Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
"Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения "Основам столярного дела"
Труд
Автор: Пономарёв Евгений Николаевич   
06.10.2017 15:28

Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения Основам столярного дела"Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения "Основам столярного дела"

В предложенной теме существует несколько краеугольных понятий, многими понимаемые скорее интуитивно, на основе жизненного опыта, что даёт мне повод расшифровать их по определениям, принятым в научном мире.

Что же это за понятия? Коррекция; пространство; ориентирование.

Коррекция — алгоритм действий направленных на исправление, доводку, «шлифовку» каких либо явлений, процессов, направлений деятельности человека.

Пространство — это всеобъемлющее понятие окружающего мира с наскока, быстро, не поддаётся определению и для того чтобы понять, что же это такое, необходимо обратиться к истории его развития.

Ещё во втором веке до нашей эры жил греческий философ и математик Декарт. На тот момент, многие понятия, принятые в нашем современном мире ещё не существовали или существовали в зачаточном виде, а философами назывались люди, отстранённые от житейских забот и полностью погруженные в собственные ощущения на основе которых пытались, и не безуспешно, строить собственные логические цепочки. Декарт же первым шагнул дальше и применил имеющиеся знания геометров, решающих задачи в плоскости, в так называемой сетке координат X и Y, но добавил третью ось — Z. Действительно, кроме длины и ширины существует и третья величина — высота, и это для нас, взрослых, естественно, но только не для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Впервые ребёнок начинает полноценно знакомиться с окружающим миром только после того, как встанет на ноги, переходя из плоскости ползания в трёхмерный мир, наблюдаемый с высоты своего роста. К этому моменту у ребёнка практически сформирован такой важный сегмент мозга, как мозжечок или гипофиз, отвечающий как за поддержание равновесия, так и за позиционирование себя в окружающем мире. Активное развитие обоих полушарий мозга у здорового ребёнка происходит до трёх лет, что нельзя сказать о детях с задержкой умственного развития.

Одной из задач, решаемых на уроках труда как раз и является набор действий по корректировке и развитию таких понятий как горизонталь, горизонтальная плоскость; вертикаль и, соответственно, вертикальная плоскость; перпендикуляр и угол, отличный от прямого.

Для более эффективного, а главное, позволяющего применять чуть ли не на каждом уроке, процесса коррекции, можно воспользоваться методом мануальной имитации основных движений, применяемых в дальнейшем на практике с колюще — режущими инструментами.

Для имитации действий шилом и развития ощущения вертикали, ребёнок указательным пальцем «рабочей» руки, и это важно, упирается в столешницу, с одновременным вращением кистью, зрительно контролируя наклон пальца к столешнице, что даёт начальные ощущения возможности сознательно производить до двух действий параллельно.

Возвратно-поступательные движения раскрытой ладонью имитируют работу с пилой — ножовкой. Кисть руки и её ладонь должны при этом находиться в строго определённой плоскости, а именно — составлять плоскость перпендикулярную к столешнице парты или к плоскости пола.

Для имитации движения рубанка можно применить метод сжатых кулачков. Работа с рубанком является самой сложной в освоении навыков и умений в курсе основ столярного дела и, поэтому, движения можно разбить на два этапа:

  • первый этап — скольжение кулачков по столешнице парты, что дает ощущение поддержки, твёрдого основания
  • второй этап проводится только после неоднократного повторения предыдущего — движение кулачками «на весу». Это упражнение является особенно сложным в исполнении для детей с ОВЗ, сложным, но выполнимым для более развитых к этому моменту учеников.

Вкручивание и выкручивание шурупов по программе определяется по общепринятым методикам в конце курса и объединяется в блок «Сборка готовых изделий из древесины». Однако, опыт работы с детьми с ОВЗ показал, что данную технологическую операцию целесообразно проводить почаще на протяжении всего курса, т.к. она является самым эффективным способом заинтересованного отношения ребёнка к выполняемой работе и её результатам.

Прокалывание шилом оси вкручивания шурупа — операция. при которой необходимо сохранять вертикальность шила, независимо от давления и вращения оным. Сложно? Конечно! Но эта операция даёт ребёнку почувствовать свою силу, а в некоторых случаях, и ловкость в обращении с инструментом.

Процесс вкручивания требует от ребёнка постоянного контроля за наклоном отвёртки к шляпке шурупа — если угол отличается от прямого (вертикали), то отвёртка срывается из шлицов шляпки, что даёт эффект холостого прокручивания. Одновременно с этим, вкрученный до половины шуруп наглядно показывает результат предыдущей операции: правильно ли был произведён прокол древесины шилом. Наравне с коррекцией ощущения вертикали, при выполнении операции производится ещё и запоминание вращения по «часовой стрелке», что является немаловажным при дальнейшей работе с верстаком.

При пилении заготовок поперёк волокон ребят подстерегают две основных проблемы: наклон пилы от себя, не соблюдая вертикальность плоскости полотна (из-за желания лучше видеть процесс резания) и пиление под углом к разметке (из-за рефлекторного прижима ручки пилы к животу).

В процессе пиления ребёнку необходимо помнить, как об этих сложностях, так и о необходимости постоянно следить за вертикальностью плоскости полотна. При соблюдении всех вышесказанных условий, срез получается ровным, а самоконтроль рекомендуется производить как визуально, так и тактильно.

При строгании древесины важно правильно зажать заготовку в верстаке, равномерно выступающей над столешницей, для чего необходимо перезажать заготовку, визуально сверяя полученный результат с плоскостью столешницы.

Сам процесс строгания усложняется ещё и тем, что подвижная губка верстака прижимает заготовку под углом к неподвижной столешнице из-за его конструкционной особенности.

Сложность строгания заготовки на конус определяется тем, что, наравне со всем вышесказанным, появляется необходимость постоянного определения и контроля координат ножа при каждом движении рубанка.

Процесс коррекции пространственной ориентировки детей, как длительный (на всём протяжении курса обучения), так и комплексный:

  • на уроках физкультуры (бег; прыжки; игры в теннис, волейбол, футбол; бег на лыжах и т.д.)
  • обслуживающий труд (подметание полов, заправка постелей и т.д.)
  • питание (положение столовых приборов по отношению ко рту)
  • прогулки (вертикальное положение тела ребёнка)
  • сон (горизонтальное положение).

Необходимость развития и коррекции ориентации в окружающем пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья является повседневной и повсеместной — где бы не находился в данный момент ребёнок, с ним рядом должен быть чуткий и заботливый наставник.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 45 (166) выйдет
22 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год