашими товарищами.

4. Африканская игра

Я хочу предложить вам поиграть в игру, в которую играют дети на этом необычном острове. На середину комнаты мы положим эту тарелку. Когда я включаю музыку, танцуйте. Когда музыка прекращается, все должны дотронуться до тарелки, стараясь при этом не касаться друг друга. Старайтесь делать это осторожно, никого не задев.

5. Рисунок «Я и мое настроение».

6. Упражнение — релаксация «Морское путешествие»

Лягте поудобнее и закройте глаза.

Представьте себе, что вы подходите к синему морю, а золотая рыбка уже ждет вас у берега, радостно кружась. Вы становитесь зеркальным ее отображением, и вы мгновенно отплываете от берега. Если посмотреть вокруг, то нет ничего, кроме голубого неба, ласкового солнца и прохладной морской воды.

Рыбка то и дело выпрыгивает из воды, а вы стараетесь повторять ее движения.. Это напоминает синхронное плавание.

Вы напрягаете ступни, икры, бедра, живот, спину, руки, шею.

Устремляетесь в глубь моря. Вы погружаетесь в морское царство.

Вас встречают обитатели моря. Рядом с вами величественно плыветблагородный дельфин. Он охраняет вас, и вам ничего не угрожает. (Пауза.)

Над вами плывет рыба-пила. Острым «носом» она рассекает водяные пласты и помогает вам продвигаться в перед. За вами следует целая стая морских рыб. Вот они уже плывут рядом с вами и готовы общаться. Вы чувствуете, насколько они рады встречи с вами.

Вы благодарите золотую рыбку за гостеприимство и просите проводить вас до берега.

Рыбка сожалеет о том, что не успела показать вам свой янтарный замок, но вы успокаиваете ее тем, что ваша встреча не последняя.

Морские рыбки окружают вас плотным кольцом, прощаясь с вами.

Дышится легко, ровно, глубоко. Вздохните глубоко, потянитесь, откройте глаза. Вы снова в нашей комнате.

7. «Всем, всем до свидания!»

Дети по очереди кладут руки на руку психолога и все хором произносят фразу «Всем, всем до свидания!»

6 занятие.

1. «Доброе тепло».

Воспитатель предлагает: «Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Сейчас мы будем передавать с вами тепло с помощью легкого сжимания руки вашему соседу, стоящему справа от вас. Тепло мы будем передавать с вами по очереди от ребенка к ребенку. Для этого нужно закрыть глазки и подумать о самых хороших своих мечтах и воспоминаньях."

2 «Драка».

В гости приходят Щенок и Ёжик. Здороваются с детьми, рассказывают, что они друзья. Психолог интересуется: а часто ли они ссорятся? Они отвечают, что редко, но ссоры до драки не доходят. Психолог спрашивает у детей: «А знаете, что нужно сделать, что бы драка не произошла? Давайте попробуем этому научиться».

Дети разделяются на пары. Психолог говорит: «Представьте, что вы друг с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.

Глубоко вдохните, крепко-накрепко сомкните челлюсти.

Пальцы рук сожмите в кулаки, сильно-сильно.

Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.

Ура! Неприятности позади! Улыбнитесь и пожмите друг другу руки».

3. Прослушивание итальянской сказки «Проделки хитреца».

4 «Зеркало».

Психолог говорит: «Наверное у каждого из вас дома есть зеркало. Иначе вы бы не смогли узнать, как вы сегодня выглядите. выглядите, идет ли вам новый костюм или платье?" Воспитатель становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого ребята делятся на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие), а другой ребенок старается как можно точнее воспроизвести его движение, как будто в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав два-три движения, пара детей садится, а следующая пара демонстрирует свою зеркальность.

5. Рисунок «Автопортрет»

6. «Водопад»

Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свеж. Вода чиста и прохладна.

Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше.

Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь плохое настроение

Упражнение выполняется стоя.

7. «Всем, всем до свидания!»

Дети по очереди кладут руки на руку психолога и все хором произносят фразу «Всем, всем до свидания!»

7 занятие.

1. Приветствие. Дети садятся по кругу и здороваются друг с другом, пытаясь поздороваться друг с другом разными словесными сочетаниями.

1. Игра «Чем мы прекрасны»

Все дети встают в круг и закрывают глаза. Педагог включает музыку и просит детей представить, что над землей летает Птица Красоты, которая учит людей находить друг в друге все самое прекрасное: внешность, характер, поступки и т.д. После чего музыка выключается, дети открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга. Ребенок, который увидел в ком-то другом что-то красивое встает в середину круга и рассказывает об этом другим детям в конце называя имя того человека, про которого он рассказывал.

Дети встают в круг. Все они разные обитатели леса. Один из детей – лесник. Каждый по очереди называет себя и просит лесника помочь ему в той или иной ситуации. Например: Утешь меня, лесник, мои веточки поломаны. Лесник подходит к деревцу и жестами изображает, как ему поможет. Другие дети должны угадать, что лесник сделал для деревца. Затем лесник и тот, кого он утешил, меняются местами.

3. Игра «Думаем о Родине»

Дети встают в круг. Педагог по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях человек показывает свою любовь к Родине, а в каких- нет:

  • Человек вернулся из леса с букетом ландышей
  • Человек сажает возле своего дома деревья
  • Человек подъехал к озеру на своей машине
  • Человек выбросил мусор в канаву возле дома
  • После отдыха в лесу человек закопал весь мусор
  • Человек уступил место в транспорте пожилой женщине
  • Врач опоздал на работу и т.д.

4. Немецкая сказка «Принцесса Марлен».

5. Упражнение на мышечную релаксацию «Песок».

Набираем в ручки воображаемый песочек, сильно- сильно сжимаем кулачки, затем сыпем воображаемые песочек на коленки и стряхивает его. Упражнение повторяется 3-5 раз.

6. Подари подарок. Дети передают символ-цветок и дарят воображаемый подарок своему соседу.

7. «Всем, всем до свидания!»

Дети по очереди кладут руки на руку психолога и все хором произносят фразу «Всем, всем до свидания!»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (158) выйдет
27 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год