Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации
Модуль комплексного мониторинга развития системы дошкольного образования

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Воспитание
Автор: Воронина Марина Николаевна   
24.05.2015 15:46

ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИПРИМЕНЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Воронина Марина Николаевна Старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №108» г.Братск, Иркутская область

Процесс реализации федеральных государственных требований сопровождается определенными трудностями, связанных с несоответствием, традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приемов педагогической деятельности и современными требованиями к ним; состоянием предметно-развивающей среды ДОУ и необходимым набором игрового, дидактического оборудования; способностью педагогов к инновационной деятельности и значительной потребностью внедрения инновационных подходов в систему дошкольного образования. Инновационный подход в рамках личностно ориентированного образования является двигателем педагогики в целом.

 

Скачать конспект

Однако современные программы системы дошкольного образования не учитывают в полной мере специфики гендерного подхода. При этом гендерный подход в дошкольном образовании рассматривается как составляющая личностно ориентированного образования, носящая инновационный характер, учитывающая индивидуальные особенности ребенка в соответствии с его полом и предполагающая на основании этого определение содержания, форм и методов воспитания, создания гендерокомфортной образовательной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Инновационный подход в образовании решает ряд задач. С Таким образом, педагогическая деятельности с позиции инновационного подхода есть целенаправленное изменение вносящее в образовательную среду стабильные элементы, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

В свете ФГТ требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса:

  • Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;

Гендерный подход при организации приема детей:

90 % педагогов полагают, что девочки легче адаптируются к условиям детского сада, другие (35 %) отмечают, что адаптация и прием проходят легче, если детей — мальчиков и девочек приводят папы, а не мамы.

Гендерный подход при организации питания:

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.

Дети будут кушать с большим аппетитом, если девочкам говорить, что нужно есть чтобы:

  1. «Глазки блестели»;
  2. «Кожа и ногти были красивыми»;
  3. «Что бы выглядеть как принцесса»;
  4. «Щечки были румяными» и т.д.

Замечено, что мальчики едят быстро, торопятся, поэтому можно поступить по принципу противопоставления: «Девочки, покажите пример мальчикам, как нужно правильно держать ложку», «Девочки держите осанку – вы же дамы!», «Чей стол чище…» и т.д. Но если, же воспитатель замечает, что эти сравнения увеличивают количество негативных межличностных реакций, их применение в детском коллективе недопустимо!

Гендерный подход при организации сна:

Это не только «гендерная маркировка» постельных принадлежностей и одежды, а так же окраска стен и т.д. Можно украсить постели девочек бантами, принцессами, а постели мальчиков машинами и т.д.

Необходимо помнить, что мальчики больше потеют, поэтому для них необходима облегченная одежда для сна. Им нужно больше времени для засыпания (15-20 минут). Зато девочкам требуется больше времени для приведения себя в порядок, поэтому их нужно поднимать чуть раньше, заплести косички, сделать бантики – красота требует жертв!

В оформлении помещений детского сада с учётом используем простейшие маркеры гендерных различий:

  • Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (для девочек – цветы, куклы; для мальчиков – машинки, самолёты и т.п);
  • Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов; разное постельное бельё, покрывала;
  • Различная форма для физкультурных занятий;
  • Стаканчики для полоскания рта для девочек и мальчиков;

Для постоянного пополнения предметно-игровой среды необходимым игровым материалом с целью обогащения игровой атрибутики детей можно в совместной деятельности педагогов и детей организовать изготовление игрушек. Педагог может украсить этими самодельными игрушками развивающую среду, применять их как атрибут для самостоятельной деятельности детей, использовать в организованной сюжетно – ролевой игре. В совместной деятельности педагога с детьми сегодня преобладает групповая форма взаимодействия. В работе с группой разнополых детей среднего и старшего дошкольного возраста можно реализовать гендерный подход, используя дидактические игры, которые помогут в поведенческих стилях и ролях.

При организации педагогического процесса с учётом половой идентичности так же необходимо:

  • Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек рукоделием);
  • Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями.

Для детей младшего дошкольного возраста иметь в наличии игрушки животных мужского и женского пола, весь набор одежды для кукол (не только платья, но и обувь, носки, перчатки, головные уборы). Для детей среднего возраста пополнить уголок ряженья, чтобы дети могли легко перевоплощаться в любых сказочных и реальных героев. Для детей старшего возраста обеспечить каждому мальчику набор слесарных инструментов, конструкторы; девочкам – весь спектр оборудования для сюжетно – ролевых игр);

Для успешного воспитания разнополых детей, осуществления гендерного подхода так же необходимо:

  • Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта;
  • Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми;
  • Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей;
  • Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ;
  • Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

Модель педагогического процесса должна быть выстроена таким образом что бы при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги использовали дифференцированный подход. При организации и проведении занятий педагогами учитывались психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам давались типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оценивались их знания, а не поведение.

Решением задач гендерного воспитания необходимо заниматься не только воспитателям, но и другим специалистам, это педагог- психолог, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, учитель- логопед, хореограф, педагог по изодеятельности. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

Благодарю за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (118) выйдет
1 сентября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год