Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль семьи в трудовом воспитании детей дошкольного возраста
Труд
Автор: Рязанова Татьяна Викторовна   
01.02.2025 08:21

Роль семьи в трудовом воспитании детей дошкольного возрастаРоль семьи в трудовом воспитании детей дошкольного возраста

Т. В. Рязанова, МБДОУ «Детский сад № 343 г. Челябинска», Россия

Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование. А воспитание трудолюбия. К.Д. Ушинского

Аннотация. В статье, на основании анализа литературы, раскрыты понятия «трудовое воспитание», «взаимодействие с семьей», «трудовые поручения», «труд в семье». Описана роль семьи в трудовом воспитании детей дошкольного возраста в семье. Типичные ошибки, которые родители совершают в трудовом воспитании детей дошкольного возраста и пути их решения.

Ключевые слова: трудовое воспитание, ДОО, дети дошкольного возраста, дошкольный возраст, взаимодействие ДОО и семьи.

 

В ФОП ДО в области «Содержание образовательной деятельности в сфере трудового воспитания» прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда у детей на каждый дошкольный возраст. Решение задач воспитания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», что предполагает решение задач трудового воспитания:

  • поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи
  • формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

Трудовое воспитание – система формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников — формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

Трудовое воспитание включает в себя:

  • воспитание положительного отношения к труду, как основной жизненной потребности человека;
  • ознакомление детей с трудом взрослых;
  • включения детей в посильную трудовую деятельность.

А. С. Макаренко раскрыл основы трудового воспитания детей, показал его огромное общественное значение и воспитательное воздействие. Он подчеркивал, что в труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба и только на основе общего труда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив [2, с. 54].

В истории педагогической мысли семья всегда рассматривалась как основной источник ориентации детей во взрослом мире, как особый социальный институт, где дети осваивают азбуку жизни и приобретают, опыт трудовой деятельности.

Наукой и практикой доказано, что трудолюбие не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Задача трудового воспитания детей в семье — приучить детей к труду независимо от пола и возраста, научить выполнять в семье посильную работу, привить им нужные навыки [1, с. 17]. Выполняя трудовые задания и преодолевая определенные трудности, дети, учатся быть более терпеливыми, настойчивыми и наблюдательными, а также быстро и точно выполнять поставленные задачи. Трудовое воспитание обычно делает их более уверенными в жизни, и они всегда находят способы преодолеть трудности.

Однако родителям не следует думать, что труд означает только физическую и мускульную работу. Родители должны стремиться к тому, чтобы в семье росли умные, творческие граждане, а не подсобные рабочие. Как только дети достигают определенного возраста, родители должны выходить на работу. И они вынуждены отдать своих детей в детский сад. Придя вечером с работы, у родителей нет много времени на детей. Мамам нужно успеть сделать все, домашние дела, накопившиеся за день: постирать, приготовить, убрать, погладить. На занятия с детьми остается мало времени.

Типичные ошибки, которые родители совершают в трудовом воспитании детей дошкольного возраста:

  • недопонимание воспитательного значения труда для детей;
  • ограждение детей от труда или подмена его домашними и учебными делами;
  • ложные стимулы к труду (цена труда, плата за учебу, обещание дорогих подарков);
  • наказание детей за труд;
  • незнание, как правильно организовать детский труд в семье (ограничивая его разовыми работами и не давая постоянной работы на длительный срок);
  • воспитание «ленивых детей», неприученных к домашнему труду ( «сами научатся, когда станут взрослыми») [4, с. 90].

Стоит отметить, что на начальном этапе трудовое воспитание менее стабильно и тесно связано с детской игрой. В дошкольном возрасте связь между трудом и игрой становится важной. Образы игры помогают детям заинтересоваться трудом. Через игру легко приучить детей к труду. Хотелось бы напомнить, что трудовое воспитание дошкольников не должно быть принудительным или навязанным. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы дети получали удовольствие от процесса труда, чувствовали себя полезными и видели его результаты. В целом, трудовое воспитание дошкольников по ФОП является важной частью образовательного процесса и помогает развивать у детей важные жизненные навыки.

Какую помощь по хозяйству могут оказывать дети дошкольного возраста дома? Таких трудовых поручений много:

  • наведение порядка на своем столе и в своей комнате;
  • забота о младшем брате или сестре;
  • мытье чайной посуды;
  • слежение за чистотой обуви;
  • вынос мусор;
  • кормление домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;
  • выгул собаки, кошки;
  • ухаживание за растениями;
  • помощь в приготовлении пищи (мытье овощей для салата, раскатывание теста);
  • накрывание на стол и уборка со стола;
  • подклеивание порванных книг, коробок для настольных игр;
  • заправка своей постели.

Поручая детям то или иное задание, всегда нужно учитывать, по возрасту ли такое поручение дошкольникам. А для того, чтобы осознанно выполнять трудовое поручение, дети должны понимать, зачем они это делают. Очень важно, чтобы дети видели результаты своего труда, и каждое поручение должно приводить к полезному и ощутимому результату. Необоснованная, нецелесообразная или расточительная работа оказывает негативное влияние на них.

Дети должны знать, почему они должны выполнять определенные трудовые поручения и какой результат должен быть достигнут. Только тогда дошкольники поймут необходимость трудовых действий. Поэтому всегда нужно объяснять, для чего трудовые поручения выполняются. Например, цветок может погибнуть, если его не полить.

Но выполнения трудового поручения нужно не только от детей — оно в одинаковой степени касается всех без исключения членов семьи. Как и во всем, в трудовом воспитании детей важнейшее значение имеет пример взрослых. Правильно делают те родители, которые вместо надоедливых поучений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки. А ошибку делают те родители, которые, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать в комнате, готовить обед и прочее, при этом освобождают мальчиков от домашних работ, считая, что это — женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к домашней работе. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что касается работы по дому.

Труд детей не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен — необходимо поблагодарить детей, похвалить, оценить их старания. Даже если дети сделали что-нибудь не так. А если они что-либо разобьют, сломают, не нужно ругать их, ведь дети хотели помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у детей складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у детей организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию.

В этом плане трудно переоценить такой фактор, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся, а также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности. Сила семейного воздействия на ребенка объясняется рядом факторов, важнейший из которых — глубоко эмоциональный, доверительный характер отношений, основанных на родственных чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благоприятная атмосфера для развития у детей доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создается в семьях, для которых характерны четкие нравственные установки и преемственность поколений.

Трудовое воспитание должно основываться главным образом на вдохновляющих образцах и фактах, которые являются яркими и убедительными. Эти вещи важны для всех людей вне зависимости от их возраста, особенно же для детей дошкольного возраста, у которых ограничен жизненный опыт и которые обладают высокой чувствительностью, эмоциональностью и склонностью к внушению.

Многочисленные исследования показали, что отношение детей в любом возрасте к труду различается в зависимости от стиля, содержания и направленности семейной жизни, а также от единообразия воспитательных мер, предоставляемых дошкольными учреждениями, школой, семьей и остальным обществом. Было показано, что это имеет решающее значение. Если эффективность этих элементов слаба или отсутствует, то они не только не будут способствовать формированию нравственного отношения к труду, но и приведут к отрицательному отношению.

Работа в современных условиях потребовала от нас поиска более эффективных форм работы совместной трудовой деятельности не только для детей, но и их родителей. Комплексный подход, создание благоприятных условий, система взаимодействия родителей и педагогов благоприятно влияет на трудовое воспитание детей. Поэтому было решено привлечь родителей к участию в цикле познавательных занятий «Встреча с интересными людьми». Такие занятия позволили детям больше узнать о трудовой деятельности своих родителей, способствовали повышению родительской компетенции в вопросах трудового воспитания.

Для того чтобы дети лучше узнали приемы выполнения той или иной работы, у нас в группе работает «Мастерская добрых дел», в которой родители вместе с детьми ремонтируют, мастерят, строят. Например, на глазах у детей один из пап отремонтировал песочницу на нашем участке и при этом рассказал про электрический лобзик, показал, как он работает и объяснил правила работы с инструментами.

Считаем, что в целом наша работа по трудовому воспитанию с детьми и родителями, имеет прогрессивный характер, и позволит не только расширить знания детей о труде, его полезности, его необходимости в повседневной жизни, но и даст толчок для детей в их стремлении трудиться, овладевать трудовыми навыками и умениями, быть самостоятельными и целеустремленными.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лотова, И.П. Исследование педагогического потенциала семьи как междисциплинарная проблема // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы: материалы Междунар. науч. -практ. конф., посвященной 55-летию Ин-та дошкольного воспитания и 110-летию со дня рождения А.В. Запорожца (15 декабря 2015 г.). — Том. 3.— М.: НИИ школьных технологий, 2016. — С. 129—132.
  2. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / сост. М.П. Павлова. — М.: Просвещение, 1968. — 373 с.
  3. Приказ Минпросвещения России от 25. 11. 2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 28. 12. 2022 № 71847) [Электронный ресурс]. URL: https: //files. oprf. ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022. pdf (дата обращения: 12. 01. 2025).
  4. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 1 / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. — М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
  5. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / сост. Н.А. Сундуков. — М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 3 (365) выйдет
2 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год