Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте
Труд
Автор: Фарида Ханифовна Ахметшина   
26.06.2014 14:02

Организация трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач».
К. Д. Ушинский

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние.
Цель трудового воспитания: формирования у младших дошкольников положительного отношения к труду.
Задачи:
1.    Сформировать предпосылки к трудовой деятельности.
2.    Воспитать положительное отношение к труду.
3.    Обучить простейшим трудовым умениям и навыкам.
4.    Воспитать интерес к труду, трудолюбию и самостоятельности.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.


Положительная оценка взрослого даже не больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.
В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончанию работы получают оценку педагога.
Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой зависимости от них.
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.
Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Известно, что детей увлекает игра, соревнования, секреты. Есть ли такие приемы, в которых все учтено, при организации трудовых дел с детьми? Конечно, есть. Приведем несколько примеров:
•    После прихода с прогулки воспитатель показывает детям Хрюшу. Обращает их внимание на грязь, на его пластмассовой мордочке – посмотрите, ребята, кто к нам пришел в гости? Что ты Хрюша такой грязный? И таким грязнулей пришел к нам? Ну-ка, догадайся, что тебе нужно обязательно сейчас сделать? Хрюша: Поцеловать вас в щечку! (тянется к воспитателю пятачком и к ребенку). Воспитатель: Нет, нет, нет! Я совсем не хочу целоваться с таким грязнулей! Ребята, подскажите, Хрюше, что ему нужно делать? (ответы детей)
•    Перед мытьем рук воспитатель говорит: Сегодня Буратино пришел к вам учиться мыть руки. Он не верит мне, что дети могут  мыть  руки так чисто, что на полотенцах нет и следа от грязи. Хочет убедиться в этом сам.
Дети любят не только игру, но и тайны и секреты. Например, такой вид труда, как уборка участка можно превратить в секрет для дворника (обыграть). «У дворника много работы – говорит воспитатель, - он устает. Но мы можем ему помочь. Представьте, придет он к нам, а на нашей веранде, и делать нечего – чисто. Пусть думает, что это добрый Карлсон прилетел и помог ему».
«Ребята, в нашем саду появился волшебник – говорит дворник детям на второй день после «секретного» трудового десанта (по тайному договору с воспитателем),- я вчера так устал, но подошел к вам подметать веранду, смотрю и глазам не верю – на веранде ни соринки. А вы, дети, не могли превратиться в волшебников? У меня есть специальные значки для помощников (раздает участникам).
Таких секретных заданий для детей должно быть немало, ведь они способствуют не только развитию у детей интереса к труду, желания выполнить работу на отлично, но и своей таинственностью украшают детство ребенка, минуты пребывания его в детском саду. А так же хороший результат дает использование рифмованных строк:

 


БУЛЬ-БУЛЬ-БУЛЬ ЖУРЧИТ ВОДИЦА.
ВСЕ РЕБЯТА МОГУТ МЫТЬСЯ.
ЛЬЕТСЯ ЧИСТАЯ ВОДИЦА,
МЫ УМЕЕМ САМИ МЫТЬСЯ.
Путь создания таких приемов один – творческий поиск неутомимых педагогов.
Таким образом, зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т.д.


Литература:

1.    Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983. -54 с.
2.    Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., 1985. -95с.
3.    Комарова Т.С., Куцакова Л.В., ПавловаЛ.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
4.    Куцакова Л.В., Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М., 2003. -140с.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 мая 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год