Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы социальной компетенции в процессе трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Труд
Автор: Цыганова Майя Александровна   
30.12.2022 21:27

Формы социальной компетенции в процессе трудовой деятельности детей старшего дошкольного возрастаФормы социальной компетенции в процессе трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В данной статье представлен опыт организации среды для социально-личностного развития старших дошкольников в трудовой деятельности. Особое внимание обращается на формы и методы работы, практические советы по проектированию трудового воспитания в образовательном учреждении.

Ключевые слова: социально-личностное развитие, предметное обеспечение, предметно-развивающая среда, опыт работы.

Детство – это период развития, в ходе которого происходит освоение ребенком окружающего мира, приобщение к культуре общества. Основной задачей современного дошкольного образования является не столько формирование системы предметных знаний, умений и навыков, сколько развитие личности, что ориентирует воспитателей на поиск путей формирования важнейших личностных качеств, социальной компетентности дошкольников. Как отмечается в научной литературе, «компетенция представляет собой заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке обучающегося, выраженное совокупностью взаимосвязанных ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и практического опыта, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности. Компетенция формулируется в нормативных документах как задача образования. Компетентность формируется в процессе обучения. Компетентность – это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей отношение к ней и предмету деятельности». В соответствии с этим социальная компетентность воспитанника детского сада – владение соответствующей компетенцией, которая необходима ребенку для вступления в общество.

 

Социализация представляет собой процесс вхождения личности в социум путем овладения знаниями, умениями, правилами общественной жизни, социальными нормами, ценностями. В дошкольном детстве на становление социальной компетентности оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка, его настроение и психические состояния, уровень и форма общения и взаимодействия c другими людьми. Формировать социальную компетентность у дошкольников целесообразно посредством образовательных ситуаций.

В своей работе мы обратили особое внимание на трудовое воспитание, как важное средство формирования социокультурных ценностей. Хочется вспомнить слова К. Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья». Понятие «труд» неразрывно связано с понятием «профессия». Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких, родственников и людей вообще.

Так, в ГОС ДО определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности, перечислены условия для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, что предполагает:

  • поддержку индивидуальности и инициативы детей в различных видах деятельности;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях, развитие коммуникативных способностей детей
  • развитии умения работать в группе сверстников.

Рассматривая социально-личностное развитие личности дошкольника сквозь призму развития в трудовой деятельности Л.И. Сайгушева подчёркивала необходимость стимулирования при развитии трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста, умения побуждать, а не принуждать ребенка к активной созидательной деятельности (непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с трудом взрослых, совместная с взрослым трудовая деятельность; чтение рассказов, моделирование, дидактические игры, игровые приемы, индивидуальные беседы, сюжетно-ролевые игры, игра-труд, специальные ситуации, поощрительная оценка взрослых). Обращала внимание на сочетание познавательной и игровой деятельности, комплексное дежурство, домашние трудовые поручения, совместную с взрослым трудовую деятельность. М. В. Крулехт характеризует вхождение в реальные трудовые связи основанные на образовательной ситуации приобщения к современному миру, освоении позиции субъекта детского труда, освоении позиции субъекта детского труда в повседневной жизни детского сада и семьи [1, с. 38]. Ю.А. Мичурина трактует организацию трудовой предметно-пространственной среды как основу для развития индивидуальности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной трудовой деятельности детей и взрослых на основе субъект-субъектного взаимодействия (наличие у воспитателей методических рекомендаций по использованию развивающего оборудования группы и обыгрыванию среды: (игры для развития и коррекции, дидактические игры, ролевые игры и упражнения, творческие игры и др) [2, с. 38].

Трудовое воспитание дошкольника — это важная проблема не только в педагогическом значении, но и социальном. Трудовая деятельность обогащает социальный опыт ребенка. Значение трудовой деятельности для успешной социализации дошкольника велико и ее необходимо рассматривать в нескольких ракурсах:

  1. Ребенок овладевает навыками труда и тем самым уходит от зависимости взрослых, чувствует уверенность в себе.
  2. В трудовой деятельности развиваются ролевые качества, а это важно для ребенка, ведь чем раньше он начнет получать удовольствие от труда, тем реальней станет воспринимать окружающий его мир и приобретет уверенность в собственной возможности преодолевать проблемы.
  3. Трудовая деятельность содействует развитию творческого воображения не только на уровне фантазии, как это случается в игре, но и помогает ребенку становиться преобразователем. Особое значение мы придаем ознакомлению детей с трудом взрослых, доступным его возрастным особенностям. Конечно, же, для того, чтобы у ребенка сложилось положительное отношение к труду, важное значение имеет пример взрослых. В детском саду практикуются наблюдения за трудом повара, прачки, медицинской сестры, дворника. Такие наблюдения имеют образовательное значение. У детей пробуждается наблюдательность, интерес к трудовой деятельности, и, конечно же, уважение к людям труда. Большое внимание уделяем ознакомлению детей с профессиями, и на основе этих сведений формируем представление о том, что каждая профессия жизненно необходимая для обеспечения потребностей людей. В детском саду ознакомление с трудом взрослых осуществляем через такие виды деятельности, как чтение произведений, экскурсии (пожарная часть, школа, библиотека и т.д), различные виды игр.

Для реализации выдвинутых условий был разработано календарно-тематическое планирование по осуществлению трудовой деятельности детей. Данное планирование предполагало включение дошкольников в многообразие трудовой деятельности (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд). Были проведны следующие трудовые мероприятия: 1) «В гостях у бабушки Федоры. Уборка в игровом уголке», «Игрушки в ремонт. Чистые игрушки», «Дежурный недели», «Порядок в наших шкафчиках». 2) «Убираем наш участок», «Посадка лука в мини-саде. Ухаживаем за луком и его выращиванием», «Ухаживаем за комнатными цветами». 3) Ручной труд: «Что мы сделали с родителями», «Книжный сочельник», «Все профессии важны — все профессии нужны».

Далее были распределены трудовые поручения. Тем самым, мы включили детей в трудовую деятельность. Они получили поручения как: уборка на площадке группы, у цветника, протереть пыль на полках, где стоят игрушки, с листьев комнатных цветов, покормить рыбок, питомцев, убираться в игровой площадке, помыть игрушки и т.д. Поручения были индивидуальные и коллективные (по подгруппам- 5 и 6 человек). Группы получили задания типа «ухаживаем за фикусом», «ухаживаем за монстерой», «ухаживаем за хлорофитумом» «ухаживаем за фиалками», «уборка в живом уголке» и другие. В процессе выполнения групповой работы дошкольникам давали общую цель реализации труда, обсуждали и обговорили свои действия, совместно планировали работу. Все это проходило под четким руководством педагога ДОО, чтобы, в случаях затруднений, помогала детям, давала нужные указания.

Общая деятельность дошкольников выступает в данном случае не просто как вид осуществления труда, но и как эффективный метод формирования нравственных свойств, таких как взаимодействие, взаимопомощь, коллективизм, дружелюбие.

В процессе выполнения совместного друга было замечено, что многие дошкольники свои трудовые поручения выполняют каждый в отдельности, и не понимали, что можно вместе достичь поставленной цели. В такой ситуации воспитатель группы пыталась показать труд каждого дошкольника как часть общего коллективного труда, что они все ответственны за результативность труда. Важный этап совместного труда – это подведение итогов. Воспитатель озвучивает результаты, подчеркивает, что от хорошей, слаженной и аккуратной работы зависит качество результата труда. В целях привлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс дошкольников, были организованы совместные трудовые поручения: дети с родителями должны были сделать поделки к 23 февраля ( «Что мы сделали с мамой и папой»); дети совместно с родителями изготавливают книжку-малышку о понравившейся им профессии ( «Все профессии важны — все профессии нужны»).

Далее была обогащена предметно-трудовая развивающая среда, что позволило реализовывать нам последнее педагогическое условие – осуществление трудовой развивающей среды дошкольной образовательной организации. Обогатили уголок природы орудиями труда. Были созданы разные уголки для трудовой деятельности: дежурства в столовой, природы, хозяйственно-бытового труда. Были изготовлены: стенд с фотографиями дошкольников занятых той или иной трудовой деятельностью; стенд для оценки эффективности дежурства детей, для осознания и самооценки своего трудолюбия. Площадку хозяйственно-бытового труда обогатили предметами бытовой принадлежности; изготовили стенд с образцом расстановкой трудовой операции в группе (хозяйственно-бытовой труд) и образцом трудовых действий (5 стадий – планирование, преемственность (с чего начинаем и чем заканчиваем), подходы/способ (как это мы делаем, реализуем), методы и средства (с помощью чего), результат (что получится). Исходя из этого, была проведена обширная педагогическая работа по осуществлению трудовой деятельности дошкольников. Посредством поручений, дежурств, совместных трудовых действий дошкольники были включение в коллективную трудовую деятельность (хозяйственно-бытовой, труд в природе). К тому же, была обогащена развивающая трудовая среда, привлечены родители в образовательно-воспитательный процесс.

Трудовая деятельность в детские годы – это одно из главных условий в формировании гармоничной личности. В детском саду мы используем различные виды трудовой деятельности. Жизненно необходимым считаем такой вид труда, как самообслуживание. Мы с раннего возраста приучаем детей убирать игрушки, аккуратно складывать свои вещи, самостоятельно одеваться и раздеваться, помогать друг другу застегнуть пуговицу, завязать шнурки. Ежедневно, выполняя элементарные трудовые поручения, ребенок приучается заботиться о близких, и узнает цену заботы о себе. У ребенка формируются такие качества, как отзывчивость, умение помогать друг другу. Хозяйственно – бытовой труд закладывает основу трудовой деятельности. Мы приучаем ребенка к выполнению простых бытовых дел: мытье игрушек, наведение порядка, стирка кукольной одежды и т.д. Труд в природе не только способствует развитию наблюдательности, но и воспитывает у дошкольников умение бережно относиться к окружающей среде.

Ручной труд непосредственно перекликается с конструктивной деятельностью детей. Дошкольники знакомятся со свойствами материалов. Ведь, например, дерево можно не только пилить, но и вырезать из него необычные фигуры. Работа с природным материалом дает детям возможность учитывать его разнообразные свойства. Выбирая тему для своей деятельности, ребенок начинает фантазировать, изобретать. В разнообразных причудливых формах листьев, цветах он учится видеть знакомые предметы и создает фантастические картины. Это развивает у детей сообразительность, воображение.

Социализация дошкольника через трудовую деятельность невозможна без участия семьи. Семья – это небольшая ячейка общества, а дети — члены семьи, и они должны быть причастны к ее устоявшимся традициям, труду, общению. И такую активную позицию необходимо формировать в дошкольном возрасте. Чем раньше родители будут привлекать детей к посильному труду, тем жизнь ребенка станет более полноценной, интересной. Любовь к своим близким побуждает ребенка подражать им, брать пример. В этот момент ребенок приобретает много положительных личностных качеств, становиться более самостоятельным. Мы хотим видеть наших воспитанников счастливыми людьми, поэтому стараемся научить их различным видам деятельности, научить их трудиться, радоваться результатам своего труда, беречь труд других.

В литературе выделяются конкретные принципы социально-коммуникативной компетентности ребенка:

  • индивидуализация подходов к дошкольникам;
  • учение должно основываться на собственной мотивации;
  • формирование отчетливого понимания персонифицированной ответственности учащегося за результат действий;
  • организация осмысленной, самостоятельной продуктивной деятельности учащегося в соответствии с его интересами и способностями;
  • учебный материал должен максимально соответствовать интересам и потребностям учащихся;  система оценивания должна быть понятна учащимся и служить средством своего самообразования [3, С. 92].

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что образовательная среда представляется основным базисом при формировании соответствующих компетентностей. Непрерывно развиваясь, претерпевая изменения, находясь в динамике, она требует определенного мониторинга, анализа и фиксации, в ходе которых появляется возможность улучшения, коррекции и координации предшкольного и младшего школьного образования.

Список литературы

  1. Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1996. 420 с.
  2. Мичурина Ю. А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 194 с.
  3. Романова Е.А. Формирование социальных и личностных компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной среде / Е.А. Романова // Проблемы современного образования, 2010. № 2. С. 90-92
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год