Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
"Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения "Основам столярного дела"
Труд
Автор: Пономарёв Евгений Николаевич   
06.10.2017 15:28

Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения Основам столярного дела"Коррекция пространственной ориентировки детей с ОВЗ в процессе обучения "Основам столярного дела"

В предложенной теме существует несколько краеугольных понятий, многими понимаемые скорее интуитивно, на основе жизненного опыта, что даёт мне повод расшифровать их по определениям, принятым в научном мире.

Что же это за понятия? Коррекция; пространство; ориентирование.

Коррекция — алгоритм действий направленных на исправление, доводку, «шлифовку» каких либо явлений, процессов, направлений деятельности человека.

Пространство — это всеобъемлющее понятие окружающего мира с наскока, быстро, не поддаётся определению и для того чтобы понять, что же это такое, необходимо обратиться к истории его развития.

Ещё во втором веке до нашей эры жил греческий философ и математик Декарт. На тот момент, многие понятия, принятые в нашем современном мире ещё не существовали или существовали в зачаточном виде, а философами назывались люди, отстранённые от житейских забот и полностью погруженные в собственные ощущения на основе которых пытались, и не безуспешно, строить собственные логические цепочки. Декарт же первым шагнул дальше и применил имеющиеся знания геометров, решающих задачи в плоскости, в так называемой сетке координат X и Y, но добавил третью ось — Z. Действительно, кроме длины и ширины существует и третья величина — высота, и это для нас, взрослых, естественно, но только не для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Впервые ребёнок начинает полноценно знакомиться с окружающим миром только после того, как встанет на ноги, переходя из плоскости ползания в трёхмерный мир, наблюдаемый с высоты своего роста. К этому моменту у ребёнка практически сформирован такой важный сегмент мозга, как мозжечок или гипофиз, отвечающий как за поддержание равновесия, так и за позиционирование себя в окружающем мире. Активное развитие обоих полушарий мозга у здорового ребёнка происходит до трёх лет, что нельзя сказать о детях с задержкой умственного развития.

Одной из задач, решаемых на уроках труда как раз и является набор действий по корректировке и развитию таких понятий как горизонталь, горизонтальная плоскость; вертикаль и, соответственно, вертикальная плоскость; перпендикуляр и угол, отличный от прямого.

Для более эффективного, а главное, позволяющего применять чуть ли не на каждом уроке, процесса коррекции, можно воспользоваться методом мануальной имитации основных движений, применяемых в дальнейшем на практике с колюще — режущими инструментами.

Для имитации действий шилом и развития ощущения вертикали, ребёнок указательным пальцем «рабочей» руки, и это важно, упирается в столешницу, с одновременным вращением кистью, зрительно контролируя наклон пальца к столешнице, что даёт начальные ощущения возможности сознательно производить до двух действий параллельно.

Возвратно-поступательные движения раскрытой ладонью имитируют работу с пилой — ножовкой. Кисть руки и её ладонь должны при этом находиться в строго определённой плоскости, а именно — составлять плоскость перпендикулярную к столешнице парты или к плоскости пола.

Для имитации движения рубанка можно применить метод сжатых кулачков. Работа с рубанком является самой сложной в освоении навыков и умений в курсе основ столярного дела и, поэтому, движения можно разбить на два этапа:

  • первый этап — скольжение кулачков по столешнице парты, что дает ощущение поддержки, твёрдого основания
  • второй этап проводится только после неоднократного повторения предыдущего — движение кулачками «на весу». Это упражнение является особенно сложным в исполнении для детей с ОВЗ, сложным, но выполнимым для более развитых к этому моменту учеников.

Вкручивание и выкручивание шурупов по программе определяется по общепринятым методикам в конце курса и объединяется в блок «Сборка готовых изделий из древесины». Однако, опыт работы с детьми с ОВЗ показал, что данную технологическую операцию целесообразно проводить почаще на протяжении всего курса, т.к. она является самым эффективным способом заинтересованного отношения ребёнка к выполняемой работе и её результатам.

Прокалывание шилом оси вкручивания шурупа — операция. при которой необходимо сохранять вертикальность шила, независимо от давления и вращения оным. Сложно? Конечно! Но эта операция даёт ребёнку почувствовать свою силу, а в некоторых случаях, и ловкость в обращении с инструментом.

Процесс вкручивания требует от ребёнка постоянного контроля за наклоном отвёртки к шляпке шурупа — если угол отличается от прямого (вертикали), то отвёртка срывается из шлицов шляпки, что даёт эффект холостого прокручивания. Одновременно с этим, вкрученный до половины шуруп наглядно показывает результат предыдущей операции: правильно ли был произведён прокол древесины шилом. Наравне с коррекцией ощущения вертикали, при выполнении операции производится ещё и запоминание вращения по «часовой стрелке», что является немаловажным при дальнейшей работе с верстаком.

При пилении заготовок поперёк волокон ребят подстерегают две основных проблемы: наклон пилы от себя, не соблюдая вертикальность плоскости полотна (из-за желания лучше видеть процесс резания) и пиление под углом к разметке (из-за рефлекторного прижима ручки пилы к животу).

В процессе пиления ребёнку необходимо помнить, как об этих сложностях, так и о необходимости постоянно следить за вертикальностью плоскости полотна. При соблюдении всех вышесказанных условий, срез получается ровным, а самоконтроль рекомендуется производить как визуально, так и тактильно.

При строгании древесины важно правильно зажать заготовку в верстаке, равномерно выступающей над столешницей, для чего необходимо перезажать заготовку, визуально сверяя полученный результат с плоскостью столешницы.

Сам процесс строгания усложняется ещё и тем, что подвижная губка верстака прижимает заготовку под углом к неподвижной столешнице из-за его конструкционной особенности.

Сложность строгания заготовки на конус определяется тем, что, наравне со всем вышесказанным, появляется необходимость постоянного определения и контроля координат ножа при каждом движении рубанка.

Процесс коррекции пространственной ориентировки детей, как длительный (на всём протяжении курса обучения), так и комплексный:

  • на уроках физкультуры (бег; прыжки; игры в теннис, волейбол, футбол; бег на лыжах и т.д.)
  • обслуживающий труд (подметание полов, заправка постелей и т.д.)
  • питание (положение столовых приборов по отношению ко рту)
  • прогулки (вертикальное положение тела ребёнка)
  • сон (горизонтальное положение).

Необходимость развития и коррекции ориентации в окружающем пространстве детей с ограниченными возможностями здоровья является повседневной и повсеместной — где бы не находился в данный момент ребёнок, с ним рядом должен быть чуткий и заботливый наставник.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 9(21) за 2011 год
Скачать Номер 10(22) за 2011 год
Скачать Номер 11(23) за 2011 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год