Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
Труд
Автор: Агаджанян Оксанна Зармиковна   
18.04.2021 15:17

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослыхОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Выбор профессии занимает важное место в жизненном и профессиональном становлении человека. От правильного выбора профессии зависит благополучное и гармоничное становление личности в обществе.

Подготовка к выбору профессии очень важна, так как связанна с системой учебно-воспитательного процесса, и является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. В дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста подражают старшим, испытывают удовлетворение и радость от трудовых действий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки будущих профессий:

  • закладываются представления о труде взрослых, их профессий
  • дети учатся ценить труд
  • воспитывается чувство уважения к труду взрослых
  • проявляются стремления к трудовой деятельности
  • формируются такие личностные качества как, трудолюбие, настойчивость, исполнительность и т.д.

В.И. Логинова пишет: «Знание о труде, отношение к труду взрослых, мотивах, направленности труда, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, предметам созданными людьми. Отсюда знания о труде и профессии должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада …».

 

ФГОС ДО установил 5 образовательных областей – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном учреждении. А так же, формирование позитивных установок к различным видам труда через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, к труду других людей и к результатам трудовой деятельности
  • формирование представлений о труде взрослых, его роли в жизни человека и в обществе в целом.

ФГОС ДО выделяет основную цель трудового воспитания – это практическая и нравственно-психологическая подготовка детей к труду, формирование позитивного отношения к труду.

Системные знания о труде способствуют развитию речи. Называя предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики – увеличивается и обогащается словарный запас. Устойчивый интерес к труду, желание учиться трудовым процессам взрослых, обеспечивается системными знаниями о труде. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что не умеет делать. Можно сказать, что основу для освоения детьми трудовых процессов, подготавливается за счет формирования системных знаний о труде.

Первой ступенью в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых – это формирование знаний о результате труда. Знания о результатах труда позволяют показать своеобразие труда, как деятельности, так как получение результатов, предназначено для удовлетворения потребностей человека. Это отличительная особенность от всякой другой деятельности. Показателем правильно организованного трудового процесса – является получение задуманного результата труда.

Многими учеными были исследованы средства и пути формирования у дошкольников представлений о труде взрослых. Ученые выделяют, что формирование представлений и знаний о социальной значимости труда, благотворно влияют на отношение детей к труду и в дальнейшем способствует выбору будущей профессии. В.И. Логинова в своих работах рассматривает необходимость формирования у детей дошкольного возраста системных знаний о различных профессиях, которые значительно перестраивают их собственную трудовую деятельность и существенно повышают ее производительность.

Ребенок узнает о значении труда взрослых, с помощью непосредственных наблюдений, словесных объяснений, которые дает воспитатель. За счет этого у дошкольников очень рано начинает формироваться положительное отношение к труду, уважение к трудящемуся человеку, дети начинают стремиться подражать взрослому в своей деятельности. Представление о важности труда, его полезности, приобретает действенный характер, если ознакомление с трудом взрослых сочетается с посильным для дошкольника участием в трудовой деятельности семьи или коллектива детского сада – это перерастает в трудолюбие, стремление принять участие в трудовой деятельности и как можно лучше выполнить порученное дело.

Знакомство с профессиями — является одним из путей формирования у дошкольников представления о социальной значимости труда. Это элементарные знания о труде людей из близкого окружения ребенка, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве и т.д.

Центральным звеном знаний о социальной действительности, являются знания о трудовой деятельности. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека в отдельности. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, развитие интереса и уважения к трудящимся людям, положительное отношение к трудовой деятельности других людей – важнейший компонент психологической готовности к труду.

Дети дошкольного возраста обладают высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинают интересоваться трудовой деятельностью людей. Ребенок растет и воспитывается в определенной социальной среде, в которой ежедневно дошкольник имеет возможность наблюдать за трудом взрослых, накапливать впечатления, а в дальнейшем, в играх и в быту стремится подражать взрослым. Первостепенное значение имеет поддерживание и поощрение интереса к труду взрослых, создание условий для получения максимального объема знаний и наиболее эффективное ее усвоение, утоление жажды знаний о труде взрослых.

Вычленение результатов труда является более сложной задачей. Дети в основном смешивают процесс труда и его результат (учитель – учит детей, врач – лечит людей и т.д.). Ребенку трудно самостоятельно дифференцировать эти компоненты, особенно в тех профессиях, где результат труда наглядно не представлен. Представления о социальной значимости труда, являются наиболее значимыми в процессе формирования представлений у детей о труде взрослых. Дети старшего дошкольного возраста в основном правильно понимают социальную значимость результатов труда различных профессий, знают, зачем нужна работа воспитателя, врача, строителя или шофера.

На основе конкретных представлений о результатах труда отдельных профессий, можно формировать общие представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Няня вымыла пол – пол чистый; накрыла на стол к обеду – можно есть; приготовила кровати — детям можно ложиться спать и т.д., следовательно, няня заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы дети были сыты.

Огромную роль в правильном формировании представлений о труде взрослых играет семья. Наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей создается именно в семье. Родители и другие члены семьи служат для ребенка примером, дети видят, как в семье проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают полезными советами. А.С. Макаренко писал, что дети, которые не получили в семье никакого трудового опыта, не могут определиться с профессиями и получить хорошую квалификацию, они зачастую бывают плохими работниками.

Анализируя психолого-педагогические исследования можно сделать вывод, что мир взрослых – это особая социальная среда развития дошкольников. Эта среда включает в себя родителей, воспитателей и людей из близкого окружения, с которыми ребенок взаимодействует. Дошкольник ориентируется на них как на образец, выстраивает свою деятельность и поведение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год