Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Цикл тематических встреч в музыкальной гостиной «Времена года». Музыкальная гостиная «Идёт волшебная Весна…»
Занятия по теме "Весна"
Автор: Цыхоцкая Ирина Юрьевна Малыхина Наталья Михайловна Алексеева Валентина Сергеевна   
14.03.2019 11:01

Цикл тематических встреч в музыкальной гостиной «Времена года». Музыкальная гостиная «Идёт волшебная Весна…»Цикл тематических встреч в музыкальной гостиной «Времена года». Музыкальная гостиная «Идёт волшебная Весна…»

Авторы:

  • Цыхоцкая Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель.
  • Малыхина Наталья Михайловна, воспитатель.
  • Алексеева Валентина Сергеевна, педагог-психолог.

ГБОУ Школа №1596

Цикл тематических встреч разработан в рамках долгосрочного проекта по ознакомлению детей подготовительной группы с классической музыкой на тему: «Времена года».

Предварительная работа: беседы о музыке, слушание музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А. Вивальди, И.Штрауса, Э. Грига, И. Дунаевского — изображающей явление природы.

Цель: обобщить представление детей об изобразительных возможностях музыки через слушание произведений классической музыки русских и зарубежных композиторов.

 

Задачи:

  1. Создавать условия для воспитания чувства любви к природе через музыку, стихотворения, живопись. Научить детей через музыку слышать звучание окружающего мира.
  2. Воспитывать культуру слушания, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение.
  3. Развивать эстетические эмоции, чувства, в процессе слушания музыки, передающей контрастные музыкальные образы.
  4. Укреплять музыкальную память, мышление, интерес к музыкальному искусству.
  5. Развивать навыки определения настроения музыки.

Ход мероприятия:

Звучит музыка П. И. Чайковского «Подснежник» — дети входят в зал и занимают свои места.

Ведущий:

Ожила вокруг природа,

Пробудилась ото сна.

С голубого небосвода

С солнцем к нам пришла весна!

Входит фея Музыки (Фея серебра Чайковского)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Фея музыки, я рада вновь видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Наша встреча посвящена Красавице-Весне.

Сегодня мы послушаем музыку великих композиторов, прочитаем стихи замечательных поэтов, увидим картины известных художников. Все они раскрывают удивительный образ весны.

Март – первый месяц весны. На земле еще по-прежнему лежит снег, да и мороз иной раз ударит не хуже, чем в декабре. И все- таки, если присмотреться — на декабрьскую пору это совсем не похоже. Кончилась вьюга, выглянуло солнышко, и сразу повеяло весной. Начинается таяние снега. Ручьи, проталины, первые кучевые облака – это и есть самое начало весны.

Послушайте, как итальянский композитор Антонио Вивальди передает образ весны в музыке.

Звучит «Весна» А. Вивальди. На проекторе производится трансляция слайдов весенних пейзажей.

Апрель — за окном – весна: растаял снег, светит солнце, птицы прилетели. А в нашем зале светло и уютно.

На камине стоит шкатулка. Фея берёт шкатулку и открывая говорит: Музыкальная шкатулка открывается, наша встреча с музыкой начинается. Сейчас я дотронусь до волшебного колокольчика, и польётся музыка как ручейки весной.

Фея Музыки исполняет песню «Весна идет» (муз. фильм «Весна» Дунаевского)

Что же вы почувствовали, когда звучала песня?

(ответы детей).

Ф.М. Да, эта музыка веселая, жизнерадостная, как будто ее создала сама весна.

Ф.М.: (Идёт видеоряд картин о весне). Посмотрите внимательно на картины художников. Какая здесь весна? (Яркая, нарядная, светлая, лучистая, солнечная). Задать вопросы о красках, о настроении, обсудить с детьми жанр (пейзаж).

Какие весенние звуки художники передают в произведениях?

Ответы детей: звон капели, трели птиц, шум ветра и журчание ручейков.

А теперь послушайте музыку, которую сочинил русский композитор П.И. Чайковский.

Звучит фрагмент из цикла «Времена года». П. И. Чайковский «Март»

на слайде картина Левитана «Март».

Проводится беседа о музыке, о музыкальных инструментах, прозвучавших в произведении.

Ф.М. А вы, мои юные друзья, умеете играть на музыкальных инструментах?

Ответы детей: Да!

Ф.М. Сыграйте нам, пожалуйста, а мы послушаем.

Звучит песня белочки из оперы Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане» в исполнении детского оркестра.

Фея Музыки: Молодцы, вы прекрасно справились со сложным музыкальным произведением.

А сможете отгадать, о чём моё стихотворение?

У цветочка лепестки,

Удивительно хрупки.

Хоть не стаял снег и лёд,

А цветок уже цветёт!

Ф.М. Друзья мои, скажите, какой цветок появляется первым?

Дети: Подснежник! Он появляется вначале марта.

Звучит фон. «Подснежник» П.И. Чайковского.

Фея Музыки рассказывает легенду о подснежнике:

В далекие времена, когда всегда было лето, вдруг однажды выпал снег. Люди испугались и подумали, что больше не увидят цветов, не будет тепла. Но вот среди снега стал появляться маленький голубой цветок. Наверное, скоро наступит тепло, подумали люди и назвали его подснежник. С тех пор, как появился подснежник, все ждут скорого тепла и надеются на лучшее.

Фрагмент фильма о весне. «Пробуждение природы…»

Ф.М. Мы сейчас попробуем с вами почувствовать, как же появляется цветочек!

Звучит «Утро» Э.Грига. Дети выходят в зал рассыпаются по ковру, выполняют психогимнастическое упражнение " Цветок " (после занимают свои места).

Ф.М. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Ф.М. Ребята, посмотрите: разным бывает настроение у Весны. Послушайте музыку и постарайтесь подобрать к музыкальной композиции картину. Ребята слушают музыку и выбирают картину с соответствующим настроением.

  1. А. С.Аренский соч. 24 пьесы
  2. П.И. Чайковский «Подснежник»
  3. В.А. Моцарт «Приди, весна»
  4. Антонио Вивальди. Четыре сезона «Весна».
  5. Цикл «Времена года» П.И. Чайковского, «Весна».

Звучит тихое щебетанье птиц.

Ф.М. Ох, и прекрасна, таинственна Весна-Красна. Весной происходит пробуждение природы, вот Весна нам и выслала гонцов!

Дети: (в костюмах птиц)

1. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег, бегут и будят и гласят…

2. Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд!»

Звучит щебетанье птиц усиливается, входит Весна-Красна.

Весна:

Здравствуйте, дорогие друзья!

«Я раскрываю почки,

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня…» (Весна)

У меня работы много,

Помогают мне лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,

Топят снег, ломают льдины,

Согревают всё вокруг,

Из-под хвои и травинок

Вылезает сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набрали почки,

Из гнезда летят шмели.

У меня забот не мало, но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало

И сады в цвету стоят!

Хоровод «Ай, да Весна!»

Дети:

Черемуха душистая с весною расцвела.

И ветки золотистые, что кудри, завила.

Кругом роса медвяная сползает по коре,

Под нею зелень пряная сияет в серебре.

(С. А. Есенин)

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня темно-голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

Средь некошеной травы головой качая?

(А. К. Толстой)

Весна: А вы готовы собрать букет весенний?

Проводится игра: «Собери цветок».

Весна: Ну и ловкие же у нас ребята, а отгадаете ли вы загадки весенние?

  1. Крашеное коромысло над лугом повисло (радуга).
  2. Меня ждут не дождутся, а как увидят разбегутся (дождь).
  3. Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон).
  4. Без рук, без топорёнка, построена избёнка (гнездо).
  5. Кто приходит, кто заходит всяк её за ручку водит (дверь).
  6. Никто его не видит, а всякий слышит (эхо).
  7. На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его… (скворец).
  8. У занесённых снегом кочек под белой шапкой снеговой, растёт там маленький цветочек, полузамёрзший чуть живой (подснежник).
  9. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все... (Солнце)

Звучит весёлая музыка. Игра ручеёк.

Весна:

Вижу я, любите вы весеннюю пору, радуетесь моим птичкам и ручейкам, солнышку и ветерку.

По душе и мне пришлись ваши песни, стихи, игры. Ну а мне пора возвращаться к своим весенним хлопотам.

Весна под щебет птиц говорит:

«Давайте на прощанье крикнем дружно детвора

Маю, солнцу и весне наше громкое УРА!»

Уходит. Звучит фоновая музыка «Журчат ручьи» И. Дунаевского.

Фея Музыки: Вот и подошла к концу наша встреча. Вы многое узнали и сможете рассказать родным и близким о прослушанных музыкальных произведениях, про легенду о первом цветке, про увиденные картины знаменитых художников. Я думаю, все остались довольны участием в музыкальной гостиной посвященной весне и первым её цветам. До следующих встреч, дорогие мои друзья!

Под музыку Чайковского «Подснежник» все прощаются и выходят из зала.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 2008. 150 с.
  2. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка" // Справочник музыкального руководителя" — СПБ. Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2014. -№2
  3. Досуговая педагогика» Автор. Исаева И.Ю. — М. 2010. 90 с.
  4. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004. 120 с.
  5. Зимина А.Н. Большой хоровод. — М., 2003. 130 с.
  6. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие — Москва: Флинта, 2010. — С. 26
  7. Ковтун Т. Ю. Особенности проведения досугов для детей дошкольного возраста // Молодой ученый. -- 2014. -- №7. -- С. 513-514.
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 110 с.
  9. Макшанцева Е.Д. Детские забавы. — М., 2001. 80 с.
  10. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 112 с.
  11. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. — М.: 2009. 196 с.
  12. Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД // Дополнительное образование и воспитание. 2008. №7. С. 12-18.
  13. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. — М.: Просвещение, 2011. 110 с.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год