Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУЧНОЙ ТРУД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Труд
Автор: Скульбеда Екатерина Сергеевна   
27.02.2023 05:54

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУЧНОЙ ТРУД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУЧНОЙ ТРУД КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальным направлением модернизации системы образования на современном этапе является художественно- эстетическое воспитание как средство духовно –нравственного, культурного развития личности. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования творческих способностей ребенка. Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. В процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, способность решать разнообразные задачи в различных, в том числе и нестандартных; ситуациях.

 

Обязательным компонентом развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста является ручной труд. Художественно – конструктивная деятельность наиболее полно способствует развитию субъективной позиции ребенка, помогая наладить конструктивное сотрудничество между взрослыми и детьми. Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всесторонне развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы дошкольники обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника.

Художественный труд – это творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного пространства, поэтому художественный труд близок к производительному труду взрослых и является продуктивной деятельностью. Дети дошкольного возраста осваивают орудийные действия с материалами и инструментами, овладевают определенными трудовыми операциями. Однако художественный труд – это и художественная деятельность, т.к. дети создают не только полезные, но и красивые предметы.

Основная цель педагога – обеспечение развития как продуктивной деятельности, в которой дети должны осознать цель, мотивы и способы достижения результата, так и художественной, в которой результат должен соответствовать специфическим требованиям этой деятельности. В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста ручному труду педагогам ставятся задачи:

  • формирование у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; освоение различных способов работы с материалами; умение планировать, создавать конструкции по условию, по пооперационным картам, схемам
  • развитие фантазии и воображения, творческого мышления
  • воспитание самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств.

Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. Поэтому для реализации поставленных задач педагогу необходимо создать развивающую предметно – развивающую среду, способствующую развитию детского творчества. Так, в группе может быть творческая мастерская, в которой размещены коллекции природного и бросового материала, пооперационные карты, памятки – правила по работе с материалами, картотека пальчиковых игр (для тренировки тонких движений пальцев), разные виды бумаги и т.п.

Занятия строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность ребенку постепенно знакомиться с понятиями «Форма, размер, цвет». В обучении детей художественному труду активно использую метод проблемного обучения: моделирование проблемных ситуаций; вопросы, развивающие логическое мышление; поисковую деятельность.

Постановка проблемной задачи и процесс ее решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный поиск, оказывая им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.

Приемы создания проблемных ситуаций различны:

  • предъявить детям противоречивые факты;
  • столкнуть разные мнения детей;
  • дать похожие задания.

Проблемная ситуация заставляет детей вести «поиск», пробовать способы изготовления поделки, приучает детей к самостоятельности, активизирует мысли.

Большой популярностью у детей пользуются занятия – открытия, которые имеют следующую структуру:

  • введение в игровую ситуацию
  • затруднения, проблема
  • открытие нового способа действия
  • воспроизведение в действии нового способа
  • оценка, результат.

Занятия – открытия предполагают усвоение детьми новых знаний через организацию самостоятельной поисковой деятельности. Введение в занятие проблемной ситуации стимулирует активность ребенка, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта ребенка.

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в процессе занятий художественным ручным трудом, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои поделки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Литература

  1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: методическое пособие / Н.В. Дубровская. – СПб.: Детство – пресс, 2014. -127с.
  2. Дыбина О.В. Творим, изменияем, преобразуем: игры – занятия для дошкольников/О. В. Дыбина. – М.: Сфера, 2019. – 128 с. – (Ребенок в мире поиска).
  3. Куцакова Л. Конструирование и художественный труд в детском саду: типовой и инновационный варианты программы: занятия и игры по конструированию/ Л. Куцакова. – М.: Сфера, 2018. – 240 с. – (Образовательные программы ДОО).
  4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 -7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз – Дидактика: Сфера, 2009. -144 с.
  5. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ/ Е.В. Потапова. – СПб.: Детство – Пресс, 2017. -104 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год