Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект на тему: «Развитие творчества дошкольников через аппликацию и ручной труд»
Труд
Автор: Хаметова Алсу Мяжитовна   
31.12.2013 02:17

Проект на тему: «Развитие творчества дошкольников через аппликацию и ручной труд»Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения комбинированного вида д/с № 5
Воспитателя высшей квалификационной категории Хаметовой Алсу Мяжитовны
1) «Развитие творчества дошкольников через аппликацию и ручной    труд»
2) Автор проекта: Хаметова А.М.
3) Продолжительность проекта: с сентября 2013года по май 2014 года
4) Тип проекта: творческий.
5) Участники проекта:
- воспитатель группы,
- дети старшей группы,
- родители.


6)Возраст детей:           5-6 лет
7)Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
А от новорожденного до  пятилетнего-
страшное расстояние. Л.Н. Толстой       
С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи.
Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка,  они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной  деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
В работе с детьми  использую доступные им формы организации: совместная исследовательская деятельность: продуктивная деятельность с подгруппой детей; самостоятельное взаимодействие с предметной средой; творческая индивидуальная работа детей.
В основу продуктивной деятельности положены  принцип авторства, принцип эмоциональной увлечённости, принцип вариативности, принцип «если не похвалишь ты, то кто?», принцип личностного общения.
- недостаточно развита мелкая моторика руки у  детей;
- нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.
8)Цель:
создание системы работы по развитию мелкой моторики руки                    ребёнка через рукотворные виды деятельности
9)Задачи для детей:
1. Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками
2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру
Задачи для педагогов:
1. Повышать  профессиональное мастерство,
самообразование, саморазвитие.
2.      Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами
3.      Создавать  систему работы по данной теме.
4.      Формировать у детей интерес к изготовлению поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребенка.
5.      Стимулировать  развитие памяти, умение следовать устным инструкциям воспитателя.
Задачи для родителей:
1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
2. Развитие совместного творчества родителей и детей;
3. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
4. Заинтересовывать родителей жизнью группы, способствовать  желанию участвовать в ней.
10)Форма проведения итогового мероприятия проекта:  Презентация
11)Название итогового мероприятия проекта:  « Твори, выдумывай, пробуй»
12)Продукты проекта для детей:
1.     Изготовленные детьми различные виды аппликаций.
2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.
для педагогов:
1.Разработка диагностического материала
2.Создание пакета методических материалов по организации  продуктивной деятельности с детьми
3. Изготовление сенсорных игр: « Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Узнай бумагу», « Собери бусы», « Подбери мишке одежду».
4.Консультации для родителей: « Аппликация и развитие мелкой моторики»
5.Показ мастер класса для педагогов, родителей
6. Презентация проекта в рамках ДОУ
для родителей:
1. Пополнение природного и бросового материала в уголке экспериментирования и в уголке по изо деятельности;
2.Создание коллажей: « Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье»,
3. Выставка « Папа, мама, я и наша аппликация»

13)Ожидаемые  результаты по проекту для детей:
Обучение
1.Овладение простейшими практическими навыками в аппликации
2.Представления о свойствах предметов
3.Появление познавательной активности
Развитие:
1.Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей
2.Проявление самостоятельности в выборе средств и материала
Воспитание:
1.Навыки общения в совместной деятельности
2.Уверенность в собственных силах
3.Устойчивый интерес к занятиям.
для педагогов:
1.Повышение педагогической  компетентности  в данном направлении
2. Поиск путей реализации задач.
для родителей:
1.Появление  интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей
2. Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста

 

План реализации проекта

Образовательная область

Ведущая деятельность

Формы работы

 

Познание

Познавательно-исследовательская

Опыты, эксперименты, исследовательская деятельность

Социализация

Игровая

Сенсорные игры:

 « Подбери наряд Маше», « Найди пару», « Почини одеяло»,

 « Узнай бумагу»,

« Подбери мишке одежду», «Собери бусы»

Здоровье

Интеграция различных видов деятельности

Игра

 

Беседа

 

Рассказ

 

Чтение

 

Игровая задача

Тематический досуг

 

Проблемная ситуация

Художественное творчество

Продуктивная

Совместное создание с родителями и детьми коллажей:

 « Зимний пейзаж»,

 « Я и мой папа»,

 « Осень глазами детей», « Творчество в нашей семье», « Папа, мама, я и наша аппликация»

Чтение художественной литературы

Чтение

Ознакомление с художественной литературой по теме:

 « Аппликация и ручной труд», обсуждение

Труд

Трудовая

Рассматривание различных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства

 

Игры, в процессе которых дети осуществляют выбор наиболее привлекательных предметов

Физическая культура

Двигательная

Игровые упражнения, подвижные дидактические игры

Музыка

Музыкально-художественная

Слушание, исполнение, экспериментирование,

импровизация

Коммуникация

Коммуникативная

Рассматривание

 

Творческие игры

 

Развивающие игры

 

Дидактические игры

 

Чтение

Безопасность

Интеграция разных видов деятельности

Совместные действия

Наблюдения

 

Игра

 

Рассматривание

 Беседа

 

Чтение

Режимные моменты

Интеграция разных видов деятельности

Индивидуальные игры

 

Совместные с воспитателем игры

 

Совместные со сверстниками игры

Наблюдения

 Формы взаимодействия с семьей: анкетирование, консультации, рекомендации,беседы, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, мастер классы.

 

Этапы реализации проекта

 


 Этапы

Задачи

Деятельность участников проекта

Ценностно - ориентировочный

1.Сбор и анализ информации

2.Анализ, совершенствование материально-технической базы

3.Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.

4.Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

5.Подбор методов педагогической диагностики воспитанников.

6.Анализ результатов педагогической диагностики.

7.Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами).

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания, осознание мотива и цели деятельности

Конструктивный: планирование

1.Составить перспективный тематический план по развитию у детей дошкольного возраста творчества через аппликацию и ручной труд

2.Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные.

3.Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги и оформить их в виде картотек.

 

Формирование задач, накопление информации, составление плана. Выбор и обоснование критерия успеха

Принятие решений

1.Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

2.Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности.

4.Проведение педагогической диагностики через наблюдения, игру.

5.Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности

6.Формы организации детской деятельности:

а) традиционные

б) нетрадиционные)

7.Методические приемы:

а) организация творческих выставок, совместных экспозиций, создание коллажей и др.;

б) обсуждение и обыгрывание выставочных экспозиций;

г) чтение художественной литературы, заучивание.

8.Вовлечение родителей в проектную деятельность.

9.Подготовка консультативного материала для родителей.

10.Оформление коллажей с привлечением родителей.

11.Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей

Выполнение

С сентября 2013года по май 2014 года

Работа над проектом, его оформление

Оценочно-рефлексивный

Анализ выполнения проекта, вклада каждого участника в работу, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке деятельности.  Учет критических замечаний

Презентативный

1.Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Материал представить в методический кабинет ДОУ.

2.Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Подготовка продукта деятельности к презентации.

 

 

Защита проекта перед зрителями (экспертами)

 

Управление проектом:

Руководитель проекта  - воспитатель старшей группы  А.М. Хаметова

Координатор проекта – заместитель зав.ФМБДОУ№ 5

Исполнители проекта – дети, родители

Перспективы распространения результатов проекта

        Распространение результатов проекта предполагается:

1.     В рамках ДОУ: презентация проекта, показ мастер класса для педагогов, родителей.

План работы

на 2013-2014 учебный год.

Направление продуктивной деятельности детей

 

1.    Природный материал

2.     Бумага, картон

3.     Нитки

4.     Пластилин

5.     Бросовый материал

6.      Соленое тесто

Перспективное планирование работы по аппликации и ручному труду в старшей группе на 2013-2014 учебный год

                             

Месяц

Образовательная

область

Ведущая

деятельность

Непосредственная образовательная деятельность

Программное содержание

 

Сентябрь

Познание

Продуктивная

Беседа « Свойства бумаги»

 

Познакомить детей со свойствами бумаги.

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация «Аквариум»

(коллективная поделка)

Работа с шаблоном, продолжать учить детей работать с выкройками; вызвать интерес к поделке из природного материала.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

« Человечек»

Продолжать знакомить детей с техникой выкладывания из шерстяных ниток заданного предмета на бархатной бумаге;

развивать фантазию и воображение, мелкую моторику руки

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Ручной труд с элементами рисования

 «Кукла »

 (для театрального уголка)

 

Закреплять полученные знания и конструкторские навыки; способствовать развитию памяти, творческой инициативы, самостоятельности; учить реализовывать свой замысел.

 

Октябрь

Художественное

творчество

Продуктивная

Лепка

 «Аквариум»

 

Учить работать с пластилином;

воспитывать аккуратность, любовь к природе.

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Что нам осень принесла»

 

Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги: бумага бывает разного цвета, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, бумага шуршит, легко мнется.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Осеннее дерево»

 

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток;

 учить, равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. 

Ноябрь

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Книжка - малышка»

Продолжать учить складывать бумагу гармошкой;

закреплять полученные знания и конструкторские навыки: складывание прямоугольника пополам, квадрата с угла на угол;

развивать интерес к ручному труду.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Билеты»

 

Продолжать знакомить со свойствами бумаги;

учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба; воспитывать аккуратность.

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация с элементами рисования

 «Горчичники»

Учить детей создавать аппликацию из разной бумаги, используя знакомые приемы вырезания из бумаги;

формировать эстетический вкус.

Декабрь

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Елочка  №1 »

 

Продолжать развивать умения вырезать различные элементы, наклеивать; развивать чувство цвета;

 учить планировать свою трудовую деятельность.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Елочка № 2»

 

Учить пользоваться новыми приемами - наматывание ниток на заготовку; познакомить с техникой безопасности при работе с нитками; развивать творческие способности детей.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Елочка № 3»

(коллективная работа)

 

Закреплять умения работать с пластилином, с манной крупой; развивать эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Зимний пейзаж»

(коллективная работа)

Закреплять полученные навыки и умения;

 развивать творческие способности детей.

Январь

Художественное

творчество

Продуктивная

Лепка

 «Снежинка»

Закреплять умения раскатывать пластилин прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для утончения фигур.

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Ручной труд «Вазочка»

Вызвать интерес к поделке из бросового  материала;

прививать аккуратность, эстетический вкус,

 

Февраль

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация с элементами рисования

«Открытка с сюрпризом»

(для с/р игры

 « Почта»)

 

 

Закреплять умение складывать квадратный лист пополам, или с угла на угол;

 учить округлять углы у заготовки;

украшать поделку.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Лепка из теста «Валентинки»

 

Познакомить  с тестом;

 учить лепить из теста;

 развивать эстетический вкус.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Лепка из теста

 «Печенье»

 

Продолжать закреплять навыки работы с тестом; учить реализовывать свой замысел.

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация «Рубашка в подарок папам»

Поделка ко Дню Защитника Отечества.

 

Продолжать работу с шаблонами;

 учить вырезать по контуру;

 аккуратно наклеивать.

 

Март

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация «Открытка»

Поделка для мам 

 

Продолжать работу с шаблонами;

учить вырезать по контуру;

 работа с пластилином.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Конструирование «Подснежники»

 

Продолжать учить детей вырезать круги и овалы, составлять из них цветы и бутоны на стебле с листьями.

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Лепка из теста

 «Пельмени»

 

Закреплять полученные умения и навыки работы с тестом;

 развивать творческие способности.

 

Апрель           

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Солнышко»

 

Работа с шаблоном; самостоятельно выбирать цветовую гамму;

 развивать эстетический вкус.

 

 

 

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Конструирование

 «Тюльпаны»

 

Формировать самостоятельность в выборе цвета заготовок и конструкции;

 учить радоваться результатам труда.

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Птенчики»

 

Закреплять умение выполнять сюжетную аппликацию; создавать образ птиц с помощью бросового материала; дополнять аппликацию деталями из цветной бумаги, ниток;

 воспитывать аккуратность.           

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Тучка»

 

 Учить превращать отпечатки ладоней в тучек разной величины, развивать выражение, чувство композиции;

видоизменять положение частей в разных сюжетных ситуациях.

Май

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 « Цветы на подоконнике»

 

Учить, по словесному объяснению, мастерить заготовки разной формы и размера, соединять детали между собой; объединяясь, составлять красивые букеты из веток сирени.           

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Ежик»

 

Создавать образ животного с помощью круп (манка, пшено, гречка и тд);

развивать умение работать по шаблону; воспитывать аккуратность.           

 

Художественное

творчество

Продуктивная

Аппликация

 «Рыбки»

 

Познакомить с макаронными изделиями; способствовать развитию сенсомоторики; совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

 

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

 

1.      Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

2.      Владеет приемами работы с различными материалами.

3.      Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4.      Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5.      Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6.      Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7.      Выполняет работу по замыслу.

8.      Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

9.      Показывает уровень воображения и фантазии.

10.    Использует в работе разные способы ручного труда.

 

Педагогическое обследование детей по ручному труду (старшая группа)

п/п

 

         Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки 

Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств     

Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств

2

Овладение приемами работы с материалами

Клей,   ножницы, стека,  палочки

Владеет приемами

 

Не владеет приемами

3       

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее        

Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью

                  

Сформированы  -

На стадии формирования -

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год