Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШИТЬЮ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНКЕ
Труд
Автор: Слынько Светлана Анатольевна Филько Елена Викторовна   
24.12.2017 03:47

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШИТЬЮ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНКЕМЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШИТЬЮ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНКЕ

Автор: Слынько Светлана Анатольевна заместитель заведующей МБДОУ «ДС № 9 «Олененок», ст. Староминская, Краснодарский край

Введение

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого человека к труду.

 

Скачать конспект

Выбор профессии — ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т.д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? У представителей всех профессий есть свои праздники, которые отмечаются людьми, любящими свое дело. И чем дольше человек отдает себя выбранной профессии, тем совершеннее он владеет ею. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Очень важно, ребенок не просто получает знания теоретически, а прочувствовал необходимость того или иного изделия.

Студия «Маленькая швея»

В студии «Маленькая швея» дети учатся кроить по выкройке, работать с тканью и иголкой, осваивают приемы работы на швейной машинке, поэтому им не составляет труда сшить кукле платье или салфетки для игры.

Результаты детской трудовой деятельности часто имеют общественную значимость (применяются в жизни группы, могут быть подарками для кого-то и т.п.). Детям важно видеть нужность тех вещей, которые они сделают, создают что-либо своими руками: это самый простой и естественный способ развития, потому что развитие происходит в деятельности. Кроме того, изготовление функциональных вещей положительно влияет на общее отношение к миру. Участвуя в занятиях студии «Маленькая швея», каждый ребенок самостоятельно делает свои индивидуальные шаги на основе подражательной способности, перерастающей в творческий процесс.

После проведения этих мероприятий в группе создается соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, для организации детьми сюжетно-ролевых игровых ситуаций.

Цель: создание условий для формирования целеполагания и произвольной организации деятельности, «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами реализующего свои замыслы

Задачи:

  • развивать общую моторную координацию и мелкую моторику руки, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;
  • обучать началам работы на швейной машинке;
  • учить с помощью взрослого планировать этапы и последовательность выполнения работ;
  • формировать умение выполнять последовательную цепочку действий;
  • развивать умение доводить работу до конца;
  • воспитывать навыки сотрудничества на занятии, инициативности, доброжелательности, уважения к труду швеи, направленного на благо общего дела. Помочь детям почувствовать и осознать себя умелыми, способными, значимыми, активными созидателями студии «маленькая швея»;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении коллективных заданий;
  • развивать стремление ребенка к самостоятельности.

Система педагогического процесса по обучению шитью на швейной машинке предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизацию познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы. Для того чтобы и педагог, и ребёнок наглядно увидели все компоненты деятельности как систему, мы использовали модель — обозначение этой системы в виде пяти пальцев руки. Авторы этой модели В. И. Логинова, Н. М. Крылова.

Мизинец – задумка (что я задумал сделать? О ком позаботиться?) Безымянный – материал (из чего буду делать?)

Средний – инструмент (чем буду делать?) Указательный – порядок действий (буду делать по порядку) Большой – результат (у меня получилось то, что я задумал)

Особенности построения занятий

Занятия построены таким образом, чтобы в конце работы над каждым предметом изделия ребенок видел результаты своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.

Создать условия:

  • для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка
  • для формирования нравственно-личностных качеств; — для творческой реализации личности в области декоративно-прикладного искусства
  • для формирования культуры труда и совершенствованию трудовых навыков. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание: трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи.

Занятия строятся на следующих принципах обучения:

  • принцип добровольности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого ( «ситуация успеха», «развивающее обучение»)
  • принцип доступности обучения и посильности труда
  • принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности
  • принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей
  • принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки
  • принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций
  • принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях
  • принцип научности
  • принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью
  • принцип систематичности и последовательности
  • принцип сознательности и активности обучаемых
  • принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности)
  • принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Структура занятия включает в себя следующие этапы реализации методики обучения шитью на швейной машинке:

I – подготовительный этап — вхождение в занятие, история:

  • подражательный, способствующий усвоению алгоритма деятельности — познавательная часть;
  • дидактическая игра для развития мелкой моторики рук.

II – основной (практический, творческий) этап — дающий возможность применять знания и умения, полученные на первом этапе, в других условиях.

III –итоговый.

Методика обучения шитью на швейной машинке носит ступенчато — преемственный характер и состоит из трех модулей, каждый из которых можно рассмотреть и как самостоятельную завершенную единицей как часть одной целой методики. Переход от одного модуля в другой происходит независимо от времени обучения, а определяется только возможностями и желанием ребенка: обучение по каждому модулю может продолжаться от одного до трех лет с выполнением более сложных видов изделий.

Вхождение в занятие

  • Проблемные ситуации, ситуации из практики;
  • Художественное слово, стихотворения про пуговицы, нитки, иголку, швейную машинку;
  • Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Познавательная часть

  • Беседы,
  • Работа с наглядными пособиями,
  • Просмотр видео.

Практическая часть

  • Техника вдевания нитки в иголку, завязка узелка
  • Дидактическая игра, объяснение правил игры.
  • Пришивание пуговиц
  • Объяснение техники пришивания
  • Пришивание пуговиц в разных вариантах

Завершающий этап

  • Подведение итога, выставка готовых работ,

Примерная тематика мероприятий по обучению детей шитью на швейной машинке

№ п/п Тема Цель

блок 1. Познавательный «Тайны рукоделия»

1. «Знакомство со швейной машинкой, сведения по технике шитья.

  • познакомить со швейной машинкой, правила заправки ниток, отработка техники шитья.

2. «Техника безопасности при работе на швейной машинке (с иголкой и ниткой)»

  • познакомить со швейной машинкой, ее назначением и использованием;
  • изучить технику безопасности при работе с иглой на швейной машинке

3. «Знакомство с тканью» Определение лицевой и изнаночных сторон.

  • познакомить с различными свойствами ткани, выделять существенные признаки ткани

4. Волшебная пуговица (проект)

  • Познакомить детей с пуговицей: история возникновения, ее назначение и разнообразие, из какого материала можно сделать пуговицы:

5. Работа с тканью. Пришивание пуговиц

  • учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

6. Работа с тканью. Пришивание пуговиц

  • учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

7. «Секреты волшебной пуговицы»

  • продолжать учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы;
  • развивать мышцы рук, глазомер.
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

8. «Тайна волшебной шкатулки» (ручные швы)

  • познакомить с основными видами ручных швов ( «вперед иголка», «петельный») общие сведения о нитках;
  • развивать мелкую моторику рук.

9. «Игольница»

  • продолжать знакомить со стежком по прямой, для стягивания деталей;
  • учить шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику рук.

Модуль (блок) 2. «Путешествие Лоскутика»

1. «Разные дорожки» Шитье прямой дорожки

  • познакомить с раскройкой лоскутка;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

2. «Разные дорожки» Шитье извилистой дорожки

  • закрепить умение раскраивать лоскуток;
  • закрепить умение шить по волнистой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

3. «Разноцветные кружочки» разноцветное шитье по кругу.

  • закрепить умение раскраивать лоскуток;
  • закрепить умение шить по кругу на детской швейной машине

4. «Новогодние игрушки»

  • учить работать не спеша, подбирая красивое сочетание ниток в узоре.
  • закрепить правила техники безопасности на швейной машинке, ножницами;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

5. «Секреты пуговицы»

  • продолжать учить детей вдевать нитку и завязывать узелок, правильно пришивать пуговицы с различным количеством дырок;
  • развивать мышцы рук, глазомер.
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

6. «Подарок папе»

  • учить располагать изображения на лоскутке;
  • продолжать учить шить по прямой на швейной машинке;
  • воспитывать любовь и уважение к папе

7. «Подарок маме»

  • учить располагать изображения на лоскутке;
  • продолжать учить шить по прямой на швейной машинке;
  • воспитывать любовь и уважение к матери

8. «Волшебный мешочек»

  • учить делать простейшую выкройку из ткани;
  • продолжать учить шить по прямой на швейной машинке;
  • развивать мелкую моторику;
  • украшать мешочек аппликацией;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

9. «Сумочки с плетеными ручками»

  • закрепить умение раскраивать лоскуток;
  • закрепить умение шить по волнистой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

Модуль (блок) 3. «Лоскутная мозаика»

1. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Изготовление прихваток»

  • познакомить с раскройкой ткани;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

2. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Веселый рушник» (полотенце)

  • продолжать учить кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

3. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Фартук»

  • продолжать учить кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

4. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Изготовление салфетки для сюжетно-ролевой игры»

  • продолжать учить кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

5. Выбор модели, пошив кухонных принадлежностей «Скатерть – самобранка»

  • продолжать учить кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

6. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Думочка»

  • закрепить умение детей кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

7. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Простынь»

  • закрепить умение детей кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

8. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Наволочка»

  • закрепить умение детей кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

9. Выбор модели, пошив постельных принадлежностей «Волшебное покрывало»

  • закрепить умение детей кроить ткань;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

Модуль (блок) 4. «Кукольное ателье»

1. «Платье для куклы»

  • Учить детей раскраивать ткань при помощи лекала;
  • закрепить умение наметывать детали раскроя;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

2. «Правила обработки боковых швов изделия платья»

  • учить детей обрабатывать иголкой боковые швы деталей платья;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

3. «Пошив платья для куклы»

  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

4. «Выбор нового фасона блузки»

  • учить выбирать новый фасон блузки;
  • продолжать учить детей раскраивать ткань при помощи лекала;
  • закрепить умение наметывать детали раскроя;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

5. «Правила обработки боковых швов изделия блузки»

  • продолжать учить детей обрабатывать иголкой боковые швы деталей блузки;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

6. «Пошив блузки для куклы»

  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

7. «Красивая юбка для куклы»

  • продолжать учить детей выбирать новый фасон юбки;
  • закрепить умение детей раскраивать ткань при помощи лекала;
  • закрепить умение наметывать детали раскроя;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

8. «Пошив юбки для куклы»

  • закрепить умение детей обрабатывать иголкой боковые швы деталей юбки;
  • закрепить умение шить по прямой на детской швейной машине;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать уважение к труду, усидчивость, терпение и аккуратность.

9. Дефиле, демонстрация готового изделия.

  • показ эксклюзивной демонстрации одежды для кукол;
  • умение задумать и показать готовый результат — дефиле
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год