Дошкольник - сайт воспитателя            
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Роль семьи и детского сада в трудовом воспитании дошкольников
Труд
Автор: Гувеннова Наталья Валерьевна Двойцова Наталья Валентиновна   
17.12.2025 09:11

Роль семьи и детского сада в трудовом воспитании дошкольниковРоль семьи и детского сада в трудовом воспитании дошкольников

  • Гувеннова Наталья Валерьевна Воспитатель
  • Двойцова Наталья Валентиновна МБДОУ «Детский сад № 125» г.Нижний Новгород

Аннотация.

Труд играет важную роль в воспитании дошкольника, влияя на умственное, физическое развитие, формирование нравственных качеств и социализацию ребёнка. Трудовая деятельность помогает детям освоить навыки, необходимые в повседневной жизни, и сформировать положительное отношение к труду. Труд пробуждает в детях хорошие качества. Работа, сделанная своими силами и достойная похвалы, приносит ребенку удовлетворение и удовольствие. Когда ребенок помогает взрослым, он не только приобщается к труду, но и осознает важность и полезность труда. Малыш осознает, что каждый человек выполняет свою работу и старается делать ее качественно. Когда родные проявляют трудолюбие, ребенок проникается уважением к родителям и их труду и старается беречь результаты их деятельности.

 

Семья и детский сад играют важную роль в трудовом обучении дошкольников, при этом приоритет имеет семейное воспитание. Семья обеспечивает систематическую трудовую деятельность ребёнка дома, которая способствует развитию личностных качеств, таких как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду. Важно, чтобы все члены семьи были примером для ребёнка при выполнении домашних дел. Основной принцип трудового воспитания в семье — трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребёнка.

Детский сад нацелен на то, чтобы дать детям знания о труде взрослых и сформировать на их основе уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. В детском саду дети знакомятся и принимают участие во всех видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, ручном труде.

Актуальность тематики состоит в том, что каждый вид деятельности содержит в себе разные возможности для освоения и принятия человеком мира людей. Так, например, игра дает возможность ребенку в воображаемом плане познать мир взрослых людей, общение – дает практику установления взаимоотношений между людьми, предметная деятельность способствует освоению способов действия и преобразования предметов, создания их, познавательная деятельность помогает познанию законов функционирования мира, художественная деятельность влияет на формирование социальных чувств.

В современном обществе трудовое воспитание детей становится важным фактором формирования у них нравственных качеств, ответственности и самостоятельности. Семья и детский сад — два ключевых института, оказывающих влияние на развитие трудовых навыков и отношение к труду в раннем возрасте. Совместное взаимодействие этих звеньев способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Трудовое обучение (трудовое воспитание) у дошкольников играет важную роль в формировании положительного отношения к труду, развитии навыков и качеств личности. Труд становится средством воспитания, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети.

Труд дошкольников — важное средство воспитания, в процессе которого формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения.

Выделяют четыре основных вида труда дошкольников:

  1. Самообслуживание. Формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания, развитие умений пользоваться предметами гигиены, воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.
  2. Хозяйственно-бытовой труд. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту: протирание и мытьё игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.
  3. Ручной труд. Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребёнка (коробочки, игольницы, панно, игровой материал и пр.).
  4. Труд в природе. Активное, посильное участие детей в работе на цветнике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность и т.д. Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия. Ребенок должен осознавать, что есть нравственные качества человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет хозяйственно‐бытовой труд, он связан с самообслуживанием, поддержанием порядка в групповой комнате, соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам и родителям по дому.

Воспитатели помогают всем детям осознать полезность своего труда, стремление трудиться и прививают огромный интерес к труду. Например, не менее кропотливый труд по уходу за растениями. Принимая участие в нем, ребенок проявляет заботу, аккуратность, бережливость и получает определенные знания об их жизни. Дошкольные учреждения воспитывают у ребят интерес к сельскохозяйственному труду и любви к природе, сажая вместе деревья, цветы и кустарники. Например, в некоторых дошкольных учреждениях ребятам любовь к труду через практическую деятельность, т. е, дети на практике сами сажают семена растений и цветов, и затем ухаживают за ними. У нас имеются специальные участки «огород» для выращивания растений.

Коллективный труд имеет большое воспитательное значение, в ходе его дети сотрудничают друг с другом, у них воспитываются чувство ответственности и требовательность к себе за выполняемую работу, а также умение работать сообща. Организуя коллективный труд, большинство воспитателей учат детей планировать работу, помогать друг другу, распределять обязанности, развивают у них общественные навыки. Не следует забывать, что распределять труд нужно по силам ребенка и не надо перегружать его. Потому что в следующий раз, ребенок будет уклоняться от порученных ему дел. К сожалению, не все воспитанники участвуют в труде.

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне. Поэтому рассмотрение этой темы сейчас актуально, так как важность семьи постепенно возрастает, осознается ее роль в развитии подрастающего поколения – ведь именно в семье у ребенка формируется модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

К сожалению, современные отношения родителей и детей характеризуются эмоциональной бедностью и дефицитом общения, отсутствием обмена ценностями, дефицитом тактильных ощущений. Конечно, это связанно с ритмом современной жизни, с проблемами материального обеспечения и заботой о материальном благополучии, дефицитом времени у родителей. А ребенок нуждается в заботе, ласке, семейном тепле. Поэтому необходимо в каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать ребенка, создавать условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания ребенка. Практика показала, что чем больше родители познают ребенка, организуют дома его занятия, труд и главное – игры, тем спокойнее атмосфера в семье. Дети должны сами уметь играть, но научить их этому должны родители, а тем более важно, продолжая весь дошкольный период жизни ребенка, проводить совместные игры. Во время игры родители могут научить малыша смотреть на себя глазами других людей, стремиться к справедливости, к доверию друг другу, закладывают основы к трудолюбию, желание заботиться не только о себе, но и о других.

Знание семейного воспитания сегодня является важным условием в нынешнем трудовом воспитании. Как организована трудовая деятельность в семье, воспитатели обязаны знать хорошо, а если требуется, оказывать необходимую помощь родителям. Необходимо знать и помнить, что в близком содружестве с семьей можно быстро и успешно решать задачу коммунистического воспитания детей на первой, дошкольной ступени. В теоретическом, а также в практическом воспитании дошкольников большое место занимает ознакомление их с различным трудом взрослых, именно это в значительной степени способствует формированию различных представлений о роли человеческого труда в жизни, воспитанию стремления всегда участвовать в труде. В некоторых семьях дети выполняют многие дела по хозяйству, помогают своим родителям, бабушкам, и дедушкам. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела, и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки.

Важно всем членам семьи, при выполнении всех этих дел быть примером. Не надо жаловаться на усталость, говорить о нежелании, что‐то делать. Пусть ребенок видит настроение и активность каждого, их желание, сноровку, умение все делать с готовностью. В семьях, где заложены традиции, приобщать к труду всех членов семейства, приведут к более хорошим результатам. Только благодаря стремлению к труду, человек достигает своих целей и становится личностью.

Исследования отечественных педагогов (В. А. Сухомлинский, Л. С. Выготский) подчеркивают значимость раннего приобщения детей к труду как одной из форм социализации и формирования целенаправленного поведения. Современные работы подчеркивают необходимость сотрудничества семьи и дошкольных организаций для создания условий развития элементарных трудовых умений и формирования положительного мотива к труду (И. А. Зимняя, Н. И. Малютина). Важную роль играют игровые и практические формы труда, а также поддержка взрослых.

Опыт внедрялся в муниципальном детском саду комбинированного типа, расположенном в городе с социально-культурно развитой средой. Учреждение располагает хорошо оснащённой материальной базой: уголком детского труда, огородом на территории, что позволяет использовать разнообразные формы трудовой деятельности.

В ходе педагогической деятельности нами была проведена беседа с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Все работы хороши». Детям индивидуально нужно было ответить на вопросы: «По твоему мнению, для чего люди ходят на работу? Какие профессии ты знаешь? Кем работают твои родители?». В ходе разговора выяснилось, что у большинства дошкольников в этой группе недостаточно знаний о занятиях взрослых, они бы с удовольствием продолжили изучать эту тему и почерпнули бы для себя что-то новое. Для большинства детей задаваемые вопросы вызвали затруднения. На вопрос «Для чего люди ходят на работу?» несколько детей вообще не смогли ответить, а остальные ребята сказали, что на работу ходят исключительно ради зарабатывания денег. Дошкольники не осознают социальную значимость и полезную составляющую труда.

С большей легкостью и уверенностью дети отвечали на вопрос о работе своих родителей. Но все равно у многих эти знания поверхностные, большинство детей не имеют четкого представления о профессиональной деятельности своих мамы и папы. Малое количество детей затруднились и не ответили на вопрос о профессиях своих родителей. Другая часть детей смогли назвать место работы родителей, но не сумели объяснить, чем именно они занимаются и кем работают. Некоторые дети смогли вспомнить место работы только одного из родителей. Таким образом, в ходе исследования нами была выявлена очевидная проблема: большинство его участников имеют весьма скудное представление о трудовой деятельности взрослых, об их профессиях, о ценности труда и его пользе для общества в целом. Напрашивается вывод, что этому аспекту воспитательно-образовательной деятельности уделяется недостаточное внимание.

Выводы

Семья и детский сад — взаимодополняющие звенья в труде воспитании детей. Совместные усилия способствуют формированию у детей трудовых умений, чувство ответственности и желание активно участвовать в общественной жизни. Важна системность и согласованность воспитательных воздействий, применяемых дома и в детском саду, что обеспечивает гармоничное развитие ребенка и закладывает основу для успешной адаптации в обществе.

Список используемых источников

  1. Арнаутова Е.П. «Практика взаимодействия семьи и современного детского сада» — Метод. Пособие ВЛАДОС, 2028г.
  2. Буре Р.С. «Дошкольник и труд» Изд. Мозайка-синтез, 2011г.
  3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М., 1984.
  4. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, дошкольное воспитание №1, 2000г.
  5. Зимняя И. А. Психология труда и его обучение в дошкольном возрасте. — СПб, 2016.
  6. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду для работы с детьми 3-7 лет. — 2-е издание испр. и доп. -М:. Мозайка – синтез, 2025
  7. Малютина Н. И. Культурно-историческая психология и трудовое воспитание. — М., 2018.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). — М., 2013.
  9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования ФОП ДО
  10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М., 1981.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год