Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна, весна на улице, весенние деньки»
Занятия по теме "Весна"
Автор: Бондарчук Ксения Сергеевна   
23.11.2021 08:34

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна, весна на улице, весенние деньки»Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Весна, весна на улице, весенние деньки»

Воспитатель: Бондарчук К.С.

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать словарь детей
  • Обобщить знания детей о весенних явлениях, о жизни птиц
  • Учить внимательно слушать стихотворения, заучивать наизусть

Развивающие:

  • Стимулирование мыслительной и речевой активности детей
  • Расширение лексического запаса по теме «Весна»
  • Развитие умения подбирать действия и признаки
  • Развитие интереса к театральным играм
  • Развитие эмоционального интеллекта детей
  • Побуждать читать стихи, передавая интонации удивления, восхищения

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения, любви к природе
  • Формирование умения работать в коллективе
  • Воспитывать любовь к поэзии, живописи

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций и репродукций весенних картин:

  • «Грачи прилетели» А. Саврасов
  • «Март» И. Левитан
  • «Весна» С. Виноградов

2. Разучивание стихотворений, загадок.

Ход занятия

Звучит отрывок из песни В.А. Моцарта «Приход весны», дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья, стоящие полукругом.

Воспитатель: «Сегодня я пригласила вас, чтобы поговорить о чудесном времени года. Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. И у меня тоже. Оно является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Послушайте и отгадайте загадку»

Метель затихла, ветры смолкли,

У елей чуть блестят иголки.

А дед Мороз садится в сани

Ему на смену величаво

Идёт красавица одна.

О ней вы знаете не мало,

Зовут красавицу –

(Весна)

(открывается 1 слайд)

Воспитатель:

1задание «Сегодня на занятии мы будем путешествовать в гости к весне, придумаем красивые слова о весне, составим предложения. Все это мы сделаем, чтобы сложить картинку и увидеть какая она «Красавица Весна». Мы пойдем этой тропинкой. Но что это? Это зима не пускает нас, она засыпала тропинки снежинками. И не дает нам увидеть «Красавицу Весну». Давайте соберем снежинки и придумаем красивые слова о весне. И тогда картинка частично откроется. Весна какая? (теплая, ласковая, веселая, светлая, ранняя, радостная, шумная, солнечная, долгожданная, дружная).

(открывается 2 слайд)

2 задание «А мы с вами пойдем дальше, как вы думаете, что нам может осветить дорогу к весне? (солнышко). Чтобы открыть картину дальше нам надо подобрать слова, чтобы описать солнышко весной (спрашиваю детей фронтально)

(открывается 3 слайд)

– Солнышко какое?

Солнце

теплое

яркое

ласковое

золотое

красное

лучистое

сияющее

светлое

(открывается 4 слайд)

«А вы знаете, с приходом весны не только солнышко становится теплее, но и появляются другие явления в природе, характерные для весны. Давайте подумаем и назовем их!»

3 задание.

Игра с мячом «Весенние слова»

«Я буду называть слово и кидать вам мяч, а вы дадите ему описание, какое явление весны. И если мы справимся, картина откроется еще больше»

- Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное (небо) Полина

- Яркое, золотое, тёплое, ласковое (солнце) Настя Р.

- Шумный, быстрый, холодный (ледоход) Андрей

- Быстрые, звонкие, стремящиеся (ручьи) Соня

- Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная (капель) Алина

- Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий (день) Артур

- Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие (птицы) Вера

- Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу (облака) Настя В.

«Молодцы, вы справились и у нас открывается еще одна часть картины»

(открывается 5 слайд)

4 задание.

«Многие художники изображали в своих картинах те явления в природе, о которых мы сейчас с вами говорили. Одна из таких картин И. Левитана «Март». Давайте рассмотрим эту картину».

(Открывается 6 слайд)

- Что вы видите на картине?

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы увидели весну? (много солнца, проталины, снег рыхлый и серый, на деревьях нет снега, с крыши крыльца вот-вот упадет снег, т.к. он подтаял)

- А какой месяц изображен, как вы думаете? Почему? (Еще лежат сугробы, но появились проталины; деревья еще без листьев; небо чистое и голубое, как в марте)

- Можно сказать, что изображен погожий день? Что это значит? (Ясный, солнечный, радостный)

-Как вы думаете, кто-нибудь живет в этом домике? (Кто-то приехал на лошади и не закрыл дверь)

-Птицы уже прилетели? А прилетят? (в скворечник)

- Представьте, что вы оказались в тех местах, которые изобразил художник. Что бы вы захотели сделать? (Подышать свежим лесным воздухом; побегать и поиграть в снежки; постоять под сосной и полюбоваться природой; погреться на крылечке под лучами солнца) Что бы вы могли услышать? (пение птиц)

-Как бы вы назвали эту картину?

«Правильно, один из признаков весны это когда перелетные птицы возвращаются домой»

(открывается 7 слайд)

5 задание.

«Чтобы наша картина открылась полнее, давайте вспомним птиц, которые прилетают весной. Ребята загадают про них загадки, а вы отгадаете» (на доске картинки с изображением птиц).

(открывается 8 слайд)

Загадки:

  1. Чёрный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей (грач) Алина
  2. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где тянутся растения,

Его и песня, и полёт

Вошли в стихотворения (жаворонок) Рузалия

3) Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец

Я рад увидеться с друзьями

Ну а зовут меня. (скворец) Настя В.

4)Эта птица никогда не строит для себя жилья,

Соседкам яйца оставляет,

А о птенцах не вспоминает (кукушка). Алена

5)Прилетает к нам с теплом,

Пусть проделав длинный путь,

Лепет домик под окном из песка и глины (ласточка) Полина

Задание:

Подойти к доске, показать и назвать птицу, назвать птенца и много птенцов.

«Вот и еще один пазл от нашей картинки открылся».

(открывается 9 слайд)

6 задание.

«Весной птиц становится больше, природа оживает и людям все чаще хочется гулять на улице. Давайте с вами изобразим, как будем скоро гулять на улице»

Физминутка

Ребенок читает стихотворение «Солнце травке улыбнулось» М. Пляцковский (рассказывает руками)

Солнце травке улыбнулось (Дети улыбаются)

И природа вся проснулась (Потянуться)

С юга птицы прилетели (Махи руками)

И звенят везде капели (Руки перед собой, пальчиком «капают» в ладонь)

По ручьям хожу в сапожках (Повернуться и пройти друг за другом немного)

Холодно еще немножко (Скрестить руки перед собой, потирать плечи)

Дни становятся длиннее (Руки разводят медленно в стороны)

И гулять мне веселее (Шагают на месте)

7 задание

«Ребята, одной из первых сказок, которую вам прочитали в детском саду была сказка … (Колобок). Давайте пофантазируем, как звучала бы сказка, если бы Колобок весну встречал. Сейчас мы с вами разыграем эту сказку на весенний лад».

(открывается 10 слайд)

Сказка “Как колобок весну встречал”

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,

У меня румяный бок,

А качусь я по дорожке

Весну красную встречать

Будет мы тогда все дружно

Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да!

Бабушка:

Ну, слушайте загадку от зайца:

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку — оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою — отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку — съешь меня, а отгадаю — отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

8 задание.

-Как вы думаете, колобок нашел весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла! Вот и наши пазлы сложились, что мы видим на картине? (Весну Красну) Какая она Весна Красна? (Разобрать иллюстрацию) Ве

(открывается 11 слайд)

- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

- О весне.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

- Какие признаки весны вы знаете?

- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

- Какой цветок первым расцветает весной? Он занесен в «Красную книгу», его нельзя срывать, а можно только любоваться!

- Правильно, подснежник.

-Вот как много мы сегодня рассказали о весне и явлениях в природе, связанных с весной. Мы с вами еще продолжим говорить о весне на других занятиях. А хотели бы вы научиться изготавливать вот такой подснежник? (показать образец аппликации подснежника) Мы его изготовим в следующий раз.

-Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? До следующей встречи!

Библиографический список.

  1. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности// Дошкольное воспитание. -2009. -№7. –С. 66-70
  2. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника// Учитель. -2009. -№3. –С. 14-15
  3. Иваницина О.Н. Развитие связной речи детей. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия/ О.Н. Иваницина. – М.: Учитель, 2013. -96с.
  4. Маврина Л. Развитие речи / Л. Маврина. – М.: Стрекоза, 2015. -16с.
  5. Лямина Г. Учимся говорить и общаться// Дошкольное воспитание. -2006. -№4. –С. 105-112
  6. ПичугинаЕ. А. Речевые игры в группе и на прогулке// Воспитатель ДОУ. -2008. -№6. –С. 52-54
  7. Речевое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. –М.: Русское слово –учебник, 2015. -168с.
  8. Серова Л.Г. Формирование правильной речи у ребенка/ Л.Г. Серова. –М.: Астрель, АСТ, 2013. -384с.
  9. Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/ Под ред. О.С. Ушаковой. –Самара, 2001. -10с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год