Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Особенности организации трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации»
Труд
Автор: Сафиуллина Мария Сергеевна   
19.10.2022 00:04

«Особенности организации трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации»«Особенности организации трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации»

Воспитатель: Мария Сергеевна Сафиуллина, МДОУ №17 п.Трубного Сосновского района Челябинской области

Дошкольный возраст – это период когда ребенок хочет трудиться. Поэтому он наиболее благоприятен для приобщения детей к труду. Главная задача – это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость от труда, положительно относился к нему.

Труд тесно связан с игрой. Он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает мир социальных отношений между людьми.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

 

В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольного учреждения, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду.

Данная тема отражена в п.3. 1 ФГОС дошкольного образования, где определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. В п.3. 1 ФГОС дошкольного образования определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольного учреждения, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.

Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребенка
  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принцип развивающего образования (системность и последовательность)
  • принцип новизны (использование новейших информационных технологий)
  • принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Н.К. Крупская в своих работах подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим видам труда. Она считала, что таким образом дети знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами.

А.С. Макаренко раскрыл важную роль элементарных видов труда. Он особое значение придавал коллективному труду. «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу».

Особенности детского труда:

  1. Ребенок не создает общественно значимых материальных ценностей.
  2. Труд детей носит воспитывающий характер.
  3. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой..
  4. В процессе труда у ребенка формируются непрофессиональные навыки и умения, а навыки, помогающие ребенку стать независимым, самостоятельным.
  5. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер.
  6. В детском труде формируются все компоненты деятельности (цель, мотив, планирование, сам процесс деятельности, результат), но они находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения.

Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности. В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших группах в наибольшей мере используются поручения. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Дежурство: дежурство по столовой; дежурство по группе; дежурство в уголке природы.

Хозяйственно-бытовой труд (коллективный): помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг), уход за игрушками, их мытьё.

Часто трудовая деятельность дошкольника тесно вплетается в контекст игровой. Это наиболее характерно для младших дошкольников. Начиная выполнять трудовую деятельность, ребенок может в процессе ее выполнения подменять трудовую цель игровой, особенно, когда трудовое задание оказалось слишком сложным, непонятным, лишенным четкого смысла. Чтобы трудовая цель не трансформировалась в игровую, взрослый должен вовремя прийти на помощь, стимулировать, поощрять, объяснять.

Таким образом, игры в трудовой деятельности позволяют накопить и реализовать имеющиеся знания, умения и усовершенствовать приобретенные навыки трудовой деятельности.

Организация трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации — это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Труд ребенка в ДОО должен правильно, педагогически целесообразно организован, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год